Дело №2-109/2021
УИД 04RS0009-01-2021-000177-41
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2021 года г. Закаменск
Закаменский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Цыденжапова З.А., при секретаре Банзаракцаевой С.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации МО «Закаменский район» к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия, Санжеевой Любови Бадмаевне, Жаповой Аюне Александровне о признании невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения умерших граждан выморочным имуществом и признании права муниципальной собственности на них,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования «Закаменский район» обратилась в суд с названным иском, указав, что просит признать невостребованные земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения умерших граждан: ...4, ...4, ...15, ...6, ...7, ...8, ...9, ...16, ...10, ...11 выморочным имуществом, признать право собственности МО «Закаменский район» на указанные невостребованные земельные доли.
Требования мотивированы тем, что собственники указанных земельных долей умерли и при жизни не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю. В газете «Бурятия» от ... ... (... Администрацией Закаменского района опубликовано сообщение о невостребованных земельных долях граждан в границах КДХ «Шара-Азарга». По истечении установленного срока с даты опубликования списка общее собрание собственников земельных долей не определило невостребованные земельные доли. В соответствии с п. 7 ст. 12.1 Федерального закона №101-ФЗ от ... «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ... главой Администрации Закаменского района было принято постановление ... «Об образовании из земель сельскохозяйственного назначения земельных участков в счет невостребованных земельных долей в границах землепользования КДХ «Шара-Азарга» на территории Закаменского района Республики Бурятия».
... проведено общее собрание участников долевой собственности на земельные доли КДХ «Шара-Азарга». Список граждан невостребованных земельных образованных в границах землепользования КДХ «Шара-Азарга» на территории Закаменского района Республики Бурятия не утвержден из-за отсутствия кворума.
При таких обстоятельствах, постановлением главы АМО «Закаменский район» было вынесено ... от ... «Об образовании из земель сельскохозяйственного назначения земельных участков в счет невостребованных земельных долей в границах землепользования крестьянско-долевого хозяйства «Шара-Азарга» на территории Закаменского района Республики Бурятия» образован из земель сельскохозяйственного назначения земельный участок в счет 165 невостребованных земельных долей в границах землепользования КДХ «Шара-Азарга» на территории Закаменского района Республики Бурятия, общей площадью 165, для последующего оформления права собственности МО «Закаменский район» на данные земельные участки.
... АМО «Закаменский район» при инвентаризации участков общей долевой собственности КДХ «Шара-Азарга» составлен список умерших лиц, в который включены ...4, ...4, ...15, ...6, ...7, ...8, ...9, ...16, ...10, ...11, которые при жизни не распорядились принадлежащей им земельной долей, в порядке, установленном действующим законодательством, после их смерти наследники не приняли наследство, имущество умерших собственников, в том числе спорные земельные доли, являются выморочным.
Определениями суда от ..., ... к участию в деле в качестве соответчика привлечены Никифорова К.А., Санжеева Л.Б., Жапова А.А., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен нотариус Закаменского нотариального округа Бадмаева С.С.
Определением суда от ... произведена замена ненадлежащего ответчика Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, привлечь в качестве надлежащего ответчика - Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия.
Определением суда от ... принят отказ представителя истца от исковых требований о признании невостребованной земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения умерших ...15, ...16 выморочным имуществом и признании права муниципальной собственности на них.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представитель истца по доверенности Вологина Д.В. обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, просила удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия, ответчики Санжеева Л.Б., Жапова А.А. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства, о чем вынесено определение.
Третье лицо нотариус Бадмаева С.С., представитель третьего лица АМО СП «Шара-Азаргинское» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ. Признание права как способ защиты гражданских прав предусмотрено ст. 12 ГК РФ и осуществляется в исковом производстве.
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 Земельного кодекса РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определяет порядок признания земельных долей невостребованными и процедуру признания муниципальной собственности на невостребованные доли.
Так, согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер, и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Согласно ч. 3, ч. 4 и ч. 5 ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей). Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Согласно ст. 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания.
Таким образом, положение вышеуказанного закона определяет ряд обстоятельств, наличие которых необходимо для решения вопроса о придании земельным долям статуса невостребованных, также дальнейших действий по распоряжению ими, а именно: соблюдение порядка публикации сообщения о невостребованных земельных долях, установление круга собственников невостребованных долей, соблюдение порядка принятия органом местного самоуправления решения об образовании земельного участка из невостребованных земельных долей, наличие решения общего собрания участников общей долевой собственности об определении местонахождения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которого равна сумме площади невостребованных земельных долей, факт установления границ земельного участка, образованного из невостребованных земельных долей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением главы администрации Закаменского района от ... «Об утверждении списка членов КДХ «Шара-Азарга» и земельного пая по КДХ» гражданам были предоставлены земельные участки, а также утвержден список граждан, в соответствии с которым каждому члену КДХ предоставлены в собственность земельные участки (земельные паи) площадью 4,67 га, в котором указаны ...4, ...4, ...6, ...7, ...8, ...9, ...10, ...11
Выпиской из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером ... разделен на доли без выделения долей в натуре. При этом умершие граждане в качестве собственников одной из долей не указаны, соответственно право собственности на земельную долю за ними в ЕГРП не зарегистрировано.
...4, ...4, ...6, ...7, ...8, ...9, ...10, ...11 умерли.
В соответствии с материалами дела, АМО «Закаменский район» был составлен список невостребованных земель КДХ «Шара-Азарга», в газете «Бурятия» ... (...) от ... были опубликованы результаты проведенной инвентаризации, а также сообщение о проведении ... собрания участников долевой собственности на землю КДХ «Шара-Азарга» (что соответствует положениям ч. 4 ст. 12.1 ФЗ №101-ФЗ).
... проведено общее собрание участников долевой собственности на земельные доли КДХ «Шара-Азарга» (что соответствует положениям ч. 5 ст. 12.1 ФЗ №101-ФЗ).
Общее собрание участников долевой собственности КДХ «Шара-Азарга» не состоялось из-за отсутствия кворума, т.е. не менее 20%, тем самым решение об утверждении местоположения земельных участков, списка земельных долей, предназначенных для выделения в счет невостребованных земельных долей, не было принято.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей. Согласно пункту 7 статьи 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
В силу пункта 8 статьи 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном названной статьей порядке невостребованными.
Суд отмечает, что рассматриваемые отношения имеют специальное правовое регулирование в силу характера объекта, при этом Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующий отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, предусматривает (не исключает) признание за органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
В связи с чем, главой АМО «Закаменский район» было вынесено постановление ... от ... «Об образовании из земель сельскохозяйственного назначения земельных участков в счет невостребованных земельных долей в границах землепользования крестьянско-долевого хозяйства «Шара-Азарга» на территории Закаменского района Республики Бурятия».
Из вышеперечисленного судом установлено, что предусмотренный законом порядок придания земельным долям статуса невостребованных, формирования из них земельного массива, истцом был соблюден.
Согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. №9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 г. №147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. №432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. №9 «О судебной практике по делам о наследовании» выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Анализируя изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующего законодательства, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом - невостребованными земельными долями возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым относится ответчик - Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Принимая во внимание вышеприведенные положения законодательства, установленные по делу обстоятельства, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия является надлежащим ответчиком по исковым требованиям о признании права муниципальной собственности на выморочное имущество в виде невостребованных земельных долей, принадлежащих умершим.
Таким образом, учитывая, что собственники земельных долей при жизни не распорядились ими в порядке, установленном действующим законодательством, после их смерти наследники не приняли наследство, имущество умерших собственников, в том числе спорные земельные доли, является выморочным.
Таким образом, исковые требования истца о признании права муниципальной собственности на земельные доли: ...4, ...4, ...6, ...7, ...8, ...9, ...10, ...11 суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании вышеприведенных норм законодательства, поскольку, как установлено судом, данные лица распорядительные действия в отношении земельных долей более трех лет не осуществили, земельными долями не пользовались, никаких доказательств обратного, иных данных, которые бы суд мог положить в основу своих противоположных выводов, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, представлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации МО «Закаменский район» к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия, Санжеевой Любови Бадмаевне, Жаповой Аюне Александровне о признании невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения умерших граждан выморочным имуществом и признании права муниципальной собственности удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования «...» на невостребованные земельные доли, являющиеся выморочным имуществом, принадлежащие на праве общей долевой собственности ...4, ...5, ...6, ...7, ...8, ...9, ...10, ...11, расположенные в пределах земельного участка с кадастровым номером ... в границах землепользования коллективно-долевого хозяйства «Шара-Азарга» муниципального образования сельское поселение «Шара-Азаргинское» Республики Бурятия, общей площадью ... га.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения через Закаменский районный суд.
Судья З.А. Цыденжапов