Дело № 2-394/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2018 года г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Калашниковой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Красновой Е.С.,
с участием представителя истца Михайловой У.А., представителя третьего лица Игнатович А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дегтярева А. В. к Федеральному агентству лесного хозяйства, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истец Дегтярев А.В. обратился в суд и просит признать за собой право собственности на земельный участок площадью 1179 кв.м. с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения лично подсобного хозяйства.
Свои требования мотивирует тем, что истец являлся собственником земельного участка площадью 1179 кв.м. с кадастровым <номер>, расположенный по <номер>, на основании договора купли-продажи земельного участка от 12.09.2008г., заключенного между администрацией Серпуховского района и Дегтяревым А.В. Право собственности истцом в установленном порядке было зарегистрировано, о чем имелась запись в ЕГРН. 27.06.2012г. Серпуховским городским судом было вынесено решение о признании недействительной постановки на кадастровый учет данного земельного участка, снятии его с кадастрового учета, признании недействительной и исключении из ЕГРН записи о регистрации права собственности Дегтярева А.В., истребовании из незаконного владения Дегтярева А.В. указанного земельного участка, обязании Дегтярева А.В. освободить земельный участок лесного фонда, для чего демонтировать металлическое ограждение на монолитном бетонном фундаменте по периметру участка. Первоочередным основанием удовлетворения исковых требований Управления лесного хозяйства по МО и г. Москве в 2012г. являлось то обстоятельство, что в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, спорный земельный участок относится к категории земель лесного фонда. В настоящее время истец является собственником жилого дома, бани, гаража, хоз.блока, расположенных на спорном участке. Согласно выписке из ЕГРН от 19.12.2017г. спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования – для ведения ЛПХ, расположен на землях населенных пунктов; сведения о правообладателях отсутствуют. С момента приобретения земельного участка истцом в 2008г. до настоящего времени, фактическим землепользователем является последний. Дегтярев А.В. продолжает пользоваться и владеть земельным участком, обрабатывает его, на нем расположен жилой дом, в котором живет истец. Истец оплачивает налоги. С момента вынесения решения суда каких-либо притязаний к истцу со стороны ответчика не было. Смежные земельные участки также имеют вид разрешенного использования: для ведения ЛПХ, категория земель – земли населенных пунктов. В связи с принятием Федерального закона № 280-ФЗ от 29.07.2017г. истец обратился в суд с иском о признании права собственности на указанный земельный участок.
Истец в судебное заседание не явился, извещен, его представитель по доверенности Михайлова У.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представители ответчиков Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, возражений против заявленных требований не представили, об отложении слушания дела не просили.
Представитель третьего лица администрации Серпуховского района в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление. Указал, что земельный участок используется истцом согласно вида и категории земельных участков, указанных в выписке из ЕГРН, он несет бремя содержания объекта недвижимости, уплачивает налоговые платежи в бюджет, администрация Серпуховского района считает, что удовлетворение заявленных требований приведет к восстановлению нарушенных прав и интересов истца, и не противоречит действующему законодательства (л.д. 19-21).
Представитель третьего лица администрации сельского поселения Данковское в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, возражений против заявленных требований не представил.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области Игнатович А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве. Указала, что в соответствии со вступившим в законную силу решением суда от 27.06.2012г. требования Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва о признании недействительной и снятии с кадастрового учета, признании недействительным и исключении из ЕГРП удовлетворены, в связи с тем, что администрация Серпуховского муниципального района не вправе была распоряжаться федеральной собственностью и предоставлять земельный участок, относящийся к землям лесного фонда, гражданину в частную собственность. Таким образом, истец не приобрел спорный земельный участок на законных основаниях. Решением суда установлено, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда, формирование участка и его отчуждение произведено с нарушением норм действующего законодательства. При исполнении решения Комитет лесного хозяйства Московской области получил уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений о земельном участке с <номер>. Исполнительное производство в части истребования земельного участка было окончено постановлением судебного пристава-исполнителя в связи с фактическим исполнением. Однако в настоящее время, по неизвестным для Комитета причинам оспоренный земельный участок согласно сведений публичной кадастровой карты является учтенным. Данный факт может свидетельствовать о том, что решение суда по делу №2-123/2012 до настоящего времени не исполнено (л.д. 38-39).
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей истца и третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При рассмотрении дела установлено, что спорным является земельный участок с кадастровым <номер>, площадью 1179 кв.м., расположенный в <адрес>.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 24.08.2017г. данные о правообладателе земельного участка с кадастровым <номер> отсутствуют, ограничений и обременений объекта недвижимости не имеется, отсутствуют данные о наличии решений об изъятии объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд. В отношении земельного участка установлен вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов (л.д. 12,58-60). На день рассмотрения дела сведения о земельном участке размещены на публичной кадастровой карте (л.д. 61).
Судом установлено, что заказчиком работ по формированию указанного земельного участка являлась Администрация Серпуховского муниципального района, проект границ участка был утвержден Постановлением Главы Серпуховского муниципального района № 2477 от 09.11.2007г., что следует из кадастрового дела (т. 1 л.д. 33-52 гр.дела № 2-123/2012).
Постановлением Главы Серпуховского района № 1635 от 01.08.2008 года назначены торги по продаже земельных участков из земель населенных пунктов, находящихся в государственной собственности, расположенных в <адрес> (т.1 л.д.54-56 гр.дела № 2-123/2012).
Из содержания итогового протокола заседания организационного комитета по проведению аукциона от 03.09.2008 года (т. 1 л.д. 24-25,64-65 гр.дела № 2-123/2012) следует, что в аукционе по всем лотам участвовало менее двух участников, в связи с п. 27 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ, единственный участник аукциона вправе заключить договор купли-продажи выставленного на торги земельного участка по начальной цене аукциона в срок до 03.10.2008 года:
- земельный участок с кадастровым <номер> площадью 1179 кв.м., расположенный в <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства являлся лотом №13, участником, выигравшим торги, являлся Дегтярев А.В., выкупная цена участка составляет 213250 рублей 00 копеек.
Из копии дела правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым <номер> (т. 1 л.д. 72-88 гр.дела № 2-123/2012) усматривается следующее:
- 12.09.2008 года заключен договор купли-продажи между администрацией Серпуховского района и Дегтяревым А.В., согласно которому последнему продан вышеуказанный земельный участок. Согласно п.2.1. договора земельный участок оценен сторонами в 213250 рублей 00 копеек (л.д. 78-79).
Имеется передаточный акт от 12.09.2008 года (л.д. 85).
Право собственности Дегтярева А.В. на спорный земельный участок было зарегистрировано Управлением федеральной регистрационной службы по Московской области 01.10.2008 года <номер>, о чем Дегтяреву А.В. выдано свидетельство о государственной регистрации права от 01.10.2008 года (л.д. 7).
При рассмотрении дела также установлено, что на спорном земельном участке возведены строения, а именно жилой дом, хоз.блок, индивидуальный гараж, баня. Право собственности Дегтярева А.В. на указанные строения зарегистрировано, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.8-11).
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 27.06.2012г., вступившего в законную силу 29.11.2012г., по гражданскому делу № 2-123/2012 по иску Управления лесного хозяйства по МО и г. Москве к Дегтяреву А. В., Администрации Серпуховского муниципального района о признании недействительными торгов в форме аукциона, договора купли-продажи земельного участка, признании права собственности отсутствующим, признании недействительным постановку земельного участка на кадастровый учет, и исключении записи о собственности из ЕГРП, об истребовании участка из незаконного владения и обязании освободить земельный участок, встречному иску Дегтярева А. В. к Управлению лесного хозяйства по МО и г. Москве, Территориальному Управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом по МО о признании отсутствующим права РФ на земельный участок и признании недействительными в части материалов лесоустройства 2000 года, первоначальные требования удовлетворены частично, встречный иск оставлен без удовлетворения:
- признана недействительной постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым <номер> площадью 1179 кв.м., расположенного по <адрес>, принадлежащего Дегтяреву А.В. и снят указанный участок с кадастрового учета.
- признана недействительной и исключена из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации о праве собственности Дегтярева А.В. <номер> от 01.10.2008 года на земельный участок с кадастровым <номер> площадью 1179 кв.м., расположенный по <адрес>, д. Прилуки;
- истребован из незаконного владения Дегтярева А.В. земельный участок площадью 1179 кв.м. с кадастровым <номер>;
- на Дегтярева А.В. возложена обязанность освободить земельный участок лесного фонда общей площадью 1370 кв.м., расположенный в выделе 49 квартале 73 Туровского участкового лесничества, для чего демонтировать металлическое ограждение на монолитном бетонном фундаменте по периметру участка.
При рассмотрении указанного дела № 2-123/2012 судом установлен факт расположения спорного земельного участка, принадлежащего Дегтяреву А.В., на землях лесного фонда, площадь наложения составила 1179 кв.м., в связи с чем, формирование и его отчуждение произведено с нарушением требований действующего законодательства. Сведения о данном участке должны быть исключены из государственного кадастра недвижимости и из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В связи с чем, требования Управления лесного хозяйства по МО о признании недействительной постановки на кадастровый учет указанного участка, а также требования о признании недействительными и подлежащими исключению из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей регистрации о праве собственности Дегтярева А.В. на указанный участок, подлежали удовлетворению. При этом суд не нашел оснований для признания недействительными торгов в форме аукциона по продаже земельных участков, проведенных 03.09.2008 года, признании недействительными договоров купли-продажи земельного участка и признании отсутствующим права собственности Дегтярева А.В.
Уведомлением от 17.03.2014г. сообщено об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым <номер> (л.д. 41). Уведомлением от 06.03.2014г. сообщено об отсутствии в ЕРГП сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым <номер>, по <адрес> (л.д. 42).
Истцом представлены копии квитанций и налоговых уведомлений об уплате имущественного налога (л.д. 13-14).
Согласно статье 9 (часть 1) Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П).
Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает, что леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий; границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством; лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения), а имущественные отношения, связанные, в частности, с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (статьи 3, 6 и 8).
Идентификация, учет и регистрация лесных участков в соответствии с действующим законодательством осуществляется следующим образом: документированная информация о таких участках относится к общедоступной информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами - информация ограниченного доступа) и содержится в государственном лесном реестре, ведение которого, а также внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 2, 3, 9 и 10 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации); ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, с тем чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 21 сентября 2017г. N1793-О, в правоприменительной, в частности судебной, практике не исключалось такое толкование статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных.
Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.
Для преодоления противоречивого толкования указанного законоположения в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7). Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ).
Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ содержит положения, направленные на защиту прав граждан на земельные участки, находившиеся в границах лесничества, лесопарка, которые на основании судебного решения были прекращены: часть 5 его статьи 10 предусматривает право таких граждан требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции данного Федерального закона); соответствующий иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу данного Федерального закона.
Согласно ч.4 ст.14 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года:
- предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка;
- предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка;
- предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.
Положения ч.10 ст.14 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусматривают, что в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков. Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории).
Часть 12 ст.14 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» содержит норму, согласно которой земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Исходя из ч. 15 ст.14 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случаях, указанных в частях 4, 9 и 13 настоящей статьи, принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется.
В силу ст.ст. 11,12 ГК РФ защите, восстановлению подлежит нарушенное право.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая то, что правоустанавливающий характер носят исключительно сведения ЕГРН и правоустанавливающих документов, которые имеют приоритет по отношению к данным Лесного реестра, лесотаксационным материалам, а также принимая во внимание то обстоятельство, что право собственности Дегтярева А.В. на спорный земельный участок было зарегистрировано до 1 января 2016 года, земельный участок был сформирован до 08.08.2008 года, категория и вид разрешенного использования участка, с момента его постановки на кадастровый учет не изменялись, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что спорный земельный участок на момент его приобретения Дегтяревым А.В. и в настоящее время согласно сведениям из ЕГРН отнесен к землям населенных пунктов, данный земельный участок имеет разрешенный вид использования – для ведения личного подсобного хозяйства, а также суд принимает во внимание то обстоятельство, что истец является собственником жилого дома, который расположен на спорном земельном участке, спор по границам отсутствует, земельный участок используется истцом в соответствии с разрешенным видом использования, указанным в ЕГРН, притязаний третьих лиц на спорный земельный участок нет, истец несет бремя его содержания, решение суда от 27.06.2012г. в части истребования указанного земельного участка из владения истца не исполнено, истец продолжает им пользоваться.
На основании изложенного, исковые требования Дегтярева А.В. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дегтярева А. В. удовлетворить.
Признать за Дегтяревым А. В. право собственности на земельный участок площадью 1179 кв.м. с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения лично подсобного хозяйства.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Ю.А. Калашникова
Мотивированное решение изготовлено: 07 марта 2018 года