Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4392/2023 ~ М-3708/2023 от 27.09.2023

№2а-4392/2023

УИД 63RS0044-01-2023-005124-41

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 ноября 2023 года                        г. Самара

Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Чирковой Е.А.

при секретаре судебного заседания Елисеевой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4392/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Ивановой Е.Е. о взыскании пеней по налогу на имущество физических лиц за 2015-2016 годы, по транспортному налогу за 2015-2016 годы,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ивановой Е.Е. о взыскании пеней по транспортному налогу за 2015 год в размере 2409,77 руб. за период с 02.12.2016 по 05.05.2017, за 2015 года в размере 498,99 руб. за период с 02.12.2016 по 05.05.2017, за 2016 год в размере 1898,42 руб. за период с 02.12.2017 по 03.12.2018, за 2016 год в размере 402,01 руб. за период с 02.12.2017 по 03.12.2018, по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 48,50 руб. за период с 02.12.2016 по 05.05.2017, за 2015 год в размере 8,77 руб. за период с 02.12.2016 по 05.05.2017, за 2016 год в размере 24,12 руб. за период с 02.12.2017 по 03.12.2018, за 2016 год в размере 16,77 руб. за период с 02.12.2017 по 03.12.2018, ссылаясь на то, что она является плательщиком транспортного налога и имущественного налога физических лиц за 2015 и 2016 годы, в связи с наличием объектов налогообложения в налоговых уведомлениях №55285805 и №82724901. В добровольном порядке задолженность административным ответчиком не погашена. Вынесенный 10.06.2019 судебный приказ о взыскании указанной задолженности отменен по заявлению должника определением мирового судьи от 21.08.2023.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.

Представитель Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причину неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении судебного заседания не заявил.

В судебное заседание административный ответчик Иванова Е.Е. не явилась, извещалась надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая, что явка административного истца, административного ответчика не признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

На основании статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Иванова Е.Е. является плательщиком транспортного налога в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения транспортных средств <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , что подтверждает сведениями об имуществе налогоплательщика, карточками учета транспортных средств. Также административный истец является собственником квартиры по адресу: <адрес>.

За 2015 и 2016 годы налоговым органом начислен транспортный налог, налог на имущество физических лиц, а впоследствии пени по причине неуплаты налогов. Однако, налоговым органом не представлены налоговые уведомления по причине их уничтожения, что подтверждается актами об уничтожении объектов хранения, не подлежащих хранению от 06.07.2022 и 30.08.2022

По причине неуплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщику выставлены требования № 24021 от 27.08.2018 и №24212 от 05.10.2018, которым ответчику предложено погасить недоимку по транспортному налогу и по налогу на имущество физических лиц до 03.12.2018 и 28.11.2018 соответственно.

В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Статьей 48 НК РФ (в редакции действующей на момент направления налоговых уведомления и требования) установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статья 48 Налогового кодекса РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как указано, срок исполнения требований № 24021 от 27.08.2018 и №24212 от 05.10.2018 указан до 03.12.2018 и 28.11.2018 соответственно.

Таким образом, шестимесячный срок, установленный для обращения с заявлением о взыскании недоимки, в данном случае истекал 03.06.2019 и 28.05.2019 соответственно.

За вынесением судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 3 Железнодорожного судебного района г. Самары 04.06.2019, то есть с пропуском срока подачи заявления.

Определением мирового судьи судебного участка №3 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области от 21.08.2023 судебный приказ отменен по заявлению Ивановой Е.Е.

В срок, предусмотренный ст.48 НК РФ, 22.09.23 Межрайонная инспекция ФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с настоящим иском для взыскания пеней по транспортному налогу за 2015 год в размере 2409,77 руб. за период с 02.12.2016 по 05.05.2017, за 2015 года в размере 498,99 руб. за период с 02.12.2016 по 05.05.2017, за 2016 год в размере 1898,42 руб. за период с 02.12.2017 по 03.12.2018, за 2016 год в размере 402,01 руб. за период с 02.12.2017 по 03.12.2018, по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 48,50 руб. за период с 02.12.2016 по 05.05.2017, за 2015 год в размере 8,77 руб. за период с 02.12.2016 по 05.05.2017, за 2016 год в размере 24,12 руб. за период с 02.12.2017 по 03.12.2018, за 2016 год в размере 16,77 руб. за период с 02.12.2017 по 03.12.2018.

Налоговый орган, обратившись к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском установленного законом срока, на дату подачи заявления утратил право на принудительное взыскание с собственника спорного налога.

Уважительных причин, которые препятствовали своевременному обращению с заявлением о выдаче судебного приказа, по делу не установлено и налоговым органом не указано, несмотря на предоставление судом такой возможности.

То обстоятельство, что настоящий административный иск подан в суд в пределах шести месяцев после отмены судебного приказа, не является основанием для вывода о соблюдении налоговым органом сроков принудительного взыскания и не свидетельствует о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 г. N 479-О-О). Следовательно, соблюдение всех предусмотренных законом сроков для принудительного взыскания недоимки, в том числе и в приказном порядке, имеет существенное значение и подлежит проверке.

Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 3 статьи 46, пункте 1 статьи 47, пункте 2 статьи 48, пункте 1 статьи 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа (пункт 3 статьи 229.2, глава 26 АПК РФ). В указанном случае арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа (пункт 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ).

Приведенное разъяснение по аналогии применимо к взысканию обязательных платежей в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.

Таким образом, поскольку налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа по истечении срока на судебное взыскание недоимки, в принятии такого заявления следовало отказать. Вынесение судебного приказа само по себе не означает восстановление срока на судебное взыскание, так как вопрос о восстановлении процессуального срока требует исследования причин его пропуска, что невозможно в рамках приказного производства.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования МИФНС России №23 по Самарской области о взыскании с Ивановой Е.Е. пеней по транспортному налогу за 2015 год в размере 2409,77 руб. за период с 02.12.2016 по 05.05.2017, за 2015 года в размере 498,99 руб. за период с 02.12.2016 по 05.05.2017, за 2016 год в размере 1898,42 руб. за период с 02.12.2017 по 03.12.2018, за 2016 год в размере 402,01 руб. за период с 02.12.2017 по 03.12.2018, по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 48,50 руб. за период с 02.12.2016 по 05.05.2017, за 2015 год в размере 8,77 руб. за период с 02.12.2016 по 05.05.2017, за 2016 год в размере 24,12 руб. за период с 02.12.2017 по 03.12.2018, за 2016 год в размере 16,77 руб. за период с 02.12.2017 по 03.12.2018 удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области к Ивановой Е.Е. о взыскании пеней по транспортному налогу за 2015 год в размере 2409,77 руб. за период с 02.12.2016 по 05.05.2017, за 2015 года в размере 498,99 руб. за период с 02.12.2016 по 05.05.2017, за 2016 год в размере 1898,42 руб. за период с 02.12.2017 по 03.12.2018, за 2016 год в размере 402,01 руб. за период с 02.12.2017 по 03.12.2018, по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 48,50 руб. за период с 02.12.2016 по 05.05.2017, за 2015 год в размере 8,77 руб. за период с 02.12.2016 по 05.05.2017, за 2016 год в размере 24,12 руб. за период с 02.12.2017 по 03.12.2018, за 2016 год в размере 16,77 руб. за период с 02.12.2017 по 03.12.2018 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 1 декабря 2023 года.

Судья          /подпись/ Е.А. Чиркова

Копия верна

Судья

2а-4392/2023 ~ М-3708/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Иванова Е.Е.
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Чиркова Е. А.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
27.09.2023Регистрация административного искового заявления
27.09.2023Передача материалов судье
29.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
29.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.10.2023Предварительное судебное заседание
21.11.2023Судебное заседание
01.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее