П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
« 16 » декабря 2020 года г.Нефтегорск.
Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.1.1 ч.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ», ОГРН 1026303859757, ИНН 6377004698, юридический адрес г.Нефтегорск Самарской области, ул.Нефтяников, 39,
У С Т А Н О В И Л:
ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ» допущено нарушение требований к обеспечению безопасности лифтов, создающее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Так при проведении 28.08.2020 года Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проверки в ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ» по ул.Нефтяников, 39 г.Нефтегорска больничного лифта Б-5, заводской № выявлены нарушения Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 743 от 24.06.2017 года, а именно: нет двусторонней переговорной связи между кабиной лифта и местом нахождения квалифицированного персонала (п/п.«п» п.4 и п.12 Приложения № 1 Правил).
Согласно п.4 п/п.«п» Правил организация безопасного использования и содержания объекта обеспечивается владельцем объекта и включает в зависимости от вида объекта реализацию мер, в т.ч. приостановление использования объекта в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу граждан и организаций при наличии нарушений по перечню согласно Приложению № 1, до устранения такой угрозы.
Данное обстоятельство установлено протоколом об административном правонарушении от 7.10.2020 года; основанным на распоряжении зам.начальника Управления от 21.08.2020 года о проведении внеплановой выездной проверки актом проверки от 24.09.2020 года в отношении ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ», составленного должностными лицами – инспекторами Ростехнадзора Б2 и Б1; вынесенным по его результатам предписанием от 24.09.2020 года об устранении выявленных нарушений; заключением ООО ИЦ «Инжтехлифт» от 30.06.2020 года по результатам обследования лифта № по адресу г.Нефтегорск, ул.Нефтяников, 39, установившим отсутствие средств для подключения двухсторонней переговорной связи с помещением для обслуживающего персонала в кабине лифта.
В судебном заседании представители Ростехнадзора пояснили, что представленная инструкция (руководство) по эксплуатации не относится к лифту, явившемуся предметом проведенной в рамках рассматриваемого дела проверки. Ходатайствовали о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности.
Законные представители ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ» возражали против привлечения к административной ответственности ввиду недоказанности как состава правонарушения, так и вины в его совершении. Не отрицают, что представители Ростехнадзора были, проверка проводилась, но акт для ознакомления не предоставлялся. Руководство по эксплуатации лифта изготовлено специализированной организацией, имеющей аккредитацию в этой области. Двухсторонняя переговорная связь обеспечивается посредством сотовой связи и размещения в лифте номеров телефонов ответственных лиц, т.к. каких-либо требований к ее виду Правила не содержат.
Допрошенный в качестве свидетеля Г. показал, что присутствовал при проведении проверки, было трое представителей Ростехнадзора и представитель обслуживающей организации. С актом проверки не знакомили. Инструкция по эксплуатации лифта имеется. В лифте конструктивно нет двухсторонней переговорной связи.
Заслушав стороны, свидетеля, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых возможно установление наличия или отсутствия события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Такие данные могут быть установлены протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными документами, показаниями технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в т.ч. результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В силу ст.2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Согласно ст.2.1 ч.2 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из распоряжения о проведении проверки от 21.08.2020 года усматривается, что ее предметом являлось нарушение требований на опасном объекте, причинение вреда жизни и здоровью граждан при эксплуатации лифтов, срок проведения с 28.08.2020 года по 24.09.2020 года. 27.08.2020 года с данным распоряжением был ознакомлен главврач Нефтегорской ЦРБ. Согласно акту проверки 24.08.2020 года получено согласование прокурора. Проверка проводилась представителями Ростехнадзора Б2 и Б1, с участием начальника хозяйственного отделения ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ» Г. и представителя ООО «Лифт+» Б3
Доказательства по делу получены законным путем, являются допустимыми, относимыми и достаточными для вывода о виновности ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ» как юридического лица в совершении данного правонарушения. Подвергать их сомнению нет оснований. Объяснения, данные его представителями, и представленные ими документы не опровергают изложенные в протоколе об административном правонарушении факты обнаружения перечисленных нарушений. Оснований считать, что учреждением были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных Правил как владельца опасного объекта (лифта), относящегося к источникам повышенной опасности, что давало бы возможность освобождения от ответственности, не имеется.
Доводы об отсутствии доказательств виновности юридического лица, привлекаемого к ответственности, судом отклоняются и расцениваются как направленные на избежание ответственности за совершенное административное правонарушение.
Так достоверно установлено наличие в Нефтегорской ЦРБ больничного пассажирского лифта №, который не оборудован двусторонней переговорной связью с обслуживающим (квалифицированным) персоналом в кабине лифта. Данное обстоятельство следует из протокола об административном правонарушении, акта проверки, заключения по его техническому обследованию, показаний свидетеля Г. Действующие Правила относят это к нарушениям, создающим угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения аварии и препятствующим использованию объекта.
Ссылка на использование сотовой связи как переговорной является несостоятельной, поскольку такой связью должна быть оборудована кабина лифта, а не лица, пользующиеся им. На это указывает и п.1.14 Приложения к ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», которым предусмотрено оборудование кабины, предназначенной для перемещения людей, средствами для подключения к двусторонней переговорной связи, при помощи которой пассажир может вызвать помощь извне.
С учетом этого неприведение оборудования действующего лифта в соответствие с требованиями Технического регламента 2011 года и Правил 2017 года свидетельствует о наличии вины ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ» как его владельца.
Между тем суд полагает необходимым исключить из объема вменяемого данному юридическому лицу нарушения п/п.«п» п.4 и п.12 Приложения № 1 Правил – отсутствие руководства (инструкции) по эксплуатации (представленный дубликат не соответствует техническим характеристикам лифта). Материалы дела указывают на то, что такое руководство на момент проверки имелось и было изготовлено 3.07.2020 года ООО ИЦ «Экспертлифт», имеющим аккредитацию в качестве испытательной лаборатории (центра), в подтверждение чего имеется договор № от 15.06.2020 года, акт сдачи-приемки выполненных работ по изготовлению руководства по эксплуатации и дубликатов паспортов для лифтов, установленных по адресу г.Нефтегорск, ул.Нефтяников, 39. В связи с этим применительно к требованиям ч.2 ст.2.1 КоАП РФ вина ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ» как юридического лица в этой части не может считаться установленной в указанной формулировке.
Обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, отсутствуют.
Решая вопрос о назначении наказания суд учитывает, что ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ» ранее к ответственности за подобные нарушения не привлекалось, аварии на данном объекте не фиксировались, в связи с чем полагает возможным ограничиться штрафом. При этом принимая во внимание установленный санкцией ч.2 ст.9.1.1 КоАП РФ его размер, обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественное и финансовое положение лечебного учреждения, являющегося бюджетным, суд считает возможным применить положения ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.29.9 – 29.11 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Привлечь юридическое лицо ГБУЗ СО «Нефтегорская ЦРБ» к административной ответственности по ст.9.1.1 ч.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: наименование получателя – Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, УФК по Самарской области (Средне-Поволжское управление Ростехнадзора л/сч 04421192740), ИНН 6316007846 КПП 631201001, р/сч 401018108220200120 01, БИК 043601001, Отделение Самара г.Самара, ОКТМО 36701000, КБК 498 1 16 01091 01 0001 140.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления лицом, привлекаемым к административной ответственности, либо должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст.28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.
Судья В.В.Лопутнев