Дело № 2-345/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Чегдомын 09 марта 2017 года
Судья Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края Рябов О.В.
при секретаре Тарасенок Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе № <адрес> сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о защите трудовых прав,
УСТАНОВИЛ:
С. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе № <адрес> сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района <адрес> о защите трудовых прав, ссылаясь на то, что она работает в школе № <адрес> в должности повара, работодатель нарушает её трудовые права и недоплачивает заработную плату до МРОТ. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недоплата составила 9 257,14 руб. Просит обязать ответчика взыскать в её пользу 9 257,14 руб., также обязать ответчика выплачивать ей заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, с учетом северных и районных коэффициентов.
В судебное заседание истец С. и представитель ответчика не прибыли, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщали, об отложении дела слушанием не просили.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о слушании дела в установленном законом порядке.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что С. работает в школе № <адрес> в должности повара. При приеме на работу ей была установлена заработная плата в размере: оклад 3 222 руб. и компенсационный выплаты: 50% районный коэффициент, 50% северная надбавка, 10% выслуга лет (л.д. 11, 12-14).
С. в 2016 года была начислена заработная плата за 12 дней июля 7 090,28 руб., за 22 дня сентября 12 408 руб., за 21 день октября 12 408 руб., за 21 день ноября 12 408 (л.д. 6, 7-9).
Действовавшее до 01 сентября 2007 года правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (часть 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2007 года, из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть вторая. С 1 сентября 2007 года также признана утратившей силу часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).
Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
На основании статьи 1 Федерального закона от 02 июня 2016 года № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 июля 2016 года установлен в сумме 7 500 руб. в месяц.
Из материалов дела следует, что установленный размер оклада по занимаемой истцом должности с июля 2016 года был меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. С учетом установленных истцу выплат (оклад 3 222 руб., 50% районный коэффициент, 50% северная надбавка, 10% выслуга лет), размер выплачиваемый истцу ежемесячной заработной платы превысил установленный федеральным законом с 01 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда.
Согласно Определению Верховного суда от 19 сентября 2016 года № 51-КГ16-10 положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенный работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В силу статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда.
При указанных обстоятельствах по делу, суд считает исковые требования С. необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ввиду того, что размер ежемесячной заработной платы истца с учетом оклада по должности, районного коэффициента, северной надбавки, иных выплат, превышает минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом с 01 июля 2016 года, что соответствует требованиям части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В исковых требованиях С. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе № <адрес> сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о защите трудовых прав, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента вынесения решения суда в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд.
Судья О.В. Рябов