Постановление по делу № 5-210/2018 от 22.05.2018

Дело №5-210/18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

14 июня 2018 года     г.Черкесск

Судья Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики М.А.Асланукова, с участием лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении - Калашниковой Т.П.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - заместителя начальника Управления Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике Калашниковой Татьяны Павловны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

установил:

Заместителем прокурора КЧР Дармиловым И.А. 02.08.2017 года вынесено Постановление о возбуждении в отношении должностного лица - заместителя начальника Управления Минюста России по КЧР Калашниковой Т.П. дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно данному постановлению прокуратурой КЧР проведена проверка по факту неисполнения требований прокуратуры, указанных в представлении прокуратуры Республики об устранений нарушений закона от 21.06.2017 года , которой установлено, что в нарушение положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 Управление Минюста России по КЧР не уведомило прокуратуру Республики о времени и месте рассмотрения представления, не рассмотрело представление, как того требует федеральный закон, и не устранило нарушения, указанные в представлении. Так, прокуратурой Республики по поручению управления Генеральной прокуратуры РФ в СКФО проведена проверка доводов, изложенных в обращении членов Карачаево-Черкесской региональной общественной организации по сохранению самобытности адыгского этноса «Совет старейшин черкесского народа» Тамазова А.Х.и Даурова М.А. о законности действий Управления, в том числе при проведении плановой проверки общественной организации, а также соответствующее письмо из аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО. По фактам выявленных нарушений прокуратурой Республики 20.07.2017 года в отношении начальника отдела по делам некоммерческих организаций Управления Минюста России по КЧР Кипкеевой З.Х. и специалиста - эксперта отдела по делам некоммерческих организаций Управления Минюста России по КЧР Шовгеновой СМ. возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, 21.07.2017 года начальнику Управления Минюста России по КЧР (далее - Управление) внесено представление об устранении нарушений. В представлении в соответствии со статьями 22 и 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указывалось на необходимость безотлагательно его рассмотреть и принять меры к устранению нарушений, заблаговременно сообщить о дате и времени его рассмотрения. Согласно поступившей в прокуратуру информации за подписью начальника Управления от 03.07.2017 , представление Управлением получено 23.06.2017г., рассмотрено на оперативном совещании руководящего состава 26.06.2017г., в отношении начальника отдела НКО Управления Кипкеевой З.Х. назначена служебная проверка. При этом уведомление в прокуратуру Республики о дне и времени рассмотрения представления Управлением в прокуратуру направлено не было. Калашникова Т.П. пояснила, что она председательствовала на оперативном совещании 26.06.2017 года при предварительном рассмотрении представления, так как, согласно приказу начальника Управления Минюста России по КЧР от 09.06.2017 №34-лс «О временном возложении исполнения обязанностей начальника Управления» с 13.06.2017г. по 29.06.2017г., Калашникова Т.П. исполняла обязанности начальника Управления. Так, в ФГИС «Единый реестр проверок» по состоянию на 28.07.2017г. отсутствовала информация о проведенных Управлением проверок в отношении НКО, проверенных в мае 2017 года включительно. Как установлено проверкой, меры к устранению нарушений, указанных в Представлении, Управлением своевременно не принимались. По результатам настоящей проверки факты неуведомления о времени и месте рассмотрения представления, нерассмотрения его в установленном законом порядке и непринятия мер к устранению нарушений, указанных в Представлении, подтвердились. Данные нарушения признаны заместителем начальника Калашниковой Т.П., и устранены Управлением только 28.07.2017г., то есть после того, как на это было ей обращено в прокуратуре. Кроме того, Управление, обжаловав представление прокуратуры вначале, в нарушение подсудности, в Верховный Суд КЧР, а затем в Черкесский городской суд, злоупотребляя правом, самоустранилось от исполнения обязанностей, возложенных законодательством Российской Федерации, правовыми актами, регламентирующими его деятельность, а также от устранения нарушений, выявленных прокуратурой Республики и указанных в представлении от 21.06.2017 №7-4-2017. Данные нарушения признаны заместителем начальника Управления Калашниковой Т.П. и устранены Управлением только 28.07.2017г. Вместе с тем, как установлено проверкой, меры к устранению нарушений, указанных в Представлении, в том числе требований ст. 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», постановления Правительства РФ от 28.04.2015 №415, Управлением своевременно не принимались. Калашникова Т.П. в своих объяснениях от 28.07.2017г. и 02.08.2017г. пояснила, что они с начальником Управления планировали пригласить представителя прокуратуры и с его участием рассмотреть представление, однако в связи с тем, что решение мирового судьи в отношении Кипкеевой З.Х. получили поздно, и не оставалось времени для рассмотрения Представления, Управление было вынуждено обратиться в суд. Другой причиной нерассмотрения представления явилось то обстоятельство, что в Управление Минюста России по КЧР из Минюста России поступило обращение Даурова М.Х. с копией ответа прокуратуры Республики на его обращение, в связи с чем Управление было поставлено в сложную ситуацию, так как не могло положительно рассмотреть его обращение, поскольку в жалобе указывалось на допущенные Управлением нарушения федерального законодательства. При таких обстоятельствах заместитель начальника Управления Минюста России по КЧР Калашникова Т.П., в период исполнения обязанностей начальника Управления, умышленно не выполнила требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ. Время совершения административного правонарушения - период с 23.06.2017г. по 29.06.2017г. Место совершения административного правонарушения - <адрес>.

В судебное заседание прокуратура Карачаево-Черкесской Республики не направила своего представителя, хотя о дате и времени судебного заседания извещена была надлежаще. Об отложении судебного заседания прокуратура КЧР не просила.

С учетом мнения лица, привлекаемого к административной ответственности Калашниковой Т.П., дело рассмотрено в отсутствие представителя прокуратуры КЧР.

В судебном заседании Калашникова Т.П. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не признала, с постановлением прокурора от 02.08.2017 года о возбуждении дела об административном правонарушении не согласна. Представила письменные возражения, в которых указала, что ответственность по статье 17.7 КоАП РФ наступает лишь в случае неисполнения законных требований прокурора. Однако, Управлением до истечения срока, установленного прокуратурой для исполнения Представления, было подано административное исковое заявление об обжаловании действий органа надзора в порядке гл.22 КАС РФ, а постановление о возбуждении дела вынесено прокуратурой после подачи административного иска в суд. Далее в своих письменных возражениях Калашникова Т.П. указала, что в ее действиях умышленного невыполнения требований прокурора не было, ею приняты были все неотложные организационные меры, характеризующие безотлагательное исполнение требований Представления заместителя прокурора КЧР от 21.06.2017г. В соответствии с пунктом 2 Представления от 21.06.2017г. в отношении начальника отдела по делам некоммерческих организаций Кипкеевой З.Х. 27.06.2017г. была назначена служебная проверка. Согласно части 3 статьи 7 ФЗ №2202-1 от 17.01.1992г. «О прокуратуре РФ» прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными(законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями. В Управлении Минюста РФ по КЧР отсутствует коллегиальный орган и поскольку оно является территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, часть 3 указанной статьи не может быть применена. Данный вывод установлен апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда КЧР от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что Управление является единоличным органом и такая обязанность уведомления прокурора законом не предусмотрена. Вывод прокуратуры о злоупотреблении правом и самоустранении от исполнения возложенных обязанностей не обоснован, поскольку Представление было обжаловано в установленном законом порядке и вопрос о его законности был разрешен судебной коллегией по административным делам Верховного Суда КЧР в апелляционном определении от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, по мнению Калашниковой Т.П. в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ. Просила прекратить производство по делу по этим основаниям.

Выслушав явившегося в судебное заседание участника процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, прокуратурой КЧР в адрес руководителя управления Минюста России по КЧР внесено представление от 21.06.2017 г. № 7-4-2017 об устранении нарушений закона в порядке ст.24 Федерального закона «О прокуратуре РФ».

В силу статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Пункт 2 статьи 1 и пункт 1 статьи 21 Федерального закона N 2202-1 определяют, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Целью подобного надзора является обеспечение верховенства закона, единства и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В Представлении указано, что проведенной прокуратурой проверкой по обращениям членов Карачаево-Черкесской региональной общественной организации по сохранению самобытности адыгского этноса «Совет старейшин черкесского народа» выявлены нарушения положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федерального закона от 27.07.210 № 210 «Об организации государственных и муниципальных услуг», Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» и других законодательных и нормативных актов.

В Представлении ставился вопрос об его безотлагательном рассмотрении и принятии конкретных мер к устранению выявленных нарушений закона, их причин и способствовавших им условий; рассмотрении вопроса о привлечении к предусмотренной законом дисциплинарной ответственности начальника отдела по делам некоммерческих организаций Кипкеевой З.Х. и специалиста-эксперта указанного отдела Шовгеновой СМ.; заблаговременном уведомлении прокуратуры КЧР о дате и времени рассмотрения представления; сообщения в письменной форме в прокуратуру республики о результатах в установленный законом месячный срок с приложением копий материалов проведенных служебных проверок и приказов о наказании.

    Постановлением заместителя прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 02.08.2017 года в отношении заместителя начальника Управления Минюста России по КЧР Калашниковой Татьяны Павловны возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении явилось то, что более месяца со дня внесения представления Управлением не были приняты меры к устранению нарушений. Так в ФГИС «Единый реестр проверок» по состоянию на 28.07.2017 года отсутствовала информация о проведенных Управлением проверок в отношении НКО, проверенных по май 2017 года включительно.

Кроме того, из постановления заместителя прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 02.08.2017 года, о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Калашниковой Т.П. следует, что проверкой установлено, что меры к устранению нарушений, указанных в Представлении, в том числе требований ст. 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», постановления Правительства РФ от 28.04.2015 № 415, Управлением своевременно не принимались. В постановлении заместителя прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 02.08.2017 года также указано, что по результатам проверки, факты не уведомления прокурора о времени и месте рассмотрения представления, не рассмотрения его в установленном законом порядке и непринятии мер к устранению нарушений, указанные в Представлении, подтвердились.

Вопрос о законности и обоснованности Представления, содержащего требования прокурора, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, был рассмотрен в порядке КАС РФ.

Административный иск управления Минюста РФ по КЧР к прокуратуре КЧР о признании действий при проведении проверки 21.06.2017г. незаконными в части нарушения требований пункта 3 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-01 «О прокуратуре РФ», признании незаконным представления прокуратуры КЧР от 21.06.2017г. «Об устранении нарушений закона»., решением Черкесского городского суда от 24 ноября 2017 года удовлетворен.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 15 марта 2018 года решение Черкесского городского суда от 24 ноября 2017 года оставлено без изменения, отменено в части:

- признания незаконными действий прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики при проведении проверки 21 июня 2017 года в отношении Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, выразившиеся в нарушении требований пункта 3 статьи 21 ФЗ от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

признания незаконным представления прокурора в части нарушения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике сроков вручения акта проверки общественного объединения Карачаево-Черкесской региональной общественной организации по сохранению самобытности адыгского этноса «Совет старейшин черкесского народа» от 30 декабря 2016 года;

о признании незаконным представления заместителя прокурора Карачаево-Черкесской Республики в части нарушения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике сроков размещения информации по результатам проверки общественного объединения Карачаево-Черкесской региональной общественной организации по сохранению самобытности адыгского этноса «Совет старейшин черкесского народа» от 30 декабря 2016 года;

о признании незаконным представления заместителя прокурора Карачаево-Черкесской Республики в части нарушения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике требований достоверности размещенной информации в Федеральной государственной информационной системе единого реестра проверок по результатам плановой проверки общественного объединения Карачаево-Черкесской Региональной общественной организации по сохранению самобытности адыгского этноса «Совет старейшин черкесского народа» от 30 декабря 2016 года и принято в этой части новое решение об отказе в удовлетворении иска:

о признании незаконными действий прокуратуры КЧР при проведении проверки 21 июня 2017 года в отношении Управления Минюста РФ по КЧР, выразившиеся в нарушении требований пункта 3 статьи 21 ФЗ от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре РФ»;

- о признании незаконным представления заместителя прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 21 июня 2017 года в части нарушения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике сроков вручения акта проверки общественного объединения Карачаево-Черкесской региональной общественной организации по сохранению самобытности адыгского этноса «Совет старейшин черкесского народа» от 30 декабря 2017 года;

- о признании незаконным представления заместителя прокурора Карачаево-Черкесской Республики в части нарушения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике сроков размещения информации по результатам проверки общественного объединения Карачаево-Черкесской региональной общественной организации по сохранению самобытности адыгского этноса «Совет старейшин черкесского народа» от 30 декабря 2016 года;

- о признании незаконным представления заместителя прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 21 июня 2017 года части нарушения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике требований достоверности размещенной информации в Федеральной государственной информационной системе единого реестра проверок по результатов плановой проверки общественного объединения Карачаево-Черкесской региональной общественной организации по сохранению самобытности адыгского этноса «Совет старейшин черкесского народа» от 30 декабря 2016 года.

В остальной части решение Черкесского городского суда от 24 ноября 2017 года оставлено без изменения.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о незаконности Представления в части возложения обязанности на Управление известить прокурора о времени и месте его рассмотрения судебная коллегия нашла обоснованными.

Согласно п.2 ст.24 Закона №2202-1 лишь при рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Обязанность известить прокурора о дате, времени и месте рассмотрения представления возникает вне зависимости от вида уполномоченного лица (индивидуальный или коллегиальный орган), исключительно в силу наличия в Представлении требования о его рассмотрении с участием прокурора.

В Представлении отсутствует указание на необходимость рассмотрения акта прокурорского реагирования с обязательным участием прокурора.

Также признаны обоснованными выводы суда первой инстанции о признании незаконным Представления в части возложения обязанности на Управление рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности начальника отдела по делам коммерческих организаций Кипкеевой З.Х. и специалиста-эксперта ФИО1

Данные факты, установленные вступившим в законную силу судебным актом, имеют существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Признание судом незаконным в указанной выше части Представления, за невыполнение которого Калашникова Т.П. привлечена к административной ответственности в рамках настоящего дела, исключает наличие в ее деянии состава указанного административного правонарушения.

При таких данных вывод прокурора об умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, о том, что Калашниковой Т.П. совершены действия, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, не является обоснованным.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, образует умышленное невыполнение требований должностного лица(в данном случае прокурора), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия(бездействия), то есть, объективной стороны деяния.

Согласно части 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

При рассмотрении дел данной категории суду надлежит учитывать, что обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в представлении, лежит на прокуроре, а суду необходимо исследовать вопрос о законности и обоснованности внесенного представления, поскольку ответственность по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает лишь в случае неисполнения законных требований прокурора.

Статья 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает только умышленное неисполнение требований прокурора. Вина в форме умысла, в соответствии с частью 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признается в тех случаях, когда лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

С учетом установленных выше обстоятельств, в действиях заместителя начальника Управления Минюста РФ по КЧР Калашниковой Т.П. отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьей 29.10, статьей 29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица- заместителя начальника Управления Министерства юстиции России по Карачаево-Черкесской Республике Калашниковой Татьяны Павловны, прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток с момента его получения в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд.

Судья                         М.А. Асланукова

5-210/2018

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
Ответчики
Калашникова Татьяна Павловна
Суд
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики
Судья
Асланукова Марина Ахмедовна
Статьи

КоАП: ст. 17.7

Дело на странице суда
cherkessky--kchr.sudrf.ru
23.05.2018Передача дела судье
23.05.2018Подготовка дела к рассмотрению
07.06.2018Рассмотрение дела по существу
14.06.2018Рассмотрение дела по существу
22.06.2018Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
22.06.2018Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
04.07.2018Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
18.07.2018Вступление постановления (определения) в законную силу
06.09.2018Сдача материалов дела в архив
Постановление

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее