Дело №2-3572/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2019 г. г. Воронеж
Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Е.И. Шаповаловой,
при секретаре Колесниковой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ПАО «ВАСО» к (ФИО)2 о взыскании задолженности по ученическому договору,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «ВАСО» обратилось в суд с иском к Новикову А.Г., в котором просит взыскать с ответчика задолженность по ученическому договору в размере 3592,81 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 400 рублей.
В обоснование иска указано, что 29.03.2018 года между ПАО «ВАСО» и Новиковым А.Г. был заключен ученический договор (№), по условиям которого по условиям которого ответчик обязался обучиться по квалификации слесарь-ремонтник. Согласно ученическому договору ПАО «ВАСО» обязуется обучить Новикова А.Г. квалификации слесарь-ремонтник с выплатой стипендии. В соответствии с данным договором, при условии успешного завершения обучения истец обязался заключить с ответчиком трудовой договор на выполнение работы по полученной профессии. 13.04.2018 г. ученический договор был прекращен по желанию ученика. За период обучения ученику была выплачена стипендия, которую он до настоящего времени не возместил, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд (л.д. 3-4).
Истец ПАО «ВАСО» представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени судебного разбирательства извещено в установленном законом порядке, в поступившем в суд ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ПАО «ВАСО»
Ответчик Новиков А.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.
Суд, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.
Статьей 198 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
Согласно абзацу 2 статьи 207 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Согласно статье 249 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
По смыслу ст. 80 ТК России уважительной причиной для расторжения трудового договора является причина, по которой работник объективно не может продолжать трудовую деятельность у данного работодателя, является, в частности: зачисление в образовательную организацию; выход на пенсию; переезд супруга в другую местность на работу (службу); болезнь самого работника или его близких родственников; установленное нарушение работодателем законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 1005-О-О взыскание с работника затрат, понесенных работодателем на его обучение, основывающееся на добровольном и согласованном волеизъявлении работника и работодателя, допускается только в соответствии с общими правилами возмещения ущерба, причиненного работником работодателю.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 29.03.2018 года в соответствии со ст. 198 Трудового кодекса Российской Федерации между истцом и ответчиком был заключен ученический договор (№) (с лицом, ищущим работу), по условиям которого ответчик обязался обучиться по квалификации «слесарь-ремонтник» по месту нахождения предприятия: г. Воронеж, ПАО «ВАСО» (п. 1.1., 1.4 договора).
В соответствии с пунктом 4.2. ученического договора ученик вправе расторгнуть настоящий договор по собственной инициативе до окончания срока действия договора с возмещением работодателю затрат на обучение, определенных ученическим договором.
Согласно п. 3.1. за период ученичества Ученику не позднее 15 числа следующего месяца выплачивается стипендия в размере 15000 руб. в месяц путем выдачи денежных средств через кассу предприятия или перечисления денежных средств на счет карты в банке, указанный Учеником.
Если Ученик не выполняет свои обязанности по настоящему договору, то есть отказывается от заключения Трудового договора, не приступает к работе с указанной в Трудовом договоре даты, а также в случае расторжения ученического договора по инициативе ученика до окончания срока ученичества по собственному желанию или по инициативе Предприятия по причине неуспеваемости, нарушения учебной дисциплины, он возмещает Предприятию затраты, которые понесены им в связи с профессиональным бучением (п. 5.2. договора).
Размер расходов на обучение, которые Ученик возмещает предприятию, исчисляется: при расторжении ученического договора в соответствии с п. 5.2. настоящего договора за фактический период ученичества (п. 5.3, п. 5.3.1 договора) (л.д. 15-16)
Приказом от 13.04.2018 (№) ответчик был отчислен из образовательного учреждения в связи с расторжением ученического договора на основании личного заявления (л. д. 18,19).
Поскольку ответчик был отчислен из образовательного учреждения, не окончив обучение, у него возникли предусмотренные законом и договором обязательства по возврату истцу оплаченных за обучение ответчика по ученическому договору денежных средств.
При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Пункт 11 ст. 217 указанного Кодекса содержит перечень видов стипендий, не подлежащих налогообложению.
Стипендии, выплаченные организацией в соответствии ученическими договорами, не относятся к числу стипендий, освобождаемых от налогообложения на основании п. 11 ст. 217 Кодекса, и указанные стипендии подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. Перечисленные ПАО «ВАСО» ответчику в период обучения суммы не являются государственными стипендиями, которые не подлежат налогообложению, поэтому относятся к реальным расходам истца связанным с ученичеством ответчика.
Истцом обязательства, взятые на себя в соответствии с ученическим договором от 29.03.2018 (№), исполнены надлежащим образом, в то время как ответчик не подтвердил выполнение взятых на себя по указанному договору.
Расходы истца на обучение ответчика составили 3592,81 рублей, что подтверждается представленным истцом расчетным листком (л.д. 17).
Таким образом, истцом в ходе судебного разбирательства были подтверждены понесенные расходы на общую сумму 3592,81 рублей.
Ответчиком не представлено доказательств, опровергающих позицию истца.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к выводу, что с ответчика Новикова А.Г. подлежит взысканию сумма в размере 3592,81 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
При подаче иска ПАО «ВАСО» уплатило государственную пошлину в размере 400 рублей, что подтверждается платежным поручением №2116 от 29.03.2019 года (л.д. 5). Указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ПАО «ВАСО» к (ФИО)2 о взыскании задолженности по ученическому договору, удовлетворить.
Взыскать с (ФИО)2 в пользу ПАО «ВАСО» задолженность по ученическому договору в размере 3592,81 рубля, расходы по оплате госпошлины в размере 400 рублей, а всего 3992,81 рубля (три тысячи девятьсот девяносто два рубля).
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья подпись Е.И. Шаповалова
мотивированное решение
составлено 01 июля 2019 г.
Копия верна
Судья
Секретарь
Дело №2-3572/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2019 г. г. Воронеж
Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Е.И. Шаповаловой,
при секретаре Колесниковой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ПАО «ВАСО» к (ФИО)2 о взыскании задолженности по ученическому договору,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «ВАСО» обратилось в суд с иском к Новикову А.Г., в котором просит взыскать с ответчика задолженность по ученическому договору в размере 3592,81 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 400 рублей.
В обоснование иска указано, что 29.03.2018 года между ПАО «ВАСО» и Новиковым А.Г. был заключен ученический договор (№), по условиям которого по условиям которого ответчик обязался обучиться по квалификации слесарь-ремонтник. Согласно ученическому договору ПАО «ВАСО» обязуется обучить Новикова А.Г. квалификации слесарь-ремонтник с выплатой стипендии. В соответствии с данным договором, при условии успешного завершения обучения истец обязался заключить с ответчиком трудовой договор на выполнение работы по полученной профессии. 13.04.2018 г. ученический договор был прекращен по желанию ученика. За период обучения ученику была выплачена стипендия, которую он до настоящего времени не возместил, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд (л.д. 3-4).
Истец ПАО «ВАСО» представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени судебного разбирательства извещено в установленном законом порядке, в поступившем в суд ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ПАО «ВАСО»
Ответчик Новиков А.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.
Суд, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.
Статьей 198 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
Согласно абзацу 2 статьи 207 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Согласно статье 249 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
По смыслу ст. 80 ТК России уважительной причиной для расторжения трудового договора является причина, по которой работник объективно не может продолжать трудовую деятельность у данного работодателя, является, в частности: зачисление в образовательную организацию; выход на пенсию; переезд супруга в другую местность на работу (службу); болезнь самого работника или его близких родственников; установленное нарушение работодателем законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 1005-О-О взыскание с работника затрат, понесенных работодателем на его обучение, основывающееся на добровольном и согласованном волеизъявлении работника и работодателя, допускается только в соответствии с общими правилами возмещения ущерба, причиненного работником работодателю.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 29.03.2018 года в соответствии со ст. 198 Трудового кодекса Российской Федерации между истцом и ответчиком был заключен ученический договор (№) (с лицом, ищущим работу), по условиям которого ответчик обязался обучиться по квалификации «слесарь-ремонтник» по месту нахождения предприятия: г. Воронеж, ПАО «ВАСО» (п. 1.1., 1.4 договора).
В соответствии с пунктом 4.2. ученического договора ученик вправе расторгнуть настоящий договор по собственной инициативе до окончания срока действия договора с возмещением работодателю затрат на обучение, определенных ученическим договором.
Согласно п. 3.1. за период ученичества Ученику не позднее 15 числа следующего месяца выплачивается стипендия в размере 15000 руб. в месяц путем выдачи денежных средств через кассу предприятия или перечисления денежных средств на счет карты в банке, указанный Учеником.
Если Ученик не выполняет свои обязанности по настоящему договору, то есть отказывается от заключения Трудового договора, не приступает к работе с указанной в Трудовом договоре даты, а также в случае расторжения ученического договора по инициативе ученика до окончания срока ученичества по собственному желанию или по инициативе Предприятия по причине неуспеваемости, нарушения учебной дисциплины, он возмещает Предприятию затраты, которые понесены им в связи с профессиональным бучением (п. 5.2. договора).
Размер расходов на обучение, которые Ученик возмещает предприятию, исчисляется: при расторжении ученического договора в соответствии с п. 5.2. настоящего договора за фактический период ученичества (п. 5.3, п. 5.3.1 договора) (л.д. 15-16)
Приказом от 13.04.2018 (№) ответчик был отчислен из образовательного учреждения в связи с расторжением ученического договора на основании личного заявления (л. д. 18,19).
Поскольку ответчик был отчислен из образовательного учреждения, не окончив обучение, у него возникли предусмотренные законом и договором обязательства по возврату истцу оплаченных за обучение ответчика по ученическому договору денежных средств.
При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Пункт 11 ст. 217 указанного Кодекса содержит перечень видов стипендий, не подлежащих налогообложению.
Стипендии, выплаченные организацией в соответствии ученическими договорами, не относятся к числу стипендий, освобождаемых от налогообложения на основании п. 11 ст. 217 Кодекса, и указанные стипендии подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. Перечисленные ПАО «ВАСО» ответчику в период обучения суммы не являются государственными стипендиями, которые не подлежат налогообложению, поэтому относятся к реальным расходам истца связанным с ученичеством ответчика.
Истцом обязательства, взятые на себя в соответствии с ученическим договором от 29.03.2018 (№), исполнены надлежащим образом, в то время как ответчик не подтвердил выполнение взятых на себя по указанному договору.
Расходы истца на обучение ответчика составили 3592,81 рублей, что подтверждается представленным истцом расчетным листком (л.д. 17).
Таким образом, истцом в ходе судебного разбирательства были подтверждены понесенные расходы на общую сумму 3592,81 рублей.
Ответчиком не представлено доказательств, опровергающих позицию истца.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к выводу, что с ответчика Новикова А.Г. подлежит взысканию сумма в размере 3592,81 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
При подаче иска ПАО «ВАСО» уплатило государственную пошлину в размере 400 рублей, что подтверждается платежным поручением №2116 от 29.03.2019 года (л.д. 5). Указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ПАО «ВАСО» к (ФИО)2 о взыскании задолженности по ученическому договору, удовлетворить.
Взыскать с (ФИО)2 в пользу ПАО «ВАСО» задолженность по ученическому договору в размере 3592,81 рубля, расходы по оплате госпошлины в размере 400 рублей, а всего 3992,81 рубля (три тысячи девятьсот девяносто два рубля).
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья подпись Е.И. Шаповалова
мотивированное решение
составлено 01 июля 2019 г.
Копия верна
Судья
Секретарь