Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1394/2016 ~ М-1010/2016 от 31.03.2016

Р Е Ш Е Н И Е № 2 –1394/2016

Именем Российской Федерации

г. Тамбов 23 мая 2016 года

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Макаровой Е.В.

при секретаре Буряк Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления сельского хозяйства Тамбовской области к Третьяковой Н.С. о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

31.03.2016 года Управление сельского хозяйства Тамбовской области обратилось в суд с иском к Третьяковой Н.С. о взыскании материального ущерба в размере 548100 руб., причиненного государству, указав в обоснование, что Третьякова Н.С. на основании представленных в администрацию Петровского района Тамбовской области документов была включена в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 г. № 858.

В рамках указанной Программы, постановлением администрации Петровского района Тамбовской области от 01.06.2011 № 541 «Об утверждении списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов проживающих в сельской местности», в соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам - Третьякова Н.С. получила социальную выплату размере 548 100 рублей из них 361 746 руб. из федерального бюджета и 186 354 руб. из бюджета Тамбовской области на приобретение жилого дома по адресу: ***

На основании проведенной проверки МО МВД России «Мичуринский» и постановления о возбуждении уголовного дела выяснилось, что ответчик с целью участия в ФЦП « Социальное развитие села до 2012 года» и последующего получения социальной выплаты подал в администрацию Петровского района заявление на участие в программе, предоставив фиктивный трудовой договор, заключенный с ИП главой КФХ ФИО5, в с вязи с чем, ответчик не имел право на получение социальной выплаты в категории молодые семьи молодые специалисты.

В судебном заседании представитель истца Сиволобов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по тем же основаниям и пояснил, что требования основаны на материалах прекращенного уголовного дела.Правилами Программы предусмотрено предоставление надлежащих документов. Впоследствии полиция выявила, что трудовой договор, который представила Третьякова, был фиктивным, поэтому она встала на очередь незаконно. Когда гражданин находится в очереди на получение социальной выплаты, он может менять работодателя. Третьякова встала на очередь, когда работала у Цаприлова. Смена её работодателя произошла до получения субсидии. Поскольку ответчиком были представлены фиктивные документы с Цаприловым, Третьякова не могла участвовать в Программе по улучшению жилищных условий, и на тот момент не могла получить выплату.

Ответчик Третьякова Н.С. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к делу, и просила в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование своих доводов указала, что на момент подачи заявления на участие в Программе в администрацию Петровского района ею был предоставлен трудовой договор, заключенный с ИП главой КФХ ФИО5 На тот момент ей было неизвестно, что Цаприлов не оформил документы надлежащим образом и не зарегистрировал ее в качестве работника в Пенсионном фонде. По его заверениям она должна была приступить к своим обязанностям после того, как ему передаст дела и документы его бывший бухгалтер. Через незначительный промежуток времени она стала искать другое место работы, так как ее работа - это основной доход семьи, муж по состоянию здоровья не работает, получает пенсию по инвалидности. *** она устроилась экономистом к ИП КФХ ФИО7, именно с ним и Управлением сельского хозяйства ею был заключен трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста). На момент подписания данного договора, она уже работала у ФИО7, который в мае 2014 года заранее предупредил ее о сокращении должности экономиста, чтобы она смогла подыскать себе другое место работы. *** она была уволена ФИО7 в связи с сокращением должности, а *** принята на должность бухгалтера к ИП Главе КФХ ФИО8, где и работает по настоящее время. В данный момент находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Считает, что вышеизложенные факты подтверждают отсутствие у нее цели мошенническим путем получить данную социальную выплату. По договору с Управлением сельского хозяйства Тамбовской области она должна отработать не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности, то есть с ***. Трудовой договор с ИП КФК ФИО7 ею был заключен ***. Таким образом, она работает в сельской местности 3,5 года, что подтверждается представленными ею документами. После окончания отпуска по уходу за ребенком вновь выйдет на работу к ИП КФК ФИО8 и планирует дальше работать в КФХ.

С помощью социальной выплаты было приобретено жилье, где проживает ее семья, ***. Дом оформлен в общую долевую собственность на нее, мужа и дочь, *** г.р. Вся семья, включая *** прописаны по адресу приобретенного дома – ***,*** ***.

Подача заявления на участие в программе "Социальное развитие села до 2013 года" не является абсолютной гарантией получения кандидатом социальной выплаты, так как на этом этапе производится проверка администрацией и сельским советом Петровского района предоставленных сведений и документов и выносит решение о возможности включить гражданина в список лиц, которым будет предоставлена социальная выплата для приобретения собственного жилья. На момент подачи ею заявления на участие в программе в Сельский совет Петровского района и проведения проверки никаких нареканий к предоставленным ею документам не было. Соответственно она не могла знать, что трудовой договор с ИП КФК ФИО5 - фиктивный.

Возврат денег не будет отвечать целям и задачам Федеральной программы «Социальное развитие села до 2013 года». Какого-либо вреда государству в результате смены места работы не причинено, поскольку она работала и работает в настоящее время официально в сельском хозяйстве и все налоги Федеральный и областной бюджеты выплачивались.

Предоставить справку и оригинал трудового договора, заключенного с ФИО7, невозможно, поскольку отсутствует информация о его местонахождении. Трехсторонний договор она заключала с Управлением сельского хозяйства и ИП главой КФХ ФИО7, субсидию также получила, когда работала у ФИО7. Постановление о прекращении уголовного дела в связи с амнистией не обжаловала, поскольку была беременна и в тот момент должна была родить ребенка. Она не знала, что подает фиктивный трудовой договор с ИП ФИО9, так как в трудовой книжке имелась соответствующая запись о приеме на работу. Все эти годы она добросовестно работала в КФХ, поэтому считает, что у неё возникло право на получение данной выплаты.

Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу, руководствуясь при этом следующим.

Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002г. N858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" (далее- Программа). В рамках указанной Программы Управлением сельского хозяйства области реализуются мероприятия по предоставлению социальных выплат на строительство(приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности. Решение поставленных в Программе целей осуществляется в том числе и путем реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Согласно пункта 1 раздела 3 Программы определено, что основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.

Обращаясь к вопросу о конституционной обязанности Российской Федерации способствовать реализации права на жилище, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 июля 2014 года N 21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.

Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренными приложением № 16.

В соответствии с требованиями вышеуказанных Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренными приложением № 16 к федеральной целевой программе « Социальное развитие села до 2013 года», член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.)

Существенным условием данного договора являются: а)обязательства члена молодой семьи( молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору ( осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты, б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена семьи ( молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи ( молодым специалистом)обязательства, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта. Указанные нормы типового положения корреспондируют требованиям гражданского законодательства.

Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).

Согласно п. 33 Типового Положения право на получение социальных выплат имеет: молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств.

Как установлено в судебном заседании и не оспорено сторонами 05.02.2011 г. Третьякова Н.С. обратилась с заявлением о включении её в состав участников мероприятий по улучшении жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках Программы « Социальное развитие села до 2012 г.» по категории молодая семья.

На момент обращения с указанным заявлениям, её семья соответствовала всем требованиям, предъявляемым законодательством к участникам Программы, что также подтверждается записью в её трудовой книжке от 02.01.2011г. о принятии её на должность бухгалтера к ИП главе КФХ ФИО9

Кандидатура Третьяковой Н.С. была включена в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий молодых специалистов, проживающих в сельской местности, утвержденным постановлением главы *** *** от ***.

Согласно п. 42-43 Типового положения в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

Существенными условиями договора являются:

а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты;

б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта.

Во исполнение указанных условий Программы между Управлением сельского хозяйства области, Третьяковой Н.С. и ИП главой КФХ ФИО7, где на тот момент по трудовому договору *** от ***.***. работала Третьякова Н.С., был заключен договор от 20.12.2012г. об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста).

В соответствии с п. 3.2.4 договора работник обязан работать у работодателя в трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения свидетельства.

*** Третьяковой Н.С. на семью из трех человек ( *** выдано свидетельство, удостоверяющее предоставление социальной выплаты в сумме *** руб. на строительство (приобретение) жилья в сельской местности как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы « Социальное развитие села до 2013 года».

Денежные средства выделены в установленном порядке и использованы Третьяковой Н.С. по целевому назначению - на приобретение дома по адресу: ***, ***, ***, что также подтверждается свидетельствами о праве собственности.

Согласно выписки из домовой книги в указанном доме зарегистрированы ответчик Третьякова Н.С., её муж (*** двое малолетних детей, ***.

Из трудовой книжки Третьяковой Н.С., справки ИП Главы КФХ ФИО8 от 10.05.2016г. и трудовых договоров от ***. следует, что с ***.***. по настоящее время Третьякова Н.С. беспрерывно работает в КФХ, а именно в сельском хозяйстве на протяжении 3,5 лет.

Действительно, 27.05.2015г. на основании акта об амнистии прекращено уголовное дело в отношении Третьяковой Н.С., возбужденное 27.03.2015г. по признакам преступления, предусмотренного ст. 159.2 ч.3 УК РФ по факту предоставления ею фиктивных документов о трудоустройстве в должности бухгалтера в ИП глава КФХ ФИО9, а именно приказа *** от 20.11.2012г. об увольнении с работы.

Вместе с тем, свидетельство о предоставление социальной выплаты и денежные средства в сумме 548100 руб. были ей выплачены после заключения тройственного договора между Управлением сельского хозяйства области, Третьяковой Н.С. и ИП главой КФХ ФИО7 от 20.12.2012г., в котором определены права и обязанности сторон по предоставлению, получению и использованию социальной выплаты.

Свидетельство Третьякова Н.С. получила ***, работая на тот период по трудовому договору, заключенному ею еще *** с ИП главой КФК Воропаевым. *** данный трудовой договор был расторгнут в связи с сокращением штата,12 августа Третьякова Н.С. заключила трудовой договор с ИП КФК ФИО8, у которого работает по настоящее время.

Таким образом, на протяжении 3,5 лет с момента получения выплаты Третьякова Н.С. работает в сельском хозяйстве, продолжает проживать в селе, ведет деятельность, направленную на развитие сельского хозяйства, что соответствует задачам и условиям реализации Программы.

Статья 8 ГК РФ устанавливает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Гражданские права и обязанности возникают, в числе прочего, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей и вследствие неосновательного обогащения.

Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Свои обязательства в части целевого использования средств социальной выплаты Третьякова Н.С. исполнила, осуществив покупку дома на сумму *** руб., отвечающего требованиям Программы, что подтверждается документами о государственной регистрации права – свидетельством об общей долевой собственности от *** *** серия 68 АБ на имя Третьяковой Н.С.; свидетельством от *** *** серия *** на имя ФИО1, *** рождения; свидетельством от *** *** серия *** *** на имя ФИО2, *** рождения, в соответствии с которыми, Третьякова Н.С. зарегистрировала право общей долевой собственности на домовладение по адресу: ***, ***, общей площадью ***.м.

При разрешении вопроса о надлежащем или ненадлежащем исполнении условий договора в части предоставления документов, содержащих достоверные сведения ( подпункт 2 пункта 5.2 раздела 5 договора № 264 от 20.12.2012 г. об обеспечении жильем молодой семьи) суд исходит из следующих обстоятельств: 27 марта 2015 года в отношении Третьяковой органами дознания было возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.159.2 УК РФ по факту предоставления ею фиктивного трудового договора, заключенного с ИП КФК Цаприловым 2 января 2011 года, в связи с чем, по мнению истца, права на социальную выплату она не имела. 27 мая 2015 года данное уголовное дело было прекращено в связи с изданием акта об амнистии. Данные обстоятельства повлекли предъявление иска к Третьяковой со стороны Управления сельского хозяйства области о взыскании ущерба, причиненного в результате её мошеннических действий государству, так как на момент подачи заявления на участие в Программе в администрацию Петровского района ею был предоставлен фиктивный трудовой договор с ПИ главой КФХ Цаприловым.

В судебном заседании Третьякова пояснила, что ей не было неизвестно о том, что ИП КФК Цаприлов не оформил документы надлежащим образом и не зарегистрировал её в качестве работника в Пенсионном фонде. После расторжения трудового договора с ИП КФК Цаприловым, она 01.12.2012 г. заключила трудовой договор с ИП КФХ ФИО7, и именно с ним и Управлением сельского хозяйства ею *** был заключен трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста). На момент подписания данного договора, получения выплаты ( субсидии), она уже работала у ИП КФХ ФИО7.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что документы, поданные Третьяковой Н.С. в администрацию Петровского района для получения социальной выплаты на приобретения жилья, не влекут каких-либо существенных нарушений договора с её стороны, и соответственно данное обстоятельство не может являться поводом для истребования у неё ранее предоставленной социальной выплаты.

Таким образом, законных оснований для взыскания в настоящее время с Третьяковой Н.С. средств социальной выплаты в размере *** руб. не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления сельского хозяйства Тамбовской области о взыскании с Третьяковой Н.С. *** руб. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Макарова

Решение изготовлено в окончательной форме 27.05.2016г.

Судья - Е.В. Макарова

2-1394/2016 ~ М-1010/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление сельского хозяйства Тамбовской области
Ответчики
Третьякова Наталья Сергеевна
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбова
Судья
Макарова Елена Владимировна
Дело на странице суда
sud24--tmb.sudrf.ru
31.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2016Передача материалов судье
01.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2016Подготовка дела (собеседование)
26.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2016Судебное заседание
27.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее