Судья Курочкина М.А. Дело № 33а-20967/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Соколовой Н.М., Варламовой Е.А.,
при секретаре Каландаровой В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 июля 2017 года апелляционную жалобу Медведевой М.Б. на решение Домодедовского городского суда Московской области от 28 февраля 2017 года по делу по административному исковому заявлению Медведевой <данные изъяты> к Администрации городского округа Домодедово Московской области о признании незаконным бездействия, обязании предоставить заверенные копии документов.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения Медведевой М.Б., ее представителя Кабанова И.Г.,
установила:
Медведева М.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа Домодедово Московской области о признании незаконным уклонения от предоставления надлежащих образом заверенных копий заключения межведомственной комиссии и постановления Администрации городского округа Домодедово о признании многоквартирного жилого дома по адресу: <данные изъяты>, аварийным и подлежащим сносу; в качестве способа восстановления нарушенного права просила суд обязать административного ответчика предоставить ей надлежащим образом заверенные копии запрошенных документов.
В обоснование заявленных требований указала, что 24.11.2016 обратилась на имя руководителя Администрации городского округа Домодедово с запросом о предоставлении информации относительно признания аварийным и подлежащим сносу жилого дома, в котором зарегистрирована и проживает с семьей: просила предоставить заверенные копии заключения межведомственной комиссии и постановления органа местного самоуправления о признании многоквартирного жилого дома по адресу: г<данные изъяты>, аварийным и подлежащим сносу. Однако получила разъяснение, что данная информация размещена на официальном сайте городского округа.
По мнению Медведевой М.Б., уклонение органа местного самоуправления от предоставления испрашиваемых документов является незаконным, нарушает ее право на получение информации о деятельности органа местного самоуправления.
В судебном заседании Медведева М.Б. заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика - Администрации городского округа Домодедово Московской области заявленные требования не признал, пояснил суду, что заключение межведомственной комиссии должно быть запрошено у самой комиссии, постановление администрации заявитель вправе получить в архиве.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 28 февраля 2017 года требования Медведевой М.Б. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Медведева М.Б. просит об отмене данного решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что 24.11.2016 Медведева М.Б., зарегистрированная по адресу: <данные изъяты> обратилась на имя руководителя Администрации городского округа Домодедово Московской области с запросом о предоставлении информации относительно многоквартирного дома по вышеуказанному адресу: просила предоставить заверенные копии заключения межведомственной комиссии и постановления Администрации городского округа Домодедово о признании многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу аварийным и подлежащим сносу (л.д. 5).
На данный запрос Администрация городского округа Домодедово 28.11.2016 направила Медведевой М.Б. письменный ответ, в котором разъяснила, что запрошенная информация размещена на официальном сайте городского округа Домодедово www.domod.ru в разделе Администрация, нормативные документы (л.д. 6).
Отклоняя требования Медведевой М.Б., суд первой инстанции исходил из того, что административный истец не представила доказательств, что она является заявителем или собственником жилого помещения по смыслу пункта 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47; обращаясь за получением документов, Медведева М.Б. не указала их реквизиты; за получением заключения следует обратиться непосредственно в межведомственную комиссию.
Судебная коллегия находит, что, разрешая возникший спор, суд первой инстанции не установил обстоятельства, имеющие значение для дела, установленным обстоятельствам дал неверную правовую оценку.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Суд первой инстанции не учел, что на те обстоятельства, которые он (суд) привел в подтверждение правомерности обжалуемого истицей бездействия, орган местного самоуправления в своем ответе от 28.11.2016 не ссылался.
Кроме того, гражданину могут быть и не известны реквизиты испрашиваемых документов, однако, по определению, данные документы – заключение межведомственной комиссии и постановление администрации о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу - не могут существовать под разными номерами и датами и, безусловно, указанные реквизиты известны органу местного самоуправления.
Суд не учел, что в силу ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации.
В силу статьи 8 Федерального закона № 8-ФЗ пользователь информацией имеет право, в том числе, получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.
В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
Как следует из ответа от 28.11.2016 и не спаривалось представителем административного ответчика в ходе судебного разбирательства, запрошенные Медведевой М.Б. документы существуют, соответственно, по смыслу указанных выше правовых норм, имеются в распоряжении Администрации городского округа Домодедово.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со ст. 20 Закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации.
Согласно ч. 1 ст. 20 указанного Федерального закона информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если:
1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
2) в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;
3) запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос;
4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;
5) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;
6) в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.
Государственный орган, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена в сети "Интернет" (часть 3 статьи 20 Закона).
В рассматриваемом случае вышеупомянутых оснований для отказа в предоставлении запрошенной Медведевой М.Б. информации не имелось; доказательств размещения заключения межведомственной комиссии и постановления органа местного самоуправления о признании многоквартирного жилого дома по адресу: г. Домодедово, ул. Энергетиков, д. 5а, аварийным и подлежащим сносу в сети "Интернет" как суду первой, так и апелляционной инстанции не представлено.
При таких данных постановленное по делу решение об отклонении административного иска Медведевой М.Б. нельзя признать законным обоснованным, оно подлежит отмене.
Отменив решение суда, судебная коллегия постановляет новое решение об удовлетворении требования административного истца о признании незаконным уклонения Администрации городского округа Домодедово Московской области от предоставления Медведевой М.Б. копий запрошенных 24.11.2016 документов.
В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) судебная коллегия считает необходимым обязать административного ответчика в течение месяца со дня вынесения апелляционного определения предоставить Медведевой М.Б. надлежащим образом заверенные копии заключения межведомственной комиссии и постановления органа местного самоуправления по вопросу признания многоквартирного дома по адресу: г<данные изъяты>, аварийным и подлежащим сносу.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Домодедовского городского суда Московской области от 28 февраля 2017 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым административный иск Медведевой <данные изъяты> удовлетворить: признать незаконным уклонение Администрации городского округа Домодедово Московской области от предоставления Медведевой <данные изъяты> копий запрошенных документов.
Обязать Администрацию городского округа Домодедово Московской области в течение месяца со дня вынесения апелляционного определения предоставить Медведевой Маргарите Борисовне надлежащим образом заверенные копии заключения межведомственной комиссии и постановления органа местного самоуправления по вопросу признания многоквартирного жилого дома по адресу: <данные изъяты>, аварийным и подлежащим сносу.
Председательствующий
Судьи