Решение по делу № 11а-1545/2020 от 26.12.2019

Дело № 11а-1545/2020 (11а-16970/2019)     Судья Гладких Е.В.

                             Дело № 2а-2182/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 февраля 2020 года                      город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе

председательствующего Смолина А.А.,

судей              Абдрахмановой Э.Г., Ишимова И.А.,

при секретаре         Ахмировой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Военного комиссариата Челябинской области на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 07 ноября 2019 года по административному исковому заявлению Винникова Дмитрия Сергеевича к призывной комиссии Военного комиссариата Сосновского района Челябинской области, Военному комиссариату Челябинской области, Военному комиссариату Сосновского района Челябинской области об оспаривании решения,

заслушав доклад судьи Абдрахмановой Э.Г. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражения, мнение участников процесса,

установила:

Винников Д.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Военного комиссариата Сосновского района Челябинской области, в котором просит признать незаконным решение от 10 июня 2019 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, признать административного истца не прошедшим военную службу по призыву на законных основаниях, обязать выдать военный билет.

В обоснование административного иска указано, что в соответствии с выпиской из протокола призывной комиссии № 9 от 10 июня 2019 года Винников Д.С. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас Вооруженных сил Российской Федерации, ему определена категория годности «Б», показатель предназначения 2. С указанным решением не согласен, поскольку ДД.ММ.ГГГГ административному истцу исполнилось 27 лет, какие-либо действия в отношении него в рамках призыва военным комиссариатом не осуществлялись, всегда проживал по месту регистрации, повестки о явке в военный комиссариат не получал, от призыва не уклонялся.

Определением Сосновского районного суда Челябинской области от 09 октября 2019 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Военный комиссариат Челябинской области и Военный комиссариат Сосновского района Челябинской области.

Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 07 ноября 2019 года административные исковые требования Винникова Д.С. удовлетворены.

Не согласившись с постановленным по делу решением, военный комиссариат Челябинской области обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить состоявшееся по делу решение и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указывает на то, что суд первой инстанции неверно определил значимые обстоятельства по делу, обстоятельства, подлежащие доказыванию, а также неверно определил нормы материального права, подлежащие применению при рассмотрении дела. Ссылается на то, что согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 14 постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» Винников Д.С. обязан был состоять на воинском учете. Полагает не состоятельным вывод суда о том, что законодательством не установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на воинскую службу, являться в военный комиссариат самостоятельно, поскольку, согласно ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не прибывающие в запасе. Кроме того указывает, что законодательством не установлено, что военные комиссариаты обязаны проводить мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении неустановленных лиц. Более того, согласно ч. 50 постановления Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» административный истец обязан был сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования; сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания на срок более 3 месяцев, и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания. Кроме того, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых призывник не прошел военную службу. Более того, предполагается, что члены призывной комиссии беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества. Указывает, что суд не установил надлежащего ответчика по делу, извещал и рассматривал административное исковое заявление в отношении ненадлежащего ответчика.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Куклев И.А. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель административного ответчика Военного комиссариата Челябинской области Баркалая Ф.А. в суде апелляционной инстанции на доводах жалобы настаивала.

Представитель административного истца Винникова Д.С. – Куклев И.А. в суде апелляционной инстанции возражала против удовлетворения жалобы, просил решение оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст. ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав лиц, принявших участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Винников Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на воинском учете не состоял. ДД.ММ.ГГГГ года Винников Д.С. достиг 27 летнего возраста. 04 марта 2019 года Винников Д.С. обратился в военный комиссариат Сосновского района Челябинской области с заявлением о выдаче военного билета по достижению им возраста 27 лет.

Решением призывной комиссии военного комиссариата Сосновского района Челябинской области от 10 июня 2019 года (протокол № 9) Винников Д.С. на основании пп. «а» п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 52, п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» освобожден от исполнения воинской обязанности, поскольку признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас Вооруженных сил Российской Федерации, ему определена категория годности «Б», графа 2.

Проанализировав с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, установленные по делу фактические обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав всему этому оценку в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что у Винникова Д.С. были законные основания для не прохождения военной службы до достижения им возраста 27 лет, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона № 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Федеральный закон № 53-ФЗ), призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

В силу ст. 25 Федерального закона № 53-ФЗ, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона № 53-ФЗ, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28).

Пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона № 53-ФЗ введен в действие Федеральным законом от 02 июля 2013 года № 170-ФЗ, вступившим в законную силу с 01 января 2014 года.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 года № 465.

В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона № 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400 (далее Инструкция), предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению № 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.

Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Как установлено судом первой инстанции, Винников Д.С. с 22 декабря 2003 года по 21 июня 2013 года был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (Центральный район г. Челябинска); с 22 июля 2013 года по 20 января 2018 года был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <данные изъяты> (Ленинский район г. Челябинска), с 20 января 2018 года по настоящее время Винников Д.С. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <данные изъяты> (Сосновский район Челябинской области) (л.д. 20-21).

По сведениям военных комиссариатов Центрального и Советского районов г. Челябинска, Тракторозаводского и Ленинского районов г. Челябинска, Сосновского района Челябинской области, Винников Д.С. на воинском учете в указанных комиссариатах не состоял, по всем военно-учетным данным не значится (л.д. 25, 27, 49).

Из материалов дела также следует, что Винников Д.С. с 1996 года по 2005 год обучался в <данные изъяты>», получил основное общее образование (аттестат от 17 июня 2005 года); с 2005 года по 2009 год обучался в <данные изъяты>», получил средне-специальное образование (диплом о среднем профессиональном образовании от 28 июня 2009 года); с 2009 года по 2013 год в <данные изъяты>, получил высшее образование (диплом о высшем образовании от 05 июня 2013 года) (л.д. 50-52).

Также из пояснений представителя административного истца Куклева И.А. в судебном заседании следует, что административный истец Винников Д.С. от военных комиссариатов не скрывался, имел и имеет постоянную регистрацию по месту жительства на территории г. Челябинска, обучался в г. Челябинске, в период с 2008 года по настоящее время официально трудоустроен также на территории г. Челябинска.

Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.

При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Учитывая, что в отношении административного истца Винникова Д.С. мероприятия по организации призыва на военную службу в период с 2007 года до достижения им возраста 27 лет (ДД.ММ.ГГГГ) военными комиссариатами не осуществлялись, повестки о необходимости явки в военный комиссариат не направлялись, при этом обязанность самостоятельно явиться в военкомат у административного истца отсутствовала, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Винников Д.С. не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, в связи с чем, доводы жалобы об обратном являются несостоятельными.

Доводы о том, что административный истец обязан был сообщить в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, месте жительства в пределах муниципального образования; сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания на срок более 3 месяцев, и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания, также признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку административный истец не был поставлен на первоначальный воинский учет.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется комиссией по постановке граждан на воинский учет в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Предложения по персональному составу (основному и резервному) комиссий по постановке граждан на воинский учет согласовываются военным комиссаром с руководителями территориальных органов управления здравоохранением и с главами местных администраций и представляются военному комиссару субъекта Российской Федерации для последующего утверждения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). При выявлении граждан, не поставленных по каким-либо причинам на воинский учет в установленные сроки, их постановка на воинский учет осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года (п. 6 Инструкции). Однако указанные действия административным ответчиком выполнены не были, в связи с чем у административного истца не возникло обязанности по сообщению в комиссариат, в котором он не состоял на учете, указанных сведений.

Доводы жалобы о том, что дело рассмотрено судом первой инстанции в отношении ненадлежащего ответчика, подлежит отклонению, как противоречащие материалам дела.

Согласно выписке из протокола № 9 от 10 июня 2019 года, решение о признании Винникова Д.С. не прошедшим воинскую службу по призыву, не имея на то законных оснований, вынесено призывной комиссией Военного комиссариата Сосновского района Челябинской области, в связи с чем указанное лицо обоснованно привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика (л.д. 7).

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, неверной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов, а потому не могут повлечь отмены законного и обоснованного решения суда.

Судом первой инстанции постановлено решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, полагая, что обжалуемое решение суда следует оставить без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ,

определила:

решение Сосновского районного суда Челябинской области от 07 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Челябинской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

11а-1545/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Винников Дмитрий Сергеевич
Ответчики
Военный комиссариат Сосновского района Челябинской области
Призывная комиссия Военного комиссариата Сосновского района Чеклябинской области
Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Челябинской области"
Другие
Куклев Иван Александрович
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Абдрахманова Эльвира Гинитуллаевна
Дело на странице суда
oblsud.chel.sudrf.ru
26.12.2019Передача дела судье
04.02.2020Судебное заседание
11.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2020Передано в экспедицию
04.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее