Дело № 2-811/2019 (УИД 50RS0050-01-2019-000962-54)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 11 июля 2019 г.
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Грошевой Н.А.,
при секретаре Родиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Варлыгина Андрея Геннадьевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 32 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда,
установил:
Варлыгин А.Г. обратился в ГУ-УПФ РФ № 32 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-УПФ РФ № 32 по г. Москве и Московской области N 81 от 24.04.2019 ему отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия необходимого требуемого льготного стажа, при этом период прохождения военной службы по призыву с 25.10.1980 по 22.11.1982 был включен не в полном размере.
С учетом уточнением требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просит признать решение ГУ-УПФ РФ № 32 по г. Москве и Московской области N 81 от 24.04.2019 в части невключения периода прохождения военной службы по призыву с 25.10.1980 по 22.11.1982 в полном размере незаконным; обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период прохождения военной службы по призыву с 25.10.1980 по 22.11.1982 в полном размере; признать за ним право на досрочное назначение пенсии по пп. 1 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 32 по г. Москве и Московской области назначить ему трудовую пенсию по старости досрочно с момента возникновения права на пенсию с 29.03.2019.
Истец Варлыгин А.Г. в судебном заседании поддержал заявленные требования с учетом их уточнения, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в решении комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан.
Выслушав объяснения истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П указано, что, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Аналогичные требования содержались и в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", действующего в указанной части до 01.01.2015 года.
Пункт 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ предусматривает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах" установлено, что применяются:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.
П. 5 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В судебном заседании установлено, что Варлыгин А.Г., 13.12.1960 г.р., обратился в ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области за назначением досрочной страховой пенсии по старости.
В назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» истцу было отказано в связи с отсутствием специального стажа, специальный стаж был определен как 03 года 11 мес. 06 дн.
Истец претендовал на включение в подсчет его специального стажа периода службы в рядах Советской Армии с 25.10.1980 по 22.11.1982 и назначении ему досрочной страховой пенсии и по старости.
В период службы Варлыгина А.Г. в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.
Названное Положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В абзаце седьмом п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2ПТ со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года N 320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В пп. "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (действовавших в период возникновения спорных отношений), было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. "а" и "б" п. 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (пп. "в" п. 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, в соответствии с указанными Положениями период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
При таких обстоятельствах период с 25.10.1980 по 22.11.1982 - прохождение службы в рядах Советской армии, подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
С учетом спорного периода, а также стажа, определенного решением ГУ - УПФ РФ № 32 по г. Москве и Московской области N 81 от 24.04.2019, у Варлыгина А.Г. на момент возникновения права на пенсию - 29.03.2019 имелся необходимый стаж, что дает ему право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пп. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Варлыгина Андрея Геннадьевича удовлетворить.
Признать отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 32 по г. Москве и Московской области о досрочном назначении пенсии Варлыгину А.Г. № 18 от 24.04.2019 в части невключения в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии периода службы в рядах Советской армии с 25.10.1980 по 22.11.1982 незаконным.
Включить Варлыгину Андрею Геннадьевичу в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период службы в рядах Советской Армии с 25.10.1980 по 22.11.1982.
Признать за Варлыгиным Андреем Геннадьевичем право на досрочное назначение пенсии по пп. 1 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 32 по г. Москве и Московской области назначить Варлыгину Андрею Геннадьевичу трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на пенсию с 29.03.2019.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Грошева
Мотивированное решение изготовлено 17.07.2019
Судья Н.А. Грошева