Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Полесский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Щелковой З.М.
с участием помощника прокурора Полесского района Калининградской области Рябенькой Н.Л.,
при секретаре Кузановой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Спиридонов С.Л. об оспаривании решения Полесской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты,
установил:
Спиридонов С.Л. обратился в суд с заявлением об отмене решения Полесской территориальной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом в депутаты районного Совета депутатов муниципального образования «Полесский муниципальный район» по одномандатному избирательному округу № и о возложении обязанности на Полесскую ТИК зарегистрировать его кандидатом в депутаты районного Совета депутатов МО «Полесский муниципальный район» по одномандатному избирательному округу №, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ им, в порядке самовыдвижения, подано заявление в Полесскую территориальную избирательную комиссию для регистрации в качестве кандидата в депутаты районного Совета депутатов МО «Полесский муниципальный район» по одномандатному избирательному округу №.
ДД.ММ.ГГГГ им в Полесскую ТИК были сданы подписи, собранные в его поддержку, как кандидата в депутаты районного Совета МО «Полесский муниципальный район».
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание рабочей группы, не усмотревшей оснований для отказа ему в регистрации кандидатом в депутаты.
Решением Полесской ТИК № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в регистрации на основании подпункта «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ввиду того, что в сведениях о себе кандидат не указал, что исполняет полномочия депутата Совет депутатов МО «Полесское городское поселение» на непостоянной основе.
Полагает, что это обстоятельство не свидетельствует о нарушении им требований избирательного законодательства при оформлении подписных листов и сообщении сведений о кандидате.
В судебном заседании Спиридонов С.Л. поддержал требования, изложенные в заявлении, пояснив, что решением ТИК ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты на том основании, что в подписных листах, представленных им в Полесскую ТИК, содержится указание о том, что он является депутатом Совета депутатов МО «Полесское городское поселение», но не указано, что на непостоянной основе. С учетом этого, избирательная комиссия признала недействительными 100% подписей.
Председатель Полесской территориальной избирательной комиссии Михалкина Н.Д. о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просит суд рассмотреть дело в отсутствии представителя Полесской ТИК, с заявлением Спиридонова С.Л. не согласна.
Суд, заслушав заявителя, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшим удовлетворить заявление Спиридонова С.Л., приходит к следующему.
В силу ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п. 1 ст. 23 Закона Калининградской области от 18.03.2008 № 231 «О муниципальных выборах в Калининградской области» (далее – Региональный закон) гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом и достигший на день голосования возраста, установленного абз. вторым п. 1 ст. 5 настоящего Закона, может быть выдвинут кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования - непосредственно либо в составе муниципального списка кандидатов; выдвижение кандидатов, муниципальных списков кандидатов может производиться со дня, следующего за днем официального опубликования решения о назначении выборов; период выдвижения заканчивается за 45 дней до дня голосования.
Непосредственное выдвижение кандидата может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (п.2 ст.23 Регионального закона).
В соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 данной статьи).
В силу п. 1 ст. 76 Регионального закона кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения либо избирательным объединением, представляет в установленном настоящим Законом порядке в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию, документы, указанные в п.п. 2 и 4 ст. 24 настоящего Закона.
Согласно п.2 ст.25 Регионального закона количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, определяется избирательной комиссией, организующей выборы, в соответствии с пунктом 1 статьи 77, пунктом 1 статьи 93 настоящего Закона.
Подписные листы в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 5 к настоящему Закону, порядок их заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными определяются в соответствии с настоящей статьей и статьей 27 настоящего Закона (п.14 ст.25 Регионального закона).
Согласно п.1 ст. 27 Регионального закона соответствующая избирательная комиссия в течение 10 дней со дня представления документов, необходимых для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов требованиям настоящего Закона, а также проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку каждого кандидата, списка кандидатов.
Избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов (п.ст.27 Регионального закона).
Внесение каких-либо исправлений в подписные листы, принятые избирательной комиссией, не допускается. Избирательная комиссия не вправе восполнять и (или) устранять нарушения, допущенные кандидатами, иными лицами при оформлении подписных листов и иных документов, представляемых при выдвижении и регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов (п.4 ст.27 Регионального закона).
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (п.5 ст.27 Регионального закона).
Решением районного Совета депутатов МО «Полесский муниципальный район» Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов районного Совета депутатов муниципального образования «Полесский муниципальный район» Калининградской области.
Решение опубликовано в газете «Полесский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ № (№
Решениями избирательной комиссии Калининградской области №№ № от ДД.ММ.ГГГГ года, соответственно, сформирована Полесская территориальная избирательная комиссия, председателем Полесской ТИК назначена Михалкина Н.Д..
Решением Полесской ТИК от № от ДД.ММ.ГГГГ определено, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты по одномандатным избирательным округам № муниципального образования «Полесский муниципальный район» составляет 10 подписей избирателей. Количество представляемых подписей избирателей не может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, более чем на 4 подписи. Решение опубликовано в газете «Полесский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ № (№).
Решением Полесской ТИК от ДД.ММ.ГГГГ № определен объём сведений о кандидатах, представленных при их выдвижении и подлежащих доведению до сведения избирателей, при проведении муниципальных выборов на территории Полесского муниципального района, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ. Решение опубликовано в газете «Полесский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ № (№).
В соответствии с п.7 Приложения к решению Полесской ТИК от ДД.ММ.ГГГГ № №, к категории таких сведений относятся сведения об исполнении обязанностей депутата на непостоянной основе и наименование представительного органа, депутатом которого является кандидат.
Спиридонов С.Л. в установленный законом срок, представил в Полесскую ТИК документы о выдвижении себя в порядке самовыдвижения в качестве кандидата в депутаты районного Совета депутатов МО «Полесский муниципальный район» по одномандатному избирательному округу №, что подтверждается копиями документов, представленных суду из Полесской ТИК, <данные изъяты>.
Кроме того, Спиридоным С.Л. были представлены в Полесскую ТИК 4 подписных листа, содержащих 14 подписей граждан, поддержавших его кандидатуру.
В силу п.8 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к данному Федеральному закону, из реквизитов которой следует, что в подписных листах кандидат обязан указать место работы, занимаемую должность или род занятий; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа.
Недействительными в силу подпунктов «з» и «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, а также, если форма подписного листа не соответствует требованиям федерального законодательства.
Из итогового протокола рабочей группы Полесской ТИК от ДД.ММ.ГГГГ «о результатах проверки подписных листов с подписями избирателей» известно, что из заявленных кандидатом Спиридоновым С.Л. 14 подписей избирателей, одна подпись признана недостоверной, 13 подписей признаны достоверными, количество достоверных подписей для регистрации кандидата – 10. Выводы рабочей группы: оснований для отказа в регистрации кандидата Спиридонова С.Л. не усматривается.
Однако в последующем, решением Полесской территориальной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки представленных кандидатом 14 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения, все подписи (100 процентов) в соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ и подпункта «з» пункта 10 статьи 27 Регионального закона признаны недействительными по причине несоответствия действительности сведений о кандидате в депутаты и несоблюдения формы подписного листа, а именно ввиду того, Спиридонов С.Л. не указал в подписных листах, что осуществляет полномочия депутата Совета депутатов муниципального образования "Полесское городское поселение" на непостоянной основе.
В этой связи Спиридонову С.Л. отказано в регистрации кандидатом в депутаты районного Совета депутатов МО «Полесский муниципальный район» по одномандатному избирательному округу № на основании подпунктов 4,7 пункта 2 статьи 79 Закона Калининградской области от 18.03.2008 № 231 «О муниципальных выборах в Калининградской области».
Как установлено и никем не оспаривалось в судебном заседании, других нарушений, в представленных данным кандидатом документах на регистрацию Полесской ТИК, не выявлено.
Из системного анализа норм избирательного законодательства следует, что сообщение полных и достоверных сведений о кандидате в подписных листах служит гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлено как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов.
Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Согласно ч.3 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата представительного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат (ч.5 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
По смыслу пунктов 2 и 7 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, в случае осуществления кандидатом в депутаты своих полномочий депутата представительного органа муниципального образования на постоянной основе, в своем заявление в избирательную комиссию, а также и в избирательном бюллетене, кандидат обязан указывать в качестве основного места работы – соответствующий представительный орган местного самоуправления и свой статус – депутат.
Поскольку Спиридонов С.Л. в избирательных бюллетенях указал свой статус – временно неработающий и при этом указал, что является депутатом Совета депутатов МО «Полесское городское поселение», без ссылки на исполнение своих полномочий на не постоянной основе, данное обстоятельство, с учётом изложенного выше, нельзя рассматривать как сокрытие или искажение информации, которое ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями.
При таких обстоятельствах, не указание Спиридоновым С.Л. в подписных листах на осуществление депутатских полномочий на непостоянной основе, не свидетельствует о нарушении Спиридоновым С.Л. требований избирательного законодательства, формы подписного листа, либо об указании в подписном листе сведений о кандидате не в полном объеме или не соответствующих действительности.
На основании вышеизложенного, суд считает возможным удовлетворить заявление Спиридонова С.Л.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 261 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
Заявление Спиридонов С.Л. удовлетворить.
Отменить решение Полесской территориальной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации Спиридонов С.Л., родившегося ДД.ММ.ГГГГ, кандидатом в депутаты районного Совета депутатов муниципального образования «Полесский муниципальный район» по одномандатному избирательному округу №.
Обязать Полесскую территориальную избирательную комиссию зарегистрировать Спиридонов С.Л., родившегося ДД.ММ.ГГГГ, кандидатом в депутаты районного Совета депутатов муниципального образования «Полесский муниципальный район» по одномандатному избирательному округу №.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение 5 дней со дня принятия решения.
Судья З.М. Щелкова