РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ28 октября 2013 года Кировский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Кривошеевой О.Н.,
с участием помощника прокурора Черновой О.С.,
при секретаре Павловой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5496/13 по иску <адрес> в интересах Российской Федерации к М., К., отделу П. по <адрес> в <адрес> о признании постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания недействительной, возложении на орган миграционного учета обязанности снять иностранного гражданина с учета,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к ответчикам о признании постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания недействительной, возложении на орган миграционного учета обязанности снять иностранного гражданина с учета, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения проверки соблюдения миграционного законодательства прокуратурой <адрес> установлен факт массовой постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания без их фактического проживания там. Так, выступая в качестве принимающей стороны, М. в ДД.ММ.ГГГГ года осуществил постановку иностранных граждан на миграционный учет, по месту своей регистрации: <адрес>, п<адрес>, <адрес>. Указанные действия привели к тому, что по вышеназванному адресу в настоящее время поставлены на учет по месту пребывания более 10 граждан иностранных государств, в том числе гражданки <адрес> К.. Фактически жеК. по адресу: <адрес>, п<адрес>, <адрес>, не проживает, встала на миграционный учет по данному адресу заведомо зная, что не будет находится в данном жилом помещении в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ местом жительства К. Органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и данных о миграционном учете по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования процессов и направлен на реализацию национальных интересов РФ в сфере миграции. В целях выработки реализации государственной политики в сфере миграции органам государственной власти необходимо получать реальные данные о въезжающих, следующих транзитом через территорию РФ, временно пребывающих иностранных граждан и лиц без гражданства. Необходимость сбора такой информации обусловлена, прежде всего, необходимостью обеспечения национальной безопасности страны. Просит суд признать постановку К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, на учет по месту пребывания: <адрес>, п<адрес>, <адрес>, на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ недействительной, обязать Отдел П. по <адрес> в <адрес> снять К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, с учета по месту пребывания: <адрес>, п<адрес>, <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Ч. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила его удовлетворить.
П. по <адрес>, привлеченный к участию в деле в качестве ответчика, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен правильно и своевременно, причина неявки суду не известна. Письменного отзыва не представил.
Ответчик М. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Ответчик К. в судебное заседание не явилась, о дне судебного заседания извещена надлежащим образом, по последнему известному суду месту нахождения, в соответствии с требованиями ст. 118, 119 ГПК РФ.
Согласно ст. 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.
В соответствии со ст. 118 ГПК РФ при перемене своего адреса, лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду, судебная повестка посылается по последнему известному суду месту жительства адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчиков, а также П. по <адрес>.
Выслушав П. истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судом установлено, что в результате проверки соблюдения миграционного законодательства в <адрес> был выявлен адрес, на который принимающая сторона М. в ДД.ММ.ГГГГ года осуществил постановку иностранных граждан на миграционный учет, по месту своей регистрации: <адрес>, п<адрес>, <адрес>.
Указанные действия привели к тому, что по вышеназванному адресу в настоящее время поставлены на учет по месту пребывания более 10 граждан иностранных государств, в том числе гражданки <адрес> К..
Фактически же К. по адресу: <адрес>, п<адрес>, <адрес>, не проживает, встал на миграционный учет по данному адресу заведомо зная, что не будет находится в данном жилом помещении в течение всего периода учета по месту пребывания.
К. уроженка <адрес>, поставлена на миграционный учет по адресу: <адрес>, п<адрес>, <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно Рапорту УУП ОП № УМВД П. по <адрес> о ДД.ММ.ГГГГ, с целью проверки информации о массовой регистрации иностранных граждан по адресу: <адрес>, п<адрес>, <адрес> был осуществлен звонок на абонентский номер, указанный в рапорте. На звонок ответил мужчина, представивш9ийся М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который в ходе разговора пояснил, что по указанному адресу зарегистрированы и проживают он, его теща ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, жена ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и дочь С., ДД.ММ.ГГГГ рождения. Со слов М. массовой регистрации иностранных граждан по вышеуказанному адресу он не осуществляли впервые об этом слышит (л.д. 10)
В ходе опроса, проводимого ДД.ММ.ГГГГ УУП ОП № УМВД по <адрес>, ФИО1 поясняла, что зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, п<адрес>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Совместно с ней проживают ее зять М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и внучка С., ДД.ММ.ГГГГ рождения. Все вышеперечисленные лица также имеют постоянную регистрацию по указанному адресу. О массовой регистрации и проживании иностранных граждан по данному адресу ей ничего не известно, она этого никогда не делала. Ее зять и дочь, как ей известно, также этого не делали.
Таким образом, проверкой установлен факт массовой постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания без фактического нахождения по нему (л.д. 9)
Согласно ст.29.1 Федерального закона №115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее Закон №109-ФЗ).
В соответствии с ч.2 ст.7 Закона №109-ФЗ постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
В силу п.6 ч.1 ст.2 Закона №109-ФЗ учетом иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее - учет по месту пребывания) является фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания. Местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) является жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (п.4 ч.1 названной статьи).
В соответствии со ст.21 Закона основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
В силу ст.22 Закона №109-ФЗ постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания. Иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской И. в этом качестве, а также миграционную карту, после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи. Принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи, передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином.
При наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин лично представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания непосредственно в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр.
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо почтовым отправлением.
К стороне, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, в соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Закона №109-ФЗ, относятся находящиеся в Российской Федерации физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность.
Таким образом, постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета при получении от принимающей стороны (гражданина или юридического лица) уведомления о прибытии иностранного гражданина по адресу, где иностранный гражданин или лицо без гражданства находятся.
Судом установлено, что К. по адресу: <адрес>, п<адрес>, <адрес>,не проживает, место её нахождения неизвестно.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что К. встала на миграционный учет по адресу: <адрес>, п<адрес>, <адрес> заведомо зная, что не будет находиться в данном жилом помещении в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ его местом пребывания. Сведения о постановке на учет К. по новому месту пребывания в органы миграционного учета не поступали.
Статья 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым иностранный гражданин может быть снят с учета по месту пребывания.
Порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания и снятия с него регламентируется Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В соответствии с п.37 Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется: после получения от территориального органа Федеральной миграционной службы по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания; после получения от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации сведений о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации; после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
Пункт 40 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусматривает, что при получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящего Постановления, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
В связи с чем, при отсутствии сведений, указанных в п.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и п.37 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
При наличии указанных обстоятельств, суд считает, что требования <адрес> в интересах Российской Федерации к М., К., отделу П. по <адрес> в <адрес> о признании постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания недействительной, возложении на орган миграционного учета обязанности снять иностранного гражданина с учета законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <адрес> в интересах Российской Федерации к М., К., отделу П. по <адрес> в <адрес> о признании постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания недействительной, возложении на орган миграционного учета обязанности снять иностранного гражданина с учета, удовлетворить.
Признать постановку К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, на учет по месту пребывания: <адрес>, п<адрес>, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недействительной.
Обязать Отдел П. по <адрес> в <адрес> снять К., ДД.ММ.ГГГГ года рожденияуроженку <адрес>, с учета по месту пребывания: <адрес>, п<адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в Апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.Н.Кривошеева