Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1498/2023 ~ М-734/2023 от 10.03.2023

Дело №2а-1498/2023

УИД 63RS0044-01-2022-002346-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    07 августа 2023 г. г. Самара

Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Чирковой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шуваркиной Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1498/2023 по административному исковому заявлению Бокова А.Н. к начальнику ИВС Управления МВД России по г. Самара, Управлению МВД России по г. Самара, МВД России, с участием заинтересованных лиц Министерства финансов РФ в лице казначейства УФК по Самарской области, ФКУЗ МЧС-63 ФСИН России по Самарской области, прокуратуры города Самары, о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания,

УСТАНОВИЛ:

Боков А.Н. обратился в Железнодорожный районный суд г. Самары с административным иском к начальнику ИВС Управления МВД России по г. Самаре, заинтересованному лицу Министерству финансов РФ в лице казначейства УФК по Самарской области о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в изоляторе в размере 300 000 руб.

В обоснование заявленных требований указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был доставлен в ИВС Управления МВД России по г. Самаре и помещен в камеру , в которой санитарные условия являются критическими, площадь камеры не соответствует метражу, установленному на одного человека. На тот момент в камере находилось четыре человека. Санитарный узел не закрыт, находится под обзором камер, которые расположены в камере, исправление естественных потребностей осуществляется при сокамерниках, что унижает человеческое достоинство подозреваемых и обвиняемых. Подача воды в санузле, то есть туалете, осуществляется сотрудниками по просьбе людей, которые находятся в камере, которые зачастую остаются без внимания уполномоченных лиц, так как сотрудники их игнорируют, поэтому невозможно справить нужду, так как лишены воды.

В умывальнике из крана идет очень горячая вода, в которой невозможно умыться, потому что можно получить ожоги. Также она не питьевая, утолить жажду ей невозможно.

Камера ИВС не оснащена розетками и не работает радиоточка. Предметы мебели (стол, табуреты) не соответствуют стандартам, т.е. их края острые и их расположение очень неудобное и препятствует приему пищи. Вентиляция не работает и отсутствуют ежедневные прогулки. Также в ИВС грубейшем образом нарушена пожарная безопасность.

Как указывает административный истец, он получил моральные и нравственные страдания. По приезду в СИЗО-1 Боков А.Н. обратился к психотерапевту. Боков А.Н. имеет ряд хронических заболеваний: <данные изъяты>. Нахождение в ИВС очень сильно сказалось на его здоровье, и он обратился к врачу-инфекционисту с жалобами об ухудшении его здоровья. Ему в срочном порядке была назначена <данные изъяты>.

Определениями суда от 15.03.2023, 05.04.2023, 05.05.2023, 30.05.2023 к участию в рассмотрении дела в качестве административных соответчиков привлечены МВД России, Управление МВД России по г. Самаре, в качестве заинтересованного лица – ФКУЗ МЧС-63 ФСИН России по Самарской области, прокуратура г. Самары (л.д. 1-2, 32-33, 124, 151, том 1).

Административный истец Боков А.Н., участвующий в судебном заседании в соответствии со ст. 141 КАС РФ посредствам видеоконференц-связи с ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области, заявленные требований поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные, изложенным в административном иске.

Административный ответчик начальник ИВС Управления МВД России по г. Самаране явился в судебное заседание, извещен надлежащим образом.

Представитель административных ответчиков У МВД России по г. Самара, МВД России по доверенности Нагорная С.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных Боковым А.Н. требований, позицию, изложенную в письменных объяснениях на административное исковое заявление (л.д. 39-43, том 1) поддержала в полном объеме. Пояснила, что Боков А.Н. содержался в ИВС Управления МВД России по г. Самара в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере , площадью кв.м., по кв.м. на каждого человека. При поступлении в ИВС Боков А.Н. был ознакомлен с правилами внутреннего распорядка ИВС, материальной ответственностью за порчу имущества, с перечнем вещей, разрешенных к хранению в камерах ИВС, о чем имеется запись в журнале учета лиц, поступивших в ИВС, ознакомился с нормативно-правовыми документами, регламентирующими порядок содержания в ИВС, с информацией о правилах поведения подозреваемых и обвиняемых; о правилах внутреннего распорядка ИВС; об адресах компетентных органов г. Самары и Самарской области; выпиской из Федерального Закона РФ от 15.07.1995 № 1ОЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; перечень продуктов питания, которые могут получать в передачах; выписка из приказа МВД России от 22.11.2005 № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания в органах внутренних дел». 18.01.2023 Боков А.Н. в удовлетворительном состоянии был этапирован с личным делом конвоем ОБОиКПО Управления МВД России по г. Самаре в Промышленный районный суд г. Самары, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области, что подтверждается журналом регистрации выводов подозреваемых и обвиняемых из камер. На момент поступления и осмотра Бокова А.Н. телесные повреждения не обнаружены, жалоб на состояние здоровья не предъявлял, о чем имеется соответствующая запись и его собственноручная роспись в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС. Ежедневная прогулка является правом подозреваемых и обвиняемых, а не обязанностью администрации ИВС. За все время содержания в ИВС заявлений о выводе на прогулку от Бокова А.Н. не поступало. Во всех камерах имеется дневное освещение с применением ламп накаливания - в камере по одному антивандальному светильнику с энергосберегающей лампой, что соответствует нормам. Камеры ИВС оборудованы светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа. Естественное освещение обеспечивается через окна, имеющиеся в каждой камере. На всех оконных проемах камер с наружной стороны установлены металлические решетки, при этом обеспечен доступ естественного освещения. Материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ИВС, осуществляется в соответствии с требованиями ст.23 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Данная статья предусматривает, что подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельное белье, спальные принадлежности, посуда, столовые приборы и туалетная бумага. Кроме того, по просьбе подозреваемых и обвиняемых, при отсутствии на лицевых счетах необходимых денежных средств, им выдаются необходимые индивидуальные средства гигиены (мыло, зубная щетка, зубная паста или зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). В камере имеются индивидуальные спальные места, санузел с подводкой холодной и горячей воды, приватность соблюдена, 2-х ярусные кровати, умывальник, вешалка для верхней одежды, полка для туалетных принадлежностей, тумбочки, стол и скамейки. Из-за отсутствия в камерах системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °C), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности. Созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Все камеры ИВС соответствуют требованиям Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» по нормам санитарной площади - 4 кв. м на человека. Вентиляция в камерах установлена согласно п. 6.19 приказа МВД России от 25.07.2011 г. № 876. Приточно-вытяжная вентиляция располагается в стенах под потолком и ограждается металлическими решетками, воздухозаборные решетки в наружных стенах располагаются на высоте не менее 2 м от земли. УМВД России по г. Самаре с ООО «Ристория» заключен государственный контракт по организации трехразового горячего питания для лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания Управлением МВД России по г. Самаре по норме суточного довольствия согласно нормам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 205 от 11.04.2005 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, на мирное время». Готовая продукция доставляется в ИВС ООО «Ристория» согласно меню с перечнем набора блюд, порционно в одноразовой посуде, в соответствии с минимальными нормами питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 205 от 11.04.2005. При этом пища доставляется до начала завтрака, обеда и ужина за 30 минут, тем самым пища не успевает остыть. Камеры ИВС оборудованы радиоточкой для вещания общегосударственной программы. Для не допущения суицида, членовредительства и иных чрезвычайных происшествий во всех камерах ИВС установлена камера видеонаблюдения. Таким образом, нарушений требований нормативно-правовых актов Российской Федерации в части материально-бытового и медико-санитарного обеспечения следственно - арестованного Бокова А.Н. со стороны сотрудников ИВС Управления МВД России по г. Самаре не выявлено.

Представитель заинтересованного лица УФК по Самарской области Левина И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще, представила письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве административного ответчика МВД России, который является распорядителем денежных средств (л.д.20-23, том 1).

Представители заинтересованных лиц ФКУЗ МЧС-63 ФСИН России по Самарской области, прокуратуры города Самары в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля заместитель начальника ИВС Управления МВД России по г. Самара Медведев Ю.В. показал, что Боков в ИВС находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, прибыл из СИЗО №1, почти двое суток содержался. В ИВС на каждом этаже имеется приточная вытяжка. Она обслуживается. В камерах, в том числе, имеется вентиляция. Прогулки в ИВС по желанию лиц, подозреваемые и обвиняемые в ИВС записываются в течение дня. Санитарная зона отгорожена перегородка с дверкой приватности. Видеокамера находится в камере, направлена на туалетную зону. Розеток нет, не предусмотрено в целях безопасности. Радиоточка имеется в каждой камере. Радио включается на весь ИВС. При смене конвоя, включают утром, либо выключают на ночь радио. В камерах во всех одинаково включается радиоточка на целый день. В туалет есть доступ воды постоянный. Есть и горячая, и холодная вода. Стул и стол прикручены к полу. В ИВС пожара не было. Также пояснил, что на человека положено 4 кв.м в камере.

Заслушав показания сторон и свидетеля Медведева Ю.В., изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. Аналогичные положения получили закрепление в ст. 21 Конституции РФ, ст. 4 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» пункт 15 содержит разъяснения, согласно которым исходя из практики применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Следует учитывать, что условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст.ст. 17, 21 и 22 Конституции РФ).

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права (п. 1).

Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (ст. 46 Конституции РФ) (пункт 4).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным главой 22 КАС РФ, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 227.1 КАС РФ (ч. 3 ст. 227.1 КАС РФ).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).

Установлено, что Боков А.Н., обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 161 УК РФ, в период с 22 ч. 20 мин. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ИВС Управления МВД России по г. Самаре в камере .

Обращаясь в суд с административным иском о присуждении компенсации морального вреда, Боков А.Н. указывает на ненадлежащие условия содержания в ИВС Управления МВД России по г. Самаре.

Оценивая указанные доводы, суд исходит из следующего.

В силу п. 12, 14, 15 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22.11.2005 №950, принятым в ИВС подозреваемым и обвиняемым предоставляется информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб. Указанная информация может предоставляться подозреваемым и обвиняемым как в письменном виде, так и устно. В течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере. Подозреваемые и обвиняемые, прошедшие санитарную обработку, получают постельные принадлежности.

Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

В индивидуальное пользование подозреваемых и обвиняемых предоставляется спальное место, постельные принадлежности (матрац, подушка, одеяло), постельное белье (две простыни, наволочка), полотенце, столовая посуда и столовые приборы на время приема пищи. Бритвенные принадлежности выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю.

Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды); издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств; предметы для уборки камеры; уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС) (п. п. 43, 44 Правил).

Пунктом 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 122 ПВР лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС (пункт 123 Правил).

Положениями пункта 124 ПВР установлено, что с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах. При отсутствии медицинского работника медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник полиции, с последующим осмотром медицинским работником. Подозреваемые и обвиняемые знакомятся с записями в документах и журналах, фиксирующих результаты медицинского освидетельствования, под их личную роспись.

Приказами МВД РФ N 1115 и Минздрава РФ N 475 от 31 декабря 1999 года утверждена Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, в соответствии с которой медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В случае отсутствия в ИВС медицинских работников функции по медико-санитарному обеспечению подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений возлагаются на медицинских работников здравпункта городского, районного и линейного органа внутренних дел. Лица, нуждающиеся в скорой медицинской помощи, а также амбулаторном либо стационарном обследовании и лечении по поводу онкологических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета, других заболеваний, при которых показано непрерывное наблюдение и лечение, обеспечиваются необходимой медицинской помощью в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (пункт 1).

В соответствии с пунктом 7 указанной Инструкции основными задачами медицинских работников ИВС являются, в том числе, организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС; осуществление противоэпидемического обеспечения лиц, содержащихся в ИВС.

Пунктом 8 Инструкции предусмотрено, что при оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют: активное выявление инфекционных, венерических, кожных, психических, паразитарных и других опасных заболеваний путем проведения медицинских осмотров: при поступлении, при проведении покамерных обходов, при обращениях за медицинской помощью, при убытии из ИВС; оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи; организацию оказания скорой медицинской помощи; организацию консультаций больных, нуждающихся в медицинской помощи; организацию и осуществление госпитализации лиц, нуждающихся в стационарном лечении.

В течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. При этом обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний, пораженность педикулезом, чесоткой. Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете. Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС (пункт 9 Инструкции).

Согласно пункту 10 Инструкции в случае отсутствия медицинского работника в период поступления в ИВС вновь прибывших лиц, дежурный по ИВС, а при отсутствии штатного дежурного по ИВС - дежурный (помощник дежурного) по органу внутренних дел, опрашивает их о состоянии здоровья. При наличии жалоб от вновь поступивших лиц на плохое самочувствие или признаках заболевания (травмы) дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) обязан немедленно вызвать медицинского работника ИВС либо бригаду скорой медицинской помощи. О результатах опроса подозреваемых и обвиняемых, заявленных при этом жалобах на состояние здоровья и оказанной нуждавшимся медицинской помощи производятся необходимые записи в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, который хранится в медицинской части ИВС, а в период отсутствия медицинского работника - у дежурного по ИВС (дежурного, помощника дежурного по органу внутренних дел).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", часть 7 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что при поступлении в ИВС Управления МВД России по г. Самаре Боков А.Н. с Правилами внутреннего распорядка изолятора ознакомлен, в день поступления в ИВС ДД.ММ.ГГГГ им пройдена санитарная обработка одежды и помывка; при поступлении в изолятор из личных вещей, разрешенных к хранению на территории ИВС имел русы 3 пары, носки, олимпийка, рубашка, таблетки, ремень, бритвенный станок, крем для бритья, что подтверждается подписью административного истца в камерной карточке (т.1 л.д.57-58).

Так же из материалов дела следует, что Боков А.Н. при поступлении в ИВС был опрошен о состоянии его здоровья медицинским сотрудником, однако каких-либо жалоб не высказал, о заболевании <данные изъяты> не сообщил, что зафиксировано в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и подтверждено соответствующей подписью Бокова А.Н. в журнале (т.1 л.д. 54).

Согласно журналу медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС с жалобами на состояние здоровья в период содержания в ИВС Боков А.Н. не обращался.

Кроме того, согласно журналу для регистрации заявлений, жалоб, ходатайств жалобы от Бокова А.Н. в части ненадлежащих условий содержания в ИВС и неоказания ему медицинской помощи не поступало, что не оспаривается административным истцом.

В период пребывания в ИВС Управления МВД России по г. Самаре Боков А.Н. содержался в камере , санитарной площадью кв.м, т.е. по 4 кв.м на каждого человека, что соответствует требованиям ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Согласно пояснениям административного ответчика и фотоматериалов установлено, что камера исправительного учреждения представляет собой комнату, оборудованную индивидуальным спальным местом, санузлом с проводкой холодной воды, двухъярусной кроватью, умывальником, вешалкой для верхней одежды, тумбочкой, столом и скамейкой, что Боковым А.Н. не оспаривалось.

Из показания истца следует, что санузел не соответствует предъявляемым к нему требованиям, исправление естественных потребностей подозреваемые и обвиняемые вынуждены осуществлять под камерами.

Пунктом 12.2.4 свода правил 500.1325800.2018 проектирования здания полиции предусмотрено, что умывальники и унитазы в помещениях ИВС необходимо размещать в отдельных кабинах размерами 1,1 * 1,6 м с дверьми, открывающимися наружу. Кабина должна иметь ограждение высотой 1,2 м от пола санитарного узла.

Установлено, что в запираемых помещениях ИВС Управления МВД России по г. Самаре установлена разновидность унитаза типа «Чаша Генуя» (напольный унитаз), монтированный в пол и соединенный с канализацией, смыв производится с помощью водопроводного крана.

Вместе с тем представленные в дело фотоматериалы свидетельствуют о несоответствии санитарного узла ИВС вышеприведенным требованиям закона, санитарное оборудование в виде унитаза расположено на кафельном выступе, за счет которого высота экрана, отделяющего унитаз от остального помещения, составляет менее 1,2 м, что противоречит требованиям СП 500.1325800.2018.

В практике Европейского Суда по правам человека как ненадлежащие условия содержания и нарушение ст. 3 Конвенции рассматривается отсутствие туалетного оборудования, которое огорожено от остального помещения с тем, чтобы обеспечивалась приватность отправления санитарно-гигиенических процедур.

В этой связи доводы административного истца в указанной части суд находит обоснованными.

Доказательств обратного стороной административного ответчика не представлено, указание представителя ответчика на соответствие санитарных узлов необходимым требованиям приватности судом во внимание не принимаются, являются голословными, письменными доказательствами по делу не опровергаются.

В камерах, рассчитанных на несколько заключенных, санитарное оборудование должно быть полностью отгорожено, в том числе до потолка, а отсутствие ограждения многократно признавалось нарушением Конвенции по права человека Европейским судом по правам человека. Ответчик не предоставил суду доказательств того, что применение столь низких перегородок вызвано необходимостью обеспечения безопасности.

Само по себе применение перегородок туалета высотой 120 см является нарушением принципов гуманизма, уважения человеческого достоинства (ст.4 ФЗ РФ №103, ст.3 Конвенции), так как не обеспечивает достаточную приватность.

Судом отклоняется довод административного истца о нарушении его прав в связи с ограниченным доступом к источникам воды. Как указывает административный истец, подача воды в санузле, то есть туалете, осуществляется сотрудниками по просьбе людей, которые находятся в камере, которые зачастую остаются без внимания уполномоченных лиц, так как сотрудники их игнорируют. Данные обстоятельства не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела. Как следует из показаний свидетеля Медведева Ю.В., в туалете есть доступ воды постоянный, есть и горячая, и холодная вода. Оснований не доверять показаниям свидетеля, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, у суда не имеется.

Ссылки административного истца на оснащенность камерных помещений ИВС Управления МВД России по г. Самаре видеонаблюдением, что также нарушает приватность содержащихся в нем лиц, судом отклоняются, поскольку наличие антивандальных камер предусмотрено СП 500.1325800.2018, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.01.2018 №19\пр, и п. 8 Приказа №876.

С учетом требований п. 6.16 Приказа МВД №876 общее освещение обеспечивается антивандальными светильниками с люминесцентными лампами или с лампами накаливания, которые устанавливаются на потолке. В соответствии с п. 412 Наставления по служебной деятельности ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 №140дсп (далее - Наставление), на всех оконных проемах камер с наружной стороны установлены металлические решетки, при этом обеспечен доступ естественного освещения.

Согласно акту измерения освещенности от 11.11.2015, составленного в присутствии заместителя начальника ИВС Управления МВД России по г. Самаре, заместителя председателя ОНК по Самарской области и начальником ООО и КСУП УОООП ГУ МВД России по Самарской области, освещенность камерных помещений соответствует установленным нормам, превышает минимальное значение освещенности. Измерения производились прибором Люксмерт – пульсметр – яркометр (ГОСТ 8.665-2009).

В силу п. 6.19 Приказа МВД в ИВС Управления МВД России по г. Самаре установлена приточно-вытяжная вентиляция, которая располагается в стенах под потолком и ограждается металлическими решетками. Воздухозаборные решетки в наружных стенах располагаются на высоте не менее 2 м от земли.

Между тем, оборудование камер ИВС Управления МВД России по г. Самаре электрическими розетками Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел не предусмотрено, в целях безопасности.

Требований в отношении материала изготовления предметов мебели, находящихся в камерах ИВС, действующим законодательством не предусмотрено, в силу п. 12.2.3 Свода Правил 500.1325800.2018 все оборудование помещений в ИВС должно быть прикреплено наглухо к полу или стенам, острые углы и выступы должны быть округлены.

Согласно п. 14 ст. 16 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых.

Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусматривает, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно - процессуальным кодексом РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей.

Федеральный закон предусматривает, что порядок проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых должен быть установлен Правилами внутреннего распорядка. Глава XV Правил внутреннего распорядка регламентирует порядок проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии с п. п. 130, 132 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 №950, подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов.

В п. 11 ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено право подозреваемого и обвиняемого пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Как следует из административного иска, право Бокова А.Н. на ежедневные прогулки в период его нахождения в ИВС Управления МВД России по г. Самаре реализовано не было.

Согласно пояснениям представителя административного ответчика, ежедневные прогулки являются правом подозреваемых и обвиняемых, которым Боков А.Н. не воспользовался.

Оснований согласиться с выводами ответчика суд не находит, поскольку из вышеприведенных норм прямо следует, что предусмотренное законодателем право подозреваемых и обвиняемых на прогулку порождает для администрации следственного изолятора временного содержания обязанность проведения ежедневных прогулок для указанных лиц. Порядок формирования заявки либо иных заявлений на проведение ежедневных прогулок Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых не содержат.

    Доводы административного истца о нарушении пожарной безопасности в ИВС суд находит обоснованными.

Прокуратурой г. Самары в связи с поступившим обращением Бокова А.Н. совместно со специалистом территориального отделу Росздравнадзора по Самарской области, Управления Роспотребнадзора по Самарской области, ОНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области проведена проверка на предмет соблюдения федерального законодательства, в том числе в изоляторе временного содержания, о чем отражено в ответе Прокуратуры г. Самары в адрес Бокова А.Н.

В ходе выездной проверки прокуратуры г. Самары в ИВС по адресу: г. Самара, ул. Пионерская, д. 25 установлено, что в нарушение пп.Б п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее - ППР в РФ) в подвальном этаже осуществляется хранение мебели, оборудования и других предметов. Не произведена заделка негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными коммуникациями в полу поэтажного коридора на четвертом этаже, в стене коридора из складских помещений в подвальном этаже, что является нарушением п.15 ППР в РФ. На объекте защиты не хранится документация, подтверждающая класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности строительных материалов (линолеум) применяемых для отделки полов на путях эвакуации коридора пятого этажа, что является нарушением п.25 ПНР в РФ.

Кроме того, входе проверки было выявлено, что в нарушение п. 2.7 СП 2.1.3678- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» покрытия полов, стен имеют дефекты и повреждения, следы протекания и признаки поражений грибком.

В нарушение подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства РФ от01,06.2021 № 852 УМВД России по г. Самаре, не организован внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

По результатам проведенной прокуратурой г. Самары проверки начальнику У МВД России по г. Самаре было вынесено представление об устранении нарушений законодательства при содержании лиц в ИВС и специальном приемнике для отбытия административного ареста. По результатам представления УМВД России по г. Самаре была проведена служебная проверка по результатам которой в адрес сотрудников применено дисциплинарное взыскание, доводы представления нашли свое подтверждение.

Результаты проверки прокуратуры г. Самары согласуются с пояснениями административного истца и установленными по делу обстоятельствами и в своей совокупности являются основанием для присуждения в пользу Бокова А.Н. компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в камере ИВС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, частично указанные судом в настоящем решении нарушения подтверждены.

Проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, суд исходит из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы носит длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

В данном случае истец находится в СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области, из-под стражи не освобожден. Нарушения носят длящийся характер, в связи с чем, срок не пропущен. Ввиду длящегося характера действий (бездействий), срок обращения в суд применяется не к отдельному событию в период содержания под стражей, а ко всему времени, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие. Нет никаких оснований полагать, что истец обязан подавать иски за каждый день либо факт нарушений в период содержания под стражей. При этом, истец обращался с жалобой в органы прокуратуры.

Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно статье 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее по тексту - Федеральный закон N 103-ФЗ) подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.

Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.

Судом установлены по данному делу нарушения, допущенные при содержании в ИВС истца, в связи с чем, в его пользу подлежит взысканию компенсация, размер которой с учетом характера установленных нарушений, их продолжительность подлежит снижению до 6 000 руб.

Определяя надлежащего ответчика в части взыскания компенсации, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статья 1071 ГК РФ устанавливает, что в таких случаях от казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо.

Пунктом 3 ст. 125 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренном федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы.

В силу пункта 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, от имени казны Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель средств федерального бюджета. При этом в решении об удовлетворении иска должно быть указание, что соответствующая сумма возмещения взыскивается за счет средств казны РФ, субъекта РФ либо муниципального образования.

Согласно ст. 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями; и (или) получателями бюджетных средств.

В силу подпункта 100 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации" МВД России, в рамках реализуемой компетенции, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.

В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, статей 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ надлежащими ответчиками по настоящему делу являются Министерство внутренних дел РФ, как главный распорядитель федерального бюджета по ведомственной принадлежности. Поэтому Министерство Финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, и он подлежит освобождению от гражданско-правовой ответственности.

Установленная судом сумма подлежит взысканию за счет казны Российской Федерации с МВД России с учетом характера и периода допущенных нарушений.

    При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования Бокова А.Н. являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.

    Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    Административное исковое заявление Бокова А.Н. удовлетворить частично.

    Восстановить Бокову А.Н. срок на подачу административного искового заявления к ИВС УМВД России по г. Самаре, Управлению МВД России по г. Самаре о взыскании компенсации за нарушение условий содержания о компенсации морального вреда в связи с содержанием ИВС.

    Признать незаконными действия УМВД России по г. Самаре, связанные с условиями содержания Бокова А.Н. под стражей в ИВС УМВД России по г. Самара.

    Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Бокова А.Н. компенсацию за нарушение, установленных законодательством РФ условий содержания под стражей, в размере 6 000 рублей.

    В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

    Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в месячный срок со дня составления решения суда в окончательной форме.

    Мотивированное решение суда составлено 17 августа 2023 г.

    Председательствующий судья Е.А. Чиркова

2а-1498/2023 ~ М-734/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Боков А.Н.
Ответчики
У МВД России по г. Самаре
Начальник ИВС УМВД России по гор. Самаре
МВД России
Другие
прокуратура г.Самары
ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России
Мнистерство финансов РФ в лице УФК по Самарской области
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Чиркова Е. А.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
10.03.2023Регистрация административного искового заявления
10.03.2023Передача материалов судье
15.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
15.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.04.2023Предварительное судебное заседание
20.04.2023Судебное заседание
05.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Судебное заседание
20.06.2023Судебное заседание
29.06.2023Судебное заседание
10.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Судебное заседание
07.08.2023Судебное заседание
17.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее