Дело №2-161/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2018 года г. Кемь
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Яшковой И.С.,
при секретаре Бахур Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богданович З.А. к Государственному казённому учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» о признании права на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения,
установил:
Богданович З.А обратилась в суд с иском к ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» с названными требованиями по тем основаниям, что Богданович З.А. является инвалидом по общему заболеванию 2 группы бессрочно, одновременно Богданович З.А. является Ветераном труда. В 2016 году как Ветеран труда она обратилась в ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» с заявлением о предосатвлении мер социальной поддержки в виде выплаты компенсации расходов по оплате содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме, однако письмом начальника Центра истцу отказано, отказ мотивирован получением истцом льгот как инвалидом и тем, что жилое помещение находится в частной собственности. Полагает, что действия ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» незаконны, отказ в предоставлении льгот по оплате за жилое помещение является неправомерным. По изложенным основаниям истец просил признать за ней право на получение меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение (техническое обслуживание), взыскать с ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» льготу за техническое обслуживание жилого помещения за период с 01.09.2015 по 01.04.2018 в размере 9990 руб. 37 коп., компенсацию морального вреда в размере 1000000 руб.
Истец Богданович З.А. в судебное заседание не явилась, в поступившей телефонограмме ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, ранее в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что с заявлением о выборе льготы как «Ветеран труда» с приложением подтверждающих документов не обращалась.
Представитель ответчика ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» Блинов В.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что в настоящее время, Богданович З.А. получает меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, как инвалид 2 группы. Данные меры социальной поддержки предоставляются ей с 01.04.2004 в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Данный федеральный закон не предусматривает выплаты компенсации расходов по оплате содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме собственникам жилых помещений. Так как квартира, в которой проживает истец, относится к частному жилому фонду, выплата компенсации расходов по оплате технического обслуживания общего имущества в многоквартирном доме ей не производится. Информация, указанная в исковом заявлении, о том, что Богданович З.А. обращалась в Центр как Ветеран труда с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме, не соответствует действительности. Истец не обращался в Центр с подобным заявлением. Порядком предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Правительства РК от 17.01.2005 № 1-П, не предусмотрено назначение и выплата отдельной меры социальной поддержки по оплате содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме, независимо от назначения и выплаты меры социальной поддержки по оплате других жилищно-коммунальных услуг. Истец не может пользоваться единой мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по двум различным основаниям. Истец же требует признать за ней право на получение мер социальной поддержки по оплате технического обслуживания жилого помещения как за Ветераном труда, оставив, при этом, за ней право на получение мер социальной поддержки по оплате остальных жилищно-коммунальных услуг как за инвалидом 2 группы. Требования о выплате сумм компенсации в размере 9990 руб. и 1000000 руб. также являются необоснованными, так как они не подтверждены реальными доказательствами.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Богданович З.А. является инвалидом второй группы бессрочно по общему заболеванию, что подтверждается справкой серии МСЭ-2001 №, выданной 02.03.2004. Одновременно истец в соответствии с удостоверением серии М №, выданным 08.05.1996, является Ветераном труда.
Богданович З.А. проживает в жилом помещении, расположенном по <адрес> которое находится у неё в собственности.
Из справки ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» следует, что истец получает меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг как инвалид. До сентября 2015 года истцу предоставлялась скидка в размере 50% по оплате за техническое обслуживание жилого помещения.
Согласно ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1915 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Данной нормой установлена скидка на оплату жилого помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
21.11.2016 Богданович З.А. обратилась в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» с заявлением о даче разъяснений о предоставлении льгот за техническое обслуживание.
Начальником ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» письмом от 16.12.2016 № разъяснено, что Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусматривает выплаты компенсации расходов по оплате содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме собственникам жилых помещений. Для получения меры по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, имеющим звание «Ветеран труда», необходимо обратиться с заявлением с приложением необходимых документов.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 3 Закона Республики Карелия от 17.12.2004 №-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» ветераны труда имеют право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия, а гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, при наличии печного отопления - твердое топливо и транспортные услуги для доставки этого топлива) в размере 50 процентов в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из данной нормы истец как Ветеран труда имеет право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов в пределах социальных норм площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу ст. 4 Закона Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» лицам, указанным в пунктах 1-12 статьи 2 настоящего Закона, имеющим одновременно право на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований. Лицам, указанным в пунктах 1-12 статьи 2 настоящего Закона, меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с настоящим Законом предоставляются в случае, если указанные лица не имеют права на аналогичные меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством.
Порядок предоставления мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, определяется Правительством Республики Карелия.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РК от 17.01.2005 № 1-П «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (далее Порядок).
В силу п. 2 Порядка лицам, указанным в пунктах 1-12 статьи 2 Закона, имеющим одновременно право на предоставление меры социальной поддержки по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований по выбору получателя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В соответствии с п.п. 9, 10 Порядка Ветеранам труда меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация). Для получения компенсации, за исключением оплаты топлива и транспортных услуг по его доставке, граждане представляют в Центр по месту жительства заявление и следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации либо иной документ, удостоверяющий личность, и свидетельство о регистрации по месту жительства (свидетельство о регистрации по месту пребывания); копию удостоверения установленного образца, либо свидетельство о праве на льготы, либо справку о реабилитации (или ее дубликат).
Вместе с тем, истец в судебном заседании пояснила, что с заявлением к ответчику не обращалась, то есть правом выбора льготы как «Ветеран труда» не воспользовалась. Ответчик в судебном заседании пояснил - о том, что Богданович З.А. является Ветераном труда, стало известно после получения искового материала, с заявлением о переводе на льготу как Ветерана труда она не обращалась.
Таким образом, поскольку Богданович З.А. имеет одновременно право на получение одной и той же меры социальной поддержки по оплате жилого помещения по нескольким предусмотренным законодательством основаниям как инвалид и как Ветеран труда она вправе по своему усмотрению выбрать указанную льготу, обратившись к ответчику с заявлением о переводе её на льготу как Ветерана труда.
Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебном порядке осуществляется защита нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Между тем, права истца в настоящее время не нарушены. Ответчик в судебном заседании не оспаривал право истца на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при обращении с заявлением о переводе на льготу как Ветерана труда, оформленным надлежащим образом.
Обращаясь в суд с требованиями о признании права истца на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, истец просит суд защитить его право на получение данной меры на будущее, тогда как в настоящий момент отсутствует отказ ответчика в данной части, то есть данное право не нарушено ответчиком.
С учетом установленных обстоятельств, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые Богданович З.А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья И.С. Яшкова
Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2018 года.