РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2016 года город Самара
Кировский районный суд г.Самара в составе:
Председательствующего судьи Сизовой С.К.,
при секретаре Махоновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-2457/16 по административному исковому заявлению Ширяева Ф.В. к Департаменту Градостроительства городского округа Самара о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, городская собственность на который не разграничена, незаконным, обязанности совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Ширяев Ф.В. обратился в суд к Департаменту Градостроительства городского округа Самара с административным иском о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, городская собственность на который не разграничена, незаконным, обязанности совершить действия, мотивируя требования тем, что 22.09.2016г. Ширяев Ф.В. инвалид и ветеран ВОВ, в лице представителя ФИО1 обратился в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением № СП-1/5753 о предварительном согласовании представления земельного участка государственная собственность, на который не разграничена, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, <адрес> площадью 1000 кв.м., кадастровый квартал 63:№, категория земель - земли населенных пунктов, представив: схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную ООО «Поволжье» 07.09.2015г.; нотариально заверенную копию удостоверения ВОВ I-Б 014152; нотариально заверенную копию ВТЭК ВТЭ-63 042320; копию договора купли-продажи от 25.03.1997г.; копию паспорта заявителя; копию доверенности 8Д-4360; копию паспорта доверенного лица 3605 170167; письмо Росреестра № от 17.09.2015г.; выписку из ЕГРП 63-01-148/4301/2015-14142 от ДД.ММ.ГГГГ; уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений 63-0-1-148/4301/2015-14141 от ДД.ММ.ГГГГ. Процедура предоставления земельных участков, государственная собственность, на который не разграничена, отдельным категориям граждан, в частности инвалидам и ветеранам ВОВ, регламентирована Приказом Министерства строительства Самарской области от 30.06.2015г. № 262-п. Истцом во исполнение норм действующего законодательства и Административного регламента по заявлению СП-1/5753 от ДД.ММ.ГГГГ в Департамент градостроительства городского округа Самара представлен надлежащим образом сформированный пакет документов, содержание которых является достаточным для проведения процедуры предварительного согласования предоставления вышеуказанного земельного участка. Однако в предварительном согласовании предоставления земельного участка было отказано, со ссылкой на п.6 ст.11.9 ЗК РФ, а также по причине расположения на части испрашиваемого земельного участка зеленых насаждений. Нормы законодательства, отраженные в оспариваемом Распоряжении, необоснованны, вынесены без учета имеющих юридическое значение фактических обстоятельств и не могут быть применены при проведении предварительного согласования предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, по следующим основаниям. Согласно ст. 11.9 Земельного кодекса РФ:
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
- Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
- Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
- Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
- Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения)не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Письмом Минэкономразвития РФ от 13.06.2014 года № Д23и-1564 отмечено, что в отношении пункта 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требования о недопущении вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы действующим законодательством не раскрыты указанные понятия.Границы испрашиваемого Ширяевым Ф.В. земельного участка с вышеуказанным адресным ориентиром согласно схеме расположения земельного участка, подготовленной ООО «Поволжье», сформированы в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ с учетом расположения границ смежных земельных участков на местности, красных линий, территории общего пользования, основываясь на принципах рациональности использования и охраны земель.Принятие Департаментом градостроительства Распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по причине наличия на участке зеленых насаждений неправомерно и нарушает нормы действующего законодательства. Последнее подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации №-КП4-9 от ДД.ММ.ГГГГ.Согласно п. 25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установка указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в пределах границ городского округа.В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10.01.20021. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению и ми функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.Приказом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации. Согласно преамбуле Правил, они являются рекомендательным документом в целях регламентации основных вопросов ведения зеленого хозяйства. Правила разработаны с учетом ныне действующих стандартов, строительных и эксплуатационных норм и правил, а также источников и материалов, обобщающих практический опыт.Согласно пункту 1.1.1 названных Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов федерации в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.При буквальном толковании указанной нормы в ее системной взаимосвязи с положениями п. 25 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться лишь в том случае, если данная территория включена в состав зеленого фонда городского округа Самара.Департаментом градостроительства городского округа Самара документально не подтвержден факт отнесения зеленых насаждений, находящихся на испрашиваемом земельном участке, к зеленому фонду городского округа Самара. Кроме того, в обоснование отказа истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка,. расположенного по адресу: Самарская <адрес>, участок б/п, площадью 1000 кв.м ответчик сослался на Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара», утвержденные Постановлением Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №.Вместе с тем, согласно пункту 1 главы 24 Правил нормы Правил распространяются на зеленые насаждения, находящиеся на земельных участках, расположенных на территории городского округа: зеленые насаждения на территории общего пользования территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, парки, бульвары, детские, спортивные и спортивно-игровые площадки и площадки для выгула собак; зеленые насаждения на территории ограниченного пользования; зеленые насаждения специального назначения. Данных, свидетельствующих о том, что находящиеся на испрашиваемом истцом земельном участке зеленые насаждения относятся к перечисленным в пункте 1 главы 24 Правил зеленым насаждениям, ответчик не представил.Как следует из правовых предписаний, содержащихся в Правилах, они устанавливают единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов внешнего благоустройства, надлежащему содержанию территорий городского округа для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц.Пункт 7 главы 27 Правил, п. 6.1 Приказа Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № регламентирующей права и обязанности владельцев по охране и содержанию зеленых насаждений, применяется в отношении правобладателей земельных участков и запрещает последним самовольную вырубку и посадку деревьев и кустарников. Вместе с тем к указанным лицам истец на момент подачи заявления не относился.Таким образом, ответчиком в обоснование обжалуемого действия положены нормы, не подлежащие применению к возникшим отношениям ни по их предмету, ни посубъектному составу. В силу п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков и резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, участок б/н, площадью 1000 кв.м по мотиву наличия на испрашиваемом участке дикорастущих зеленых насаждении. Между тем такого основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность действующее земельное законодательство РФ не предусматривает. Иных оснований, указанных в пункте 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ, для отказа в предоставлении земельного участка для садоводства также не установлено. В составе приложения к заявлению истца в Департамент градостроительства городского округа Самара представлены сведения о том, чтов Едином государственном реестре прав запись о регистрации прав на испрашиваемый земельный участок отсутствует, этот участок не находится в границах красных линии и/или линии застройки, не является территорией общего пользования, расположен в зоне, размещение участка с разрешенным использованием «под садоводство» в указанной зоне соответствует основным разрешенным видам использования, участок не находится в охранной зоне инженерных коммуникаций, не относится к землям лесного фонда, а также к участкам городских лесов, находящихся в распоряжении Департамента лесного хозяйства, находится вне водоохранной зоны и вне береговой полосы водных объектов. Указанных сведений необходимо и достаточно для принятия Департаментом градостроительства городского округа Самара законного и обоснованного решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, участок б/н, площадью 1000 кв.м. инвалиду и ветерану ВОВ Ширяеву В.Ф. Просит суд признать отказ Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара в форме распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1664 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена» незаконным и не подлежащим применению. Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара возобновить рассмотрение заявления № СП-1/5753 от ДД.ММ.ГГГГ Ширяева Ф.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, участок б/н, площадью 1000 кв.м. Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, участок б/п, площадью 1000 кв.м по заявлению № СП-1 /5753 от ДД.ММ.ГГГГ Ширяева Ф.В. в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Представитель административного истца по доверенности Писарев А.В. в судебном заседании просил суд принять отказ от части заявленных требований относительно обязания Департамента градостроительства г.о.Самара исполнить решение в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда. Просил суд признать отказ Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара в форме распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1664 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена» незаконным и не подлежащим применению. Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара возобновить рассмотрение заявления № СП-1/5753 от ДД.ММ.ГГГГ Ширяева Ф.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, участок б/н, площадью 1000 кв.м. Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Самарская <адрес>. участок б/п, площадью 1000 кв.м по заявлению № СП-1 /5753 от ДД.ММ.ГГГГ Ширяева Ф.В..
Представитель административного ответчика по доверенности Пряничникова Т.В. требования не признала, поддержала представленный письменный отзыв, согласно которому с 01.03.2015г. случаи бесплатного предоставления земельного участка, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно установлены статьей 39.5 ЗК РФ. В соответствии с п.п.7 указанной статьи предусмотрено, что предоставление такого участка осуществляется отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Подпунктом 9 пункта 1 статьи 3 Закона Самарской области от 29.12.2014 «О перераспределении полномочий между органами местного и органами государственной власти Самарской области градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской определении полномочий органов государственной власти Самарской по предметам ведения субъектов РФ, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного за сельскими поселениями Самарской области» органам местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области переданы дарственные полномочия по распоряжению земельными участками, дарственная собственность на которые не разграничена, в случаях, когда распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» должно быть осуществлено органами местного самоуправления. В соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые разграничена, в городском округе Самара» руководитель Департамента наделен полномочиями по организации принятия решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в ее утверждении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.Ширяев Ф.В. обратился в Департамент с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № СП-1/5753 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. Земельный участок расположен по адресу: Самарская <адрес>, участок б/н, площадью 1000 кв. м.Департамент наделен полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара (часть 3 статьи 28 Устава городского округа Самара).Частью 1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений представляет собой информационную систему обеспечения градостроительной деятельности. Согласно представленному геодезическому плану земельного участкас поворотными точками координат (X, У) земельный участок площадью 1000,0 кв. м., располагается в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки (зона Ж-2) согласноКарте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользованияв городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думыот ДД.ММ.ГГГГ №, часть земельного участка находится в охранной зонегазопровода, водопровода; часть земельного участка занята зелеными насаждениями(сосна); часть земельного участка принадлежит территории общего пользования иприватизации не подлежит.Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка установлены в части 8 статьи 39.15 ЗК РФ. В частности пункт 1 приведенной нормы предусматривает, что если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ, то данное обстоятельство является основанием для отказа в согласовании.Частью 6 статьи 11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.В силу пункта 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.В свою очередь к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).На основании пункта 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.Как установлено ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15 ЗК РФ; оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (части 1 и 2 статьи 27 ЗК РФ); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85 3КРФ).Данная правовая позиция также изложена в пункте 4 Постановления Пленума BAC РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды разработаны Правила благоустройства территории городского округа Самара, утвержденные постановлением Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила).Согласно части 1 статьи 61 Федерального закона № 7-ФЗ зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.Правила устанавливают единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов внешнего благоустройства, надлежащему содержанию территорий городского округа для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц.В силу главы 2 Правил зеленый фонд - совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий, в границах городского округа. Газон -участок, занятый преимущественно естественно произрастающей или засеянной травянистой растительностью (дерновый покров). Озелененная территория - это участок земли, покрытый лесной, древесно-кустарниковой и травянистой растительностью естественного ли искусственного происхождения.Положениями статьи 61 Федерального закона № 7-ФЗ, главой 24 Правил установлено, что на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.Пунктом 10 главы 27 Правил установлено, что на земельных участках, на которых расположены зеленые насаждения, категорически запрещается уничтожать и повреждать деревья, кустарники и газоны.Главой 29 Правил установлен закрытый перечень правомерного сноса зеленых насаждений.Следовательно, согласно требованиям Правил на территориях зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, расположенных на территории городского округа, категорически запрещается уничтожать и повреждать деревья, кустарники и газоны, срывать цветы.Аналогичные требования содержатся в пунктах 6.1 и 6.4 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.Таким образом, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (пункт 3 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ).Учитывая изложенные обстоятельства, Департаментом принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1664 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена» в соответствии с нормами законодательства.Решение Департамента является законным и обоснованным, права и законные интересы административного истца не нарушает.Кроме того, в случае обязания Департамента принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, участок б/н, площадью 1000 кв. м, по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда, суд без достаточных на то оснований разрешит вопрос, отнесенный к полномочиям органа местного самоуправления.В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Следует отметить, что исходя из положений главы 22 КАС РФ и учитывая требования статьи 125 КАС РФ к форме и содержанию подаваемого административного искового заявления, в административном исковом заявлении, в частности, должно быть указано, какие действия (решения) обжалуются, какие конкретно права и свободы гражданина нарушены этими действиями (решениями), подавалась ли аналогичная жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу и. если подавалась, какой получен ответ. В данном случае указанные условия административным истцом не соблюдены. В материалы дела не представлены доказательства того, что оспариваемый ненормативный акт Департамента не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца. Просят суд в удовлетворении административного иска Ширяева Ф.В. отказать (л.д.45-50)
Представитель заинтересованного лица Департамента городского хозяйства и экологи Администрации г.о.Самара по доверенности Зотова Е.Н. в судебном заседании пояснила, что Департамент благоустройства реорганизован в Департамент городского хозяйства и экологии. Специалисты Департамента не выезжали на место, не обслуживали участок, в полномочия Департамента это не входит, обследование и оценка зеленых насаждений входит в компетенцию Администрации. Утверждение правил благоустройства относится к компетенции администрации районов, они выходят на место, обследуют участок, именно по их акту производится оценка зеленых насаждений. Если на участке до 10 деревьев, то Администрация сама производит оценку участка. Если больше 10 деревьев, информация направляется в Департамент, и он продолжаем работу, если выдано разрешение на строительство. В пакете документов, который был представлен, запросов в какие- либо организации об отнесении или не отнесении данного участка к зеленому фонду не было.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации - статья 46, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно с п.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно п.9,11 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что Ширяев Ф.В. обратился в Департаменту градостроительства городского округа Самара с заявлением № СП-1/5753 о предварительном согласовании представления земельного участка государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, участок б/н, площадью 1000 кв.м., кадастровый квартал 63:01:0215003, категория земель - земли населенных пунктов, представив ряд документов (л.д.55-56).
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 30.12.2015г. № РД-1664 Ширяеву Ф.В. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Основание для отказа послужило то, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 ЗК РФ (под.1п.8ст.39.15 Кодекса) (л.д.8-10).
В материалы дела представлены копия схемы расположения земельного участка 1000 кв.м., составленного ООО «Поволжье» 07.09.2015г. (л.д.11-12).
Судом установлено, что Ширяев Ф.В. ветеран ВОВ (л.д.18) является собственником земельного участка площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. 10 квартал Пригородного лесничества, участок один, в границах плана прилагаемого у данному договору, что подтверждается договором (купчей земельного участка) от 25.03.1997г. (л.д.21-22,23-24,26).
Согласно выписке из ЕГРП Ширяев Ф.В. имеет в собственности объекты недвижимости, в том числе и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, 10 квартал Пригородного лесничества, участок № (л.д.27-30).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Самарской области от 12.09.2015г. информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - земельный участок по адресу: <адрес>, участок б/н, площадь 1000 кв.м. отсутствует (л.д.31).
Из служебной записки от 22.03.2016г. руководителя Управления развития территорий руководителю Правового Управления следует, что земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, участок б/н с указанием каталога координат поворотных точек, расположен в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки (Ж-2) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г.Самаре. утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. Разрешенные виды использования установлены ст.30 Правил застройки и землепользования в г.Самаре. Часть участка находится в охранной зоне газопровода, водопровода. Часть испрашиваемой территории занята зелеными насаждениями (сосна). Часть принадлежит территории общего пользования. Часть земельного участка расположена на территории занятой зелеными насаждениями п.12 ст.85 ЗК РФ не подлежит приватизации. Действующими Правилами благоустройства территории г.о.Самара утвержденными Постановлением Главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № установлен запрет на уничтожение и повреждение деревьев, кустарников и газонов на земельных участках, на которых расположены зеленые насаждения (л.д.173-174).
На запрос суда поступил ответ Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара от 12.04.2016г. согласно которому публичная кадастровая карта, размещена на портале услуг, не содержит сведений о местоположении кадастрового квартала 63:№, что не позволяет сделать заключение об отнесении расположенных на испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений к зеленому фонду г.о.Самара, а также установить категорию озелененной территории, к которой относится данная территория (л.д.175).
Из пояснений представителя Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара по доверенности Зотова Е.Н. в судебном заседании установлено, что Департамент градостроительства не обращался в Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара по вопросу имеются ли на испрашиваемом земельном участке зеленые насаждения, относятся ли они к зеленому фонду. Также пояснила, что в г.о.Самара отсутствуют нормативно-правовые акты по которым зеленые насаждения относятся к зеленому фонду, данное решение принимают сотрудники на основании федеральных законов и исследуемых участков с выходом на место. В данном случае на место никто из сотрудников не выходил.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.
Приказом Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.1 названных Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
По смыслу данных норм ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в состав зеленого фонда.
В материалах гражданского дела отсутствуют данные о том, что зеленые насаждения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, относятся к зеленому фонду городского округа Самара.
Согласно материалам дела в Едином государственном реестре прав запись о регистрации права на испрашиваемый земельный участок отсутствует, доказательств того, что в пределах испрашиваемого земельного участка имеются площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары, береговые полосы водных объектов общего пользования, наличие которых в силу п. 12. ст. 85 ЗК РФ является препятствием в приватизации земельного участка, суду не представлено. Доказательства, представленные представителем ответчика не позволяют сделать вывод, что испрашиваемый земельный участок занят местами общего пользования, наличие охранной зоны газопровода, водопровода, зеленые насаждения (при отсутствии сведений об отнесении данных насаждений к зеленому фонду), не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков и резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 главы 24 Правил данные предписания распространяются на зеленые насаждения, находящиеся на земельных участках, расположенных на территории городского округа: зеленые насаждения на территории общего пользования - территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, парки, бульвары, детские, спортивные и спортивно-игровые площадки и площадки для выгула собак; зеленые насаждения на территории ограниченного пользования; зеленые насаждения специального назначения.
Данных, свидетельствующих о том, что находящиеся на испрашиваемом Ширяевым В.Ф. земельном участке зеленые насаждения относятся к перечисленным в пункте 1 главы 24 Правил зеленым насаждениям, материалы дела также не содержат.
Как следует из правовых предписаний, содержащихся в Правилах, они устанавливают единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов внешнего благоустройства, надлежащему содержанию территорий городского округа для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц.
Пункт 7 главы 27 Правил, регламентирует права и обязанности владельцев по охране и содержанию зеленых насаждений.
Аналогичные положения содержит пункт 6.1 Приказа Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "Об утверждении правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации", а пунктом 6.4 данного Приказа запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников.
Однако к названным лицам Ширяев В.Ф. на момент подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, не относился.
Предположение представителя ответчика о том, что в будущем Ширяев В.Ф. может произвести снос зеленых насаждений, находящихся на испрашиваемом земельном участке, правового значения при рассмотрении указанного выше заявления не имеет.
При таких обстоятельствах распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1664 «Об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка государственная собственность на который не разграничена» нельзя признать обоснованным.
Соответственно требования административного истца признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1664 «Об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка государственная собственность на который не разграничена», обязать Департамент градостроительства г.о.Самара возобновить рассмотрение заявления № СП-1/5753 от ДД.ММ.ГГГГ Ширяева Ф.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, участок б/н, площадью 1000 кв.м. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Административным истцом также заявлены требования: «Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Самарская <адрес>. участок б/п, площадью 1000 кв.м по заявлению № СП-1 /5753 от ДД.ММ.ГГГГ Ширяева Ф.В.».
Учитывая, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, исполнительным органом не принималось, суд приходит к выводу, что разрешая требования об обязании Департамента градостроительства г.о. Самара принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, суд фактически предрешит существо решения, которое должно быть принято исполнительным органом власти, соответственно, в данное части требования не могут быть удовлетворены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный исковые требования Ширяева Ф.В. к Департаменту Градостроительства городского округа Самара о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, городская собственность на который не разграничена, незаконным, обязанность совершить действия удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1664 «Об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка государственная собственность на который не разграничена».
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара вернуться к рассмотрению заявления о предварительном согласовании предоставлении земельного участка государственная собственность на который не разграничена, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, площадь 1000 кв.м.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самара в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий: С.К.Сизова
Решение в окончательной форме составлено 15.04.2016 года