1 инстанция – Степанова Ю.С.
№ 4А-332/2018
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Севастополь 24 октября 2018 года
Заместитель председателя Севастопольского городского суда Решетняк В.И., рассмотрев жалобу начальника Главного контрольного управления города Севастополя Елизарова С.Ю. на решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 03 июля 2018 года, вынесенное в отношении должностного лица – <данные изъяты> Назаренко Елены Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника Главного контрольного управления города Севастополя (далее – Контрольное управление) Елизарова С.Ю. по делу об административном правонарушении № 11 от 21 марта 2018 года должностное лицо – <данные изъяты> Назаренко Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за нарушение требований ч. 3 ст. 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), выразившееся в несвоевременном направлении документов о приемке услуг по аренде нежилого помещения и информации об исполнении государственного контракта от 23 января 2017 года № 6, заключенного с ИП Рябика В.Л., в том числе по его оплате.
Решением судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 03 июля 2018 года указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Определением судьи Севастопольского городского суда от 30 августа 2018 года жалоба начальника Контрольного управления, поданная в порядке статей 30.1 – 30.7 КоАП РФ, на решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 03 июля 2018 года, возвращена заявителю без рассмотрения по существу.
В жалобе, поданной в порядке статей 30.12 - 30.17 КоАП РФ, начальник Контрольного управления Елизаров С.Ю. просит решение судьи районного суда от 03 июля 2018 года отменить, дело вернуть на новое рассмотрение в тот же суд, ссылаясь на несостоятельность выводов судьи районного суда о наличии у Контрольного управления полномочий по проверке контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации; ненадлежащее извещение Контрольного управления о дне и времени проведения судебного заседания.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Назаренко Е.А., уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ о подаче начальником Контрольного управления жалобы на решение судьи районного суда от 03 июля 2018 года, в установленный срок возражения на нее не представила.
Изучив доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 10, 13 части 2 статьи 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), в реестр контрактов включаются:
- информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта;
- документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно части 3 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчиков размещать в реестре контрактов на официальном сайте единой информационной системы (далее – ЕИС) в сфере закупок информацию и документы о заключении контракта, его изменении, исполнении, расторжении, приемке постановленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта (его изменения, исполнения, расторжения или приемки товара, выполненной работы, оказанной услуги).
Как усматривается из материалов дела, с 17 октября 2017 года по 08 декабря 2017 года, на основании п. 2 Плана работы Контрольного управления на второе полугодие 2017 года и в соответствии с распоряжением о назначении планового контрольного мероприятия от 16 октября 2017 года № 47, проведена плановая выездная проверка Контрольно-счетной палаты города Севастополя по вопросу соблюдения законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг за период с 01 января 2016 года по 30 сентября 2017 года, по итогам проведения которой составлен акт № 37 от 08 декабря 2017 года (л.д. 1-18).
05 марта 2018 года на основании указанного акта проверки был составлен протокол об административном правонарушении № 11 (л.д. 37-39).
21 марта 2018 года начальником Контрольного управления вынесено постановление, которым должностное лицо Назаренко Е.А. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ за направление в ЕИС для размещения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, документов о приемке услуг по аренде нежилого помещения – актов сдачи-приемки от 31 марта 2017 года, от 30 апреля 2017 года, от 31 мая 2017 года, а также информации об исполнении государственного контракта от 23 января 2017 года № 6, заключенного с ИП Рябика В.Л., в том числе по его оплате – платежных поручений от 11 апреля 2017 года, от 02 мая 2017 года, от 31 мая 2017 года, с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (л.д. 41-45).
Отменяя указанное постановление и прекращая производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, судья районного суда в решении от 03 июля 2018 года пришел к выводу о том, что результаты проверки, проведенной Контрольным управлением, получены с нарушением закона и в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ не могут быть использованы в качестве доказательств по делу.
Так, согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ч. 4 ст. 29 Закона города Севастополя от 10 июля 2014 года № 36-ЗС «О Контрольно-счетной палате города Севастополя», контроль за использованием контрольно-счетными органами, в том числе и Контрольно-счетной палатой города Севастополя, бюджетных средств, государственного или муниципального имущества, имущества города Севастополя осуществляется на основании постановлений (решений) законодательных (представительных) органов, в том числе на основании постановлений Законодательного Собрания города Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 16 июня 2015 года № 509-ПП утвержден Порядок осуществления Управлением контроля за соблюдением Федерального закона № 44-ФЗ (далее - Порядок).
На основании п. 4 Порядка плановые проверки проводятся на основании полугодовых планов работы, утвержденных начальником Контрольного управления и согласованных с Губернатором города Севастополя. План работы, а также вносимые в него изменения размещаются в ЕИС и (или) на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Вместе с тем, как указал судья районного суда, контрольное мероприятие в отношении Контрольно-счетной палаты города Севастополя Контрольным управлением включено в план работы при отсутствии соответствующего постановления (решения) Законодательного Собрания города Севастополя.
Начальником Контрольного управления такое постановление (решение) Законодательного Собрания города Севастополя суду первой инстанции не представлено. В материалах дела об административном правонарушении указанный документ также отсутствует.
При таком положении судья районного суда пришел к выводу об отсутствии законных оснований для проведения Контрольным управлением плановой проверки в отношении Контрольно-счетной палаты города Севастополя, а также о том, что полученные при проведении такой проверки доказательства, в том числе и акт проверки, в котором зафиксированы нарушения требований ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ, не могут использоваться в качестве допустимых доказательств по делу.
Состоявшимся судебным решением установлено, что проверка в отношении контрольно-счетного органа города Севастополя была проведена с нарушением существующей процедуры, регламентируемой нормами ряда законодательных актов, в том числе ч. 4 ст. 29 Закона города Севастополя от 10 июля 2014 года № 36-ЗС «О Контрольно-счетной палате города Севастополя».
Решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 03 июля 2018 года вступило в законную силу.
Рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов регулируется статьями 30.12-30.19 КоАП РФ.
Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно нормам части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции РФ во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно – поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Оценивая доводы жалобы заявителя, по существу сводящиеся к утверждению о наличии оснований для отмены решения судьи районного суда от 03 июля 2018 года и возобновления производства по делу об административном правонарушении, необходимо руководствоваться следующим.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает единственное основание отмены судебного акта о признании незаконным постановления нижестоящего суда о привлечении к административной ответственности и возвращении дела на новое рассмотрение. Таким основанием в силу п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП Российской Федерации является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Между тем существенных (фундаментальных) нарушений процессуального законодательства, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, районным судом не допущено, порядок рассмотрения жалобы на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, установленный статьями 30.1 – 30.7 КоАП РФ, соблюден.
Ссылки заявителя на ненадлежащее уведомление Контрольного управления о дне и времени рассмотрения жалобы Назаренко Е.А. не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного решения, поскольку нормами действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено обязательное участие в судебном разбирательстве должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении или вынесшего постановление о назначении административного наказания, так как данные лица не отнесены к числу участников производства по делу (глава 25 КоАП РФ).
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.31 КоАП РФ, составляет один год со дня его совершения.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно протоколу об административном правонарушении Назаренко Е.А. вменялось ненаправление в трехдневный срок, установленный ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ, информации об исполнении контракта и документов о приемке оказанных услуг – актов сдачи-приемки, составленных в период с 31 марта 2017 года по 31 мая 2017 года, платежных поручений, составленных в период с 11 апреля 2017 года по 31 мая 2017 года, по государственному контракту от 23 января 2017 года № 6, заключенному с ИП Рябика В.Л. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения жалобы в Севастопольском городском суде истек.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, ввиду невозможности ухудшения положения такого лица.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи районного суда и направления дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в тот же суд не имеется, в удовлетворении жалобы заявителя следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ, заместитель председателя Севастопольского городского суда
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 03 июля 2018 года, вынесенное в отношении должностного лица – <данные изъяты> Назаренко Елены Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника Главного контрольного управления города Севастополя Елизарова С.Ю. – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Севастопольского городского суда В.И. Решетняк