РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Геленджик 29 октября 2020 года
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Соловьяновой С. В.,
при секретаре судебного заседания Мозымове В. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ишкулова В. В.В. к Миронову В. В.ичу о государственной регистрации сделки,
установил:
Ишкулов В. В. обратился в Геленджикский городской суд Краснодарского края с исковым заявлением, уточнённым в соответствии со статьёй 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, к Миронову В. В. о государственной регистрации сделки, заключенной между ним (покупателем) и П. (продавцом), предмет сделки нежилое здание – спальный корпус №, общей площадью 1074,8 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и П. был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества – нежилого здания общей площадью 1074,8 кв. м., с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>. Сумма сделки составила 10000000 (Десять миллионов) рублей, которые были переданы П. в момент подписания договора. Согласно пункту 2 договора П. приняла на себя обязательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ передать указанный договор купли-продажи и все необходимые документы в территориальное подразделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для регистрации перехода права, и обеспечить государственную регистрацию перехода права собственности на указанное здание на имя покупателя не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ П. скончалась в г. Геленджике. Единственным наследником по завещанию является её сын Миронов В. В. Поскольку государственная регистрация сделки невозможна по причине смерти продавца истец был вынужден обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебное заседание истец Ишкулов В. В. не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в своё отсутствие, исковые требования с учётом уточнения поддержал в полном объёме, просил удовлетворить.
В судебное заседание ответчик Миронов В. В. не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в своё отсутствие, исковые требования признал в полном объёме, против их удовлетворения не возражал.
Исследовав материалы дела, оценив их с точки зрения относимости, допустимости и достаточности в совокупности, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами гражданского дела ДД.ММ.ГГГГ между Ишкуловым В. В. и П. был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества – спального корпуса № с кадастровым №, назначение: нежилое, площадь: общая 1074,8 кв. м., инвентарный №, этажность: 3, в том числе подземных этажей – 1, адрес: <адрес>.
В соответствии с пунктом 3 договора купли-продажи, истец при подписании указанного договора уплатил продавцу 10000000 (Десять миллионов) рублей. Указанный факт сторонами не оспаривался.
Акт приема-передачи как отдельный документ не составлялся в соответствии с пунктом 5 договора купли-продажи, истец принял здание у продавца в момент подписания договора купли-продажи.
В соответствии с пунктом 2 указанного договора купли-продажи П. приняла на себя обязательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ передать указанный договор купли-продажи и все необходимые документы в территориальное подразделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для регистрации перехода права, и обеспечить государственную регистрацию перехода права собственности на указанное здание на имя покупателя не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, при заключении сделки истец выполнил перед продавцом все обязательства, передав денежные средства в полном объёме, а продавец передал ему недвижимое имущество, то есть договор купли-продажи сторонами был исполнен. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ П. скончалась в г. Геленджике, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленным суду документам единственным наследником по завещанию умершей П. является её сын Миронов В. В., фактически принявший наследство после смерти наследодателя, который считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и её момента (если такая регистрация предусмотрена законом) – пункт 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании». Шестимесячный срок для принятия наследства в настоящий момент истёк.
На основании части 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 164 Гражданского кодекса РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после её регистрации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона РФ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса РФ.
Пунктом 2 статьи 223 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
На основании пункта 2 статьи 165 Гражданского кодекса РФ, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10. Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав» если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки (пункт 3 статьи 165 Гражданского кодекса РФ). Сторона сделки не имеет права на удовлетворение иска о признании права, основанного на этой сделке, так как соответствующая сделка до ее регистрации не считается заключенной либо действительной в случаях, установленных законом.
Федеральным законом от 07 мая 2013 № 100-ФЗ с 01 сентября 2013 года статья 165 Гражданского кодекса РФ изложена в новой редакции. Упомянутый в предыдущем абзаце пункт 3 статьи 165 Гражданского кодекса РФ прежней редакции соответствует пункту 2 статьи 165 Гражданского кодекса новой редакции.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по данному делу являлись факт заключения договора купли-продажи, соответствие данного договора требованиям гражданского законодательства и исполнение данного договора, в том числе факт передачи имущества и оплаты за него.
Как следует из материалов дела, препятствием для государственной регистрации сделки явилась смерть продавца.
При этом суд учитывает, что поскольку положениями Федерального закона РФ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не урегулирован порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случае ликвидации юридического лица или смерти физического лица, являвшегося одной из сторон в сделке, с учётом обстоятельств спора и сложившейся практики подлежат применению по аналогии положения пункта 3 статьи 551 Гражданского кодекса РФ, поскольку обязанность физического лица – продавца недвижимости по участию в государственной регистрации перехода права собственности не может быть исполнена по причине его смерти, хотя обязательства стороны по передаче указанного права исполнены.
Факт смерти продавца суд полагает толковать как уклонение от регистрационных действий перехода права собственности на предмет договора. Ответчик Миронов В. В. как наследник продавца, не оспаривает заявленные требования. У истца отсутствуют правовые возможности выполнить необходимые регистрационные действия по совершённой сделке.
Из сведений Единого государственного реестра недвижимости следует, что в отношении предмета сделки 28 июня 2016 года определением Советского районного суда г. Краснодара по гражданскому делу № 2-4840/2016 были приняты обеспечительные меры в виде ареста для обеспечения исковых требований К.
Вместе с тем, исковое заявление К. было оставлено без рассмотрения.
Таким образом, в настоящий момент какие-либо притязания третьих лиц на спорное имущество отсутствуют.
Учитывая, что установлен факт исполнения сторонами договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, однако регистрация не была произведена по причине смерти продавца по сделке, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Исковые требования Ишкулова В. В.В. удовлетворить в полном объёме.
Произвести государственную регистрацию перехода права собственности от П. к Ишкулову В. В.В. на объект недвижимого имущества – здание с кадастровым №, общая площадь: 1074,8 кв. м., назначение: нежилое, наименование: спальный корпус №, количество этажей (в том числе подземных): 3, количество подземных этажей: 1, материал стен: каменные, адрес: <адрес>, по договору купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между П. и Ишкуловым В. В.В..
Настоящее решение является обязательным основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвести государственную регистрацию перехода права собственности от П. к Ишкулову В. В.В. на объект недвижимого имущества – здание с кадастровым №, общая площадь: 1074,8 кв. м., назначение: нежилое, наименование: спальный корпус №, количество этажей (в том числе подземных): 3, количество подземных этажей: 1, материал стен: каменные, адрес: <адрес>, по договору купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между П. и Ишкуловым В. В.В..
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: