Дело № 12-13/2013
РЕШЕНИЕ
г. Мелеуз 11 июня 2013 г.
Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Абдуллина Р.Р.,
при секретаре Конышевой М.Г.,
с участием представителя ФГУ «Национальный парк Башкирия» - Гимранова С.Г. (доверенность в деле),
представителя Огрызкова А.В. – Шанина В.Л. (доверенность в деле),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Огрызкова ... на постановление главного государственного инспектора по охране территории Национального парка «Башкирия» ФИО4 <№> от <дата обезличена>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора по охране территории Национального парка «Башкирия» ФИО4 <№> от <дата обезличена> Огрызков А.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и был освобожден от административной ответственности за малозначительностью, ограничившись устным замечанием.
Не согласившись с данным постановлением, Огрызков А.В. и его представитель Шанин В.Л. обратились с жалобой в суд, обосновав ее тем, что согласно текста постановления <№> по делу об административном правонарушении от <дата обезличена> главный государственный инспектор по охране территории национального парка Башкирия ФИО4, рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении Огрызкова А.В., установил: "22 июля. 2012г. в 20час.30 мин. на территории Национального парка «Башкирия», акватории Нугушского водохранилища, являющейся особо охраняемый природной территории Федерального значения, инспекторского участка №1, было допущено административное правонарушение, выразившееся в незаконном использовании катера на акватории Нугушского водохранилища бортовой номер Р00-42БШ.. Указанными действиями Огрызков А.В. нарушил установленный режим ФГБУ НП «Башкирия».Согласно положения о ФГУ НП «Башкирия» ч.6 п.22.п.п.(в),ФЗ--<№> об ООПТ от <дата обезличена>ст.15 п(ж)». Данное постановление главного государственного инспектора по охране территории национального парка Башкирия ФИО4, считаю необоснованным и незаконным по следующим основаниям. Так главным государственным инспектором по охране территории национального парка Башкирия ФИО4 при разбирательстве были неправильно определены обстоятельств, имеющих значение для дела, имеет место факт недоказанности установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствие выводов, изложенным в постановлении, обстоятельствам дела, кроме того, главным государственным инспектором по охране территории национального парка Башкирия ФИО4 нарушены нормы материального и процессуального права. По данному факту противоправных действий ФИО11- Огрызковым А.В. в Отдел МВД России по <адрес обезличен> подано заявление о злоупотреблении служебным положением старшим государственным инспектором ФИО11, которое принято участковым УУП ОУУП и ПДН Отдела МВД РФ по <адрес обезличен> старшим лейтенантом полиции ФИО5 и было зарегистрировано в Отделе МВД РФ по <адрес обезличен> за <№> от <дата обезличена> Материалы проверки находились в отделении экономической безопасности и противодействию коррупции Отдела МВД России по <адрес обезличен> - (имеется аудиозапись о противоправных действиях ФИО11). Постановлением Мелеузовского районного суда РБ от <дата обезличена> постановление заместителя главного государственного инспектора по охране территории национального правка ФИО6 от <дата обезличена> <№> отменено, материал направлен на новое рассмотрение. Судом установлено, что заместителем главного государственного инспектора по охране территории ФГБУ Национальный парк Башкирия ФИО6 вынесено постановление <№>, в котором отсутствует ссылка на доказательства, подтверждающие виновность Огрызкова А.В. в инкриминированном ему административном правонарушении, т.е. постановление заместителя- главного государственного инспектора по охране территории национального парка ФИО6 от <дата обезличена> подлежит отмене с направлением материала об административном правонарушении на новое рассмотрение. Постановлением судьи Мелеузовского районного суда ФИО7от <дата обезличена> постановление <№> об административном правонарушении заместителя главного государственного инспектора по охране территории национального парка Башкирия ФИО6 от <дата обезличена> о наложении на Огрызкова А.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ административного взыскания в виде административного штрафа в размере ... рублей было отменено и возвращено на новое рассмотрение в ФГБУ НП Башкирия. Суд обязал, при новом рассмотрении материала об административном правонарушении должностному лицу в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ проверить все доводы Огрызкова А.В., осуществить процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ, необходимые для принятия по делу законного и обоснованного решения, что главным государственным инспектором по охране территории ФГБУ Национальный парк Башкирия ФИО4 не было сделано. Главным государственным инспектором по охране территории ФГБУ Национальный парк Башкирия ФИО4 <дата обезличена> дело об административном правонарушении в отношении Огрызкова А.В. было рассмотрено без участия Огрызкова А.В., без проверки доводов Огрызкова А.В. его действия повторно были квалифицированы как административное правонарушение, за совершение которого административная ответственность предусмотрена ст. 8.39 КоАП РФ. Несмотря отсутствие Огрызкова А.В., его не признания виновности в совершении действий, предусмотренных ст. 8.39 КоАП РФ, наличия требования о прекращении производства по делу за отсутствие состава или события административного правонарушения, было вынесено постановление о прекращении производства по делу с объявлением устного замечания Огрызкову А.В. в его отсутствие, без наличия ходатайства о рассмотрении дела без его участия в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Следовательно, составление протокола об административном правонарушении возможно только при наличии доказанной вины Огрызкова А.В., как не отделимого признака административного правонарушения. В обосновании виновности Огрызкова А.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ представлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, составленный с нарушением закона. Установленный нормами административного судопроизводства порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание органом, рассматривающим дело об административном правонарушении условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности. Огрызкову А.В., в отношении которого государственным инспектором было возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена не только возможность ознакомиться с текстом разъяснения прав, отраженных выборочно в постановлении по делу об административном правонарушении, но также разъяснены его права и обязанности, путем оглашения, с разъяснением права предоставления реальной возможность воспользоваться предоставленными ему административным законодательством правами, в частности право давать объяснения, предоставлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника. В постановлении, отсутствуют разъяснение требований административного законодательства требований ч. 4 ст. 25.5, п. 3 ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ, с отражением момента с которого считается административное дело возбуждено в отношении Огрызкова А.В. и с которого Огрызков А.В. был вправе воспользоваться юридической помощью. Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим поводом и основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, а также одним из доказательств в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего административного правонарушения. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.(часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ) 4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ) 4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 КоАП РФ). Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.(часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ) Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении(часть 6 статьи 28.2КоАП РФ). Таким образом, старшим государственным инспектором ФИО11 было допущено нарушение установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности, что не позволило Огрызкову А.В., привлекаемому к административной ответственности, в полной мере воспользоваться предоставляемыми ему правами, в том числе правом на защиту на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Указанное процессуальное нарушение в силу правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, отраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ <№> от <дата обезличена> « О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях(пункта 4),относится к разряду существенных. Поскольку допущенные при составлении протокола об административном правонарушении не могут быть устранены при рассмотрении дела, производство по делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, указанных в протоколе об административном правонарушении.
Просит суд постановление главного государственного инспектора по охране территории национального парка Башкирия ФИО4 <№> от <дата обезличена> о прекращении производства по делу об административном правонарушении, с объявлением устного замечания, отменить и производством прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.
В судебное заседание Огрызков А.В. не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия, с участием его представителя.
В судебном заседании представитель Огрызкова А.В. – Шанин В.Л. жалобу поддержал в полном объеме, по изложенным выше обстоятельствам, добавить больше нечего.
В судебном заседании представитель Национального парка «Башкирия» ФИО8, поддержав свои письменные возражения, как и в первом судебном заседании, считает жалобу Огрызкова А.В. необоснованной и не подлежащей удовлетворению, поскольку при вторичном рассмотрении принимались меры уже самим главным государственным инспектором детально разобраться о законности выявленного правонарушения, уведомление о повторном рассмотрении административного материала в отношении него ему вручено, но он не явился.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).
В соответствии с п. 2.8 и п. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы судом проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, кроме того, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с принципами презумпции невиновности, закрепленными в положениях ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена него вина.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона,
Согласно ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего административного правонарушения.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Постановление Мелеузовского районного суда РБ от <дата обезличена> постановление заместителя главного государственного инспектора по охране территории национального парка ФИО6 от <дата обезличена> <№> о привлечении Огрызкова А.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ отменено, материал об административном правонарушении направлен в ФГУ НП «Башкирия» на новое рассмотрение.
Постановлением <№> от <дата обезличена> (рассмотрев материалы об административном правонарушении повторно, на основании постановление Мелеузовского районного суда РБ от <дата обезличена>) прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении Огрызкова А.В., объявлено устное замечание в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность совершения административного правонарушения).
Согласно извещению директора ФГБУ НП «Башкирия» ФИО4 <№> от <дата обезличена> Огрызкову А.В. направлено письмо о просьбе явиться <дата обезличена> к 10.00 часам местного времени в административное здание ФГБУ НП «Башкирия» по адресу: РБ, <адрес обезличен> для повторного участия в рассмотрении административного дела. Доказательством о получении данного извещения является уведомление о вручении Огрызкову А.В. <дата обезличена>, где он лично расписался.
В соответствие ч. 2 ст. 15 Федерального закона от <дата обезличена> № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
а) разведка и разработка полезных ископаемых;
б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
г) предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;
д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;
е) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;
з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.
Согласно гл.6 п.22 подпункта «б» положения о ФГУ НП «Башкирия» - запрещается пребывание граждан на территории национального парка (за исключением постоянно проживающих в данной местности) без специального разрешения или входного билета), выдаваемого администрацией парка.
Как усматривается из материалов об административного правонарушении, <дата обезличена> в отношении Огрызкова А.В. составлен протокол об административном правонарушении по ст.8.39 КоАП РФ за то, что он <дата обезличена> в 20 час. 50 мин. находился на катере Аллюр-52 бортовой номер РОО-42БШ в акватории Нугушского водохранилища без пропуска. В указанном протоколе имеются подписи свидетелей ФИО9, ФИО10 о том, что Огрызков А.В. от подписи в протоколе отказался, отказался писать объяснение, отказался расписываться о том, что его известили о месте и времени рассмотрения материала об административном правонарушении. При составлении протокола применялась фотосъемка. В данный момент есть доказательства о том, что Огрызков А.В. извещен о месте и времени рассмотрения административного материала (имеется уведомление и его роспись в нем).
Суд находит выводы главного государственного инспектора по охране территории Национального парка «Башкирия» ФИО4 о виновности Огрызкова А.В. в совершении административного правонарушения обоснованными, поскольку подтверждаются вышеуказанными материалами административного дела.
Действия Огрызкова А.В. правильно квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ.
Наказание Огрызкову А.В. назначено с учетом характера совершенного правонарушения, его личности, семейного и имущественного положения.
Суд находит, что при повторном рассмотрении административного правонарушения права Огрызкова А.В. на защиту нарушены не были, поскольку Огрызкову А.В. первоначально были разъяснены его права и обязанности как лица, в отношении которого возбуждено дело в административном правонарушении, в том числе право воспользоваться юридической помощью защитника, к тому же, Огрызков А.В. был также извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, но он в присутствии свидетелей ФИО9 и ФИО10 отказался, доказательством о повторном извещении для рассмотрении материалов административного правонарушения Огрызков А.В. был извещен надлежащим образом, о чем имеется уведомление, где он лично расписался, но не явился, но это не препятствовала рассмотрения административного материала в его отсутствие.
Довод Огрызкова А.В., о том, что он не присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении опровергается показаниями свидетелей ФИО9, ФИО10, которые были приглашены в судебное заседание по ходатайству представителя Огрызкова А.В. – Шанина В.Л., в судебном заседании пояснили, что они видели, сам факт общения ФИО11 и ФИО1, что именно в этот момент составлялся протокол об административном правонарушении. Также данный довод опровергается материалами дела.
При указанных обстоятельствах, суд считает постановление главного государственного инспектора по охране территории Национального парка «Башкирия» ФИО4 от <дата обезличена> <№> о назначении Огрызкову А.В. административного наказания по ст. 8.39 КоАП РФ в виде прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении Огрызкова А.В., объявлении устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность совершенного административного правонарушения) законным, а жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора по охране территории Национального парка «Башкирия» ФИО4 <№> от <дата обезличена> о назначении Огрызкову ... административного наказания по ст. 8.39 КоАП РФ в административной ответственности за малозначительностью, ограничившись устным замечанием оставить без изменения, а жалобу Огрызкова ... и его представителя Шанина В.Л. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.
Председательствующий судья ФИО12