Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июля 2014 года г.о. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Смоляк Ю.В.
с участием представителя заявителя Афанасьевой В.П. – Паршенко А.В. по доверенности
при секретаре Хохловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1744/14 по заявлению Афанасьевой Валентины Петровны о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Афанасьева В.П. обратилась в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным заявлением, которым просит признать незаконным решение Управления Росреестра по Самарской области об отказе в государственной регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Обязать Управление Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию права собственности Афанасьевой В.П. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> в установленный законном срок.
Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ. на основании Постановления главы администрации с. Сосновый Солонец Зелинского М.Г. от ДД.ММ.ГГГГ ей был выделен в собственность земельный участок под строительство жилого дома, было выдано Свидетельство о праве собственности на землю САМ № ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением № главы администрации сельского поселения Сосновый Солонец данному участку присвоен адрес: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. при обращении в Ставропольский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с целью перерегистрации права в соответствии ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ей было отказано в государственной регистрации на основании того, что свидетельство о праве собственности в архиве отдела отсутствует, несмотря на то, что второй оригинал свидетельства был предоставлен на обозрение при подачи документов на регистрацию. Считает, данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку согласно свидетельству о праве собственности на землю САМ № выданного ДД.ММ.ГГГГ администрацией села, Афанасьевой В.П. предоставлен в собственность земельный участок, площадью <данные изъяты> для строительства. Позднее отделом Архитектуры Ставропольской районной администрации был выдан Строительный паспорт на застройку земельного участка и составлен договор о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ. за подписью и печатью представителя отдела Архитектуры ФИО7 В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером № указано, что правообладателем земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по вышеуказанному адресу является Афанасьева Валентина Петровна, вид права - собственность. Таким образом, при составлении кадастрового паспорта участка правомочность Афанасьевой В.П. Управлением Росреестра по Самарской области проверялась.
В судебном заседании представитель заявителя Паршенко А.В., заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, администрации сельского поселения Сосновый Солонец муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили. Суд с учетом мнения представителя заявителя, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителей заинтересованных лиц.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.4 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В судебном заседании установлено, что на основании Постановления главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ. Афанасьевой В.П. был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты>. в с.<адрес>. Главой администрации сельского поселения Сосновый Солонец ДД.ММ.ГГГГ. Афанасьевой В.П. выдано свидетельство о праве собственности на землю (л.д.11).
Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 63:32:2302001:1101.
Распоряжением администрации сельского поселения Сосновый Солонец муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ. земельному участку присвоен почтовый адрес: <адрес>
Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
При обращении Афанасьевой В.П. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, для регистрации права собственности в установленном законом порядке, заявителю было отказано (копия сообщения об отказе в государственной регистрации л.д.8-10) в силу абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в виду отсутствия в архиве отдела второго экземпляра свидетельства на право собственности на землю.
В соответствии с п. 2 ст. 16 и п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Указанные документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, содержать описание недвижимого имущества.
Согласно п. 1, 2 ст. 25.2 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в п. 1 ст. 25.2 Закона о регистрации земельный участок является следующий документ:
- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Согласно ст. 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о регистрации, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом о регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
В силу положений ч. 2 ст. 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Положениями ст. 18 вышеуказанного закона установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с положениями Закона о регистрации в государственной регистрации права собственности заявителю может быть отказано лишь в случае не предоставления документов, необходимых для ее проведения, тогда как при рассмотрении дела судом установлено, что заявителем требуемый документ на регистрацию был предоставлен. Ссылка государственного регистратора на отсутствие второго экземпляра свидетельства в архиве Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Самарской области как на основание отказа в государственной регистрации права собственности являются несостоятельными. Заявитель не должен нести ответственность за хранение второго экземпляра свидетельства в архиве, поскольку сам по себе факт отсутствия какого-либо документа в архиве органа государственной власти не свидетельствует о незаконности происхождения правоустанавливающего документа.
Однако, несмотря на неправомочность отказа государственного регистратора на основании отсутствия в архиве второго экземпляра свидетельства, регистрация права собственности на земельный участок будет являться неправомерной по следующим основаниям.
Заявителем представлено на регистрацию свидетельство о праве собственности на землю, выданное ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Главы администрации с. С.Солонец Ставропольского района Самарской области.
Оформление прав граждан на земельные участки началось с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента введения в действие Закона СССР «О собственности в СССР». Выдача свидетельств о праве собственности на землю, в том числе на территории Ставропольского района Самарской области осуществлялась главами администраций сельских поселений в зависимости от местоположения земельного участка, с момента введения в действие названного Закона и до 1993г.
На территории муниципального района Ставропольский Самарской области выдача свидетельств производилась в период 1992-1993 г.г..
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", право собственности на землю удостоверялось свидетельством, имеющим законную силу до выдачи государственного акта, удостоверяющего это право. Форма свидетельства утверждалась Правительством Российской Федерации Постановлением от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм Свидетельства о праве собственности на землю”.
Пунктом 3-7 Порядка выдачи и регистрации свидетельства о праве собственности на землю, утвержденного первым заместителем председателя Роскомзема 20.05.1992г., установлено, что свидетельства выдаются гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям на основании принятых исполнительными органами Советов народных депутатов решений о предоставлении земельных участков либо о перерегистрации права на ранее предоставленный земельный участок. Указанные свидетельства на право собственности на землю выдаются гражданам должностными лицами районного, городского комитета по земельной реформе и земельным ресурсам, сельской, поселковой, городской администрации в зависимости от местоположения земельного участка. Свидетельство составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается главой администрации, решением которого предоставлен земельный участок, и скрепляется гербовой печатью. Один экземпляр свидетельства выдается собственнику земли, землевладельцу, землепользователю, второй хранится в органе, выдавшем свидетельство.
В последствии, на основании п. 2 Указа президента РФ от 11.12.1993 года № 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость», полномочия по регистрации и оформлению документов о правах на земельные участки и прочно связанные с ним недвижимость были возложены на Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.
В соответствии с п.3 Указа Президента РФ № 1767 от 27.10.1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» при первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. Таким образом, документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или прав пользования земельными участками, выданные после вступления в силу данного Указа органами местного самоуправления без регистрации в районном комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными.
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
Согласно ст. 25 ЗК РФ право собственности на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и на основании ст. 26 ЗК РФ удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Таким образом, представленный заявителем на государственную регистрацию документ в целом не соответствует требованиям действующего законодательства.
Учитывая, что в совокупности установленных обстоятельств дела, нарушения законных прав и интересов заявителя не имеется, суд считает необходимым в удовлетворении заявления Афанасьевой В.П. отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Афанасьевой Валентины Петровны – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 29 июля 2014г.