Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-236/2021 (2-2080/2020;) ~ М-1865/2020 от 10.11.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 февраля 2021 года                                                     город-курорт Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи           Стойлова С.П.

при секретаре судебного заседания Якимовой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кисловодска в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ЗАО СП «Фудстар» о запрете использовать земельный участок,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Прокурор <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, обратился в суд с исковыми требованиями к ЗАО СП «Фудстар» о запрете использовать земельный участок с кадастровым номером 26:34:020220:6 в нарушение вида разрешённого использования земельного участка и требований ст.ст.7,42 ЗК РФ; в нарушение пункта 12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения»; в нарушение подпункта «д» части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», подпункта 11.5 пункта 11 Положения о национальном парке «Кисловодский», утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе прокурорской проверки, проведенной по заданию <адрес> по информации Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, установлены факты использования земельных участков, включенных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в состав национального парка «Кисловодский», в нарушение положений статей 7, 42 ЗК РФ, статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Обособо охраняемых природных территориях», пункта 12 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» в нарушение вида их разрешенного использования, в нарушение режима первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Кисловодск и режима зоны хозяйственного назначения Национального парка «Кисловодский».

    По результатам проверки прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес правообладателей земельных участков, осуществляющих в их границах деятельность по предоставлению услуг общественного питания и торговли, внесены представления об устранении допущенных нарушений закона, в частности в адрес генерального директора ЗАО СП «Фудстар», однако указанные нарушения устранены не были.

    Также истец указал, что на территории города-курорта Кисловодска к землям особо охраняемых природных территорий отнесен национальный парк «Кисловодский», созданный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , площадь парка установлена площадью 965,7942 га, включая земли населенных пунктов, находящиеся в собственности Российской Федерации, общей площадью 947,2696 га и земельные участки иных собственников и пользователей, общей площадью 18,5246 гектара без изъятия их из хозяйственного использования по перечню согласно приложению .

    Территория национального Парка «Кисловодский» расположена в первой и второй зонах округов горно-санитарной охраны курорта Федерального значения Кисловодск.

    В целях управления национальным парком Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Кисловодский», отнесенное к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, целями деятельности которого являются сохранение природных комплексов и объектов, а также историко-культурных объектов, расположенных на территории национального парка «Кисловодский», экологическое просвещение населения и создание условий для регулируемого туризма и отдыха, разработка и внедрение научных методов охраны природы, осуществление государственного экологического мониторинга.

    В силу пункта 4 статьи 12 Закона № 33-ФЗ, Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о национальном парке «Кисловодский», разделом 3 которого регламентирован режим особой охраны территории национального парка.

    Пунктом 10 раздела 3 Положения предусмотрено, что на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров, объектов, связанных с функционированием национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов, а также в случаях, предусмотренных настоящим Положением.

    Согласно пункту 11 раздела 3 Положения с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей на территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны, согласно которому национальный парк «Кисловодский» разделен на несколько зон: заповедная зона (п. 11.1), рекреационная зона (п. 11.3), зона охраны объектов культурного наследия (п. 11.4), зона хозяйственного назначения (п. 11.5), для каждой из которых определены допустимые способы и ограничения их использования.

    В соответствии с подпунктом «д» части 1 статьи 15 Закона № 33-ФЗ«Об особо охраняемых природных территориях», Положением о Национальном парке «Кисловодский», утвержденным Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (подпункт 11.5 пункта 11) в зоне хозяйственного назначения национального парка допускается осуществление деятельности, направленной исключительно на обеспечение функционирования природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком (ФГБУ «Национальный» парк «Кисловодский»), и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.

    В ходе проведенной проверки, в том числе с использованием сведений ЕГРН, а также информации, размещенной в свободном доступе в сети Интернет на сайте pkk.rosreestr.ru «Публичная кадастровая карта Росреестра», установлено, что в пользовании ЗАО СП «Фудстар» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, находится земельный участок федеральной собственности с кадастровым номером 26:34:020220:6, площадью 1 500 кв.м., с видом разрешенного использования «под кафе «Колоннада», расположенный по адресу: <адрес>, Нижний Курортный Парк, со сроком аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Земельный участок входит в состав территории национального парка «Кисловодский», расположен в границах первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Кисловодск и в границах зоны хозяйственного назначения Национального парка «Кисловодский».

    На земельном участке расположен объект культурного наследия (памятник истории и культуры) регионального значения «Колоннада», 1912 г. литер А, площадью 1 470 кв.м. Здание является собственностью Российской Федерации, передан Росимуществом в аренду ЗАО СП «Фудстар» по договору от ДД.ММ.ГГГГ .

    В отношении объекта культурного наследия министерством культуры <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ЗАО СП «Фудстар» выдано охранное обязательство, согласно которому объект в целях его дальнейшего сохранения подлежит использованию в качестве нежилых помещений общественного назначения.

    Проверкой также установлено, чтофактически объект используется ЗАО СП «Фудстар» под кафе-буфет, под размещение детских аттракционов, а также под размещение нестационарных торговых объектов по предоставлению и продаже экскурсионных услуг.

    Следовательно, по мнению истца,земельный участок с кадастровым номером 26:34:020220:6, расположенный в границах территории национального парка «Кисловодский», имеющий вид разрешенного использования «под кафе «Колоннада», вопреки требований статей 7, 42 ЗК РФ фактически используются ЗАО СП «Фудстар» в нарушение вида его разрешенного использования, а именно в целях эксплуатации детских аттракционов и размещения нестационарных торговых объектов по продаже и предоставлению экскурсионных услуг.

    Кроме того, осуществляемая деятельность ЗАО СП «Фудстар» на земельном участке, расположенном в зоне хозяйственного назначения национального парка «Кисловодский», противоречит установленному режиму особой охраны территории национального парка «Кисловодский», поскольку использование земельного участка в вышеуказанных целях в границах зоны хозяйственного назначения парка не соответствует требованиям подпункта «д» части 1 статьи 15 Закона № 33-ФЗ, подпункта 11.5 пункта 11 Положения .

    Помимо этого осуществление ЗАО СП «Фудстар» деятельности по предоставлению услуг общественного питания, размещению детских аттракционов, а также под размещение нестационарных торговых объектов по предоставлению и продаже экскурсионных услуг на земельном участке, находящемся в границах первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта федерального значения нарушает установленный п. 12 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ режим данной зоны, запрещающий осуществление в ее границах всех видов хозяйственной деятельности.

Истец, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства и положения ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ просил суд: запретить ЗАО СП «Фудстар» использовать земельный участок с кадастровым номером 26:34:020220:6 в нарушение вида разрешенного использования земельных участков и требований статей 7, 42 Земельного кодекса РФ; в нарушение пункта 12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», в нарушение подпункта «д» части 1 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», подпункта 11.5 пункта 11 Положения о национальном парке «Кисловодский», утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора <адрес> Кузьменко П.А. поддержал заявленные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представители ответчика СП ЗАО «Фудстар» - Железнякова И.В., Хачирова В.А. и Резникова С.В. в судебном заседаниис заявленным иском не согласились, просили отказать в удовлетворении иска, по основаниям, изложенным в письменных возражениях пояснив суду, что СП ЗАО «Фудстар» является единственным арендатором «Колоннады» и земельного участка с 1995 года, на основании соответствующих договоров аренды, заключаемых с ФНПР, в ведении которой объект находился до 2002 года.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством имущественных отношений <адрес> и СП ЗАО «Фудстар» был заключен договор аренды недвижимого имущества , расположенного по адресу: <адрес> парк, «Колоннада», с последующим заключением дополнительных соглашений, в том числе связанных с изменением наименования арендодателя, изменением арендной платы, уточнением вида целевого использования и площади арендуемого объекта и зачета проведенного капитального ремонта в счет арендной платы.

В соответствии с действующей редакцией договора арендодателем выступает ТУ Росимущества в <адрес>, площадь арендуемого объекта составляет 1470 кв. м., срок аренды установлен до ДД.ММ.ГГГГ, объект предоставлен для использования под предприятие общественного питания, в соответствии с уставной деятельностью (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ ).

Кроме этого, в соответствии с дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ арендодатель согласовал принятие в зачет будущих арендных платежей затраты арендатора на капитальный ремонт арендуемого объекта в сумме 30 404 309 рублей, которые в случае досрочного расторжения договора подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета.

ДД.ММ.ГГГГ между ТУРосимущества в <адрес> и СП ЗАО «Фудстар» был заключен договор аренды , находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 26:34:020220:6, площадью 1500 кв.м., категория земель «Земли населённых пунктов», расположенного по адресу: <адрес>, Нижний Курортный парк, разрешенное использование по документу «Под кафе «Колоннада», сроком также до ДД.ММ.ГГГГ. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке. До заключения указанного договора земельный участок находился в пользовании ЗАО СП «Фудстар» на основании договора аренды земельного участка , заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ФНПР, с тем же видом разрешенного использования под кафе (общественное питание).

С момента предоставления в аренду объектов недвижимого имущества (как строения, так и земельного участка) по настоящее время ЗАО СП «Фудстар» использует их исключительно в соответствии с вышеназванными видами целевого назначения, предусмотренными договорами аренды, а также в соответствии с требованиями охранного обязательства, выданного Министерством культуры <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому объект культурного наследия – «Колоннада» подлежит использованию в качестве нежилых помещений общественного назначения.

Предоставление услуг детских аттракционов и экскурсионных услуг в качестве организации детского досуга и других дополнительных услуг охватывается деятельностью кафе, как предприятия общественного питания, предусматривающего возможность оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг («ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения», введен в действие Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> создан национальный парк «Кисловодский» общей площадью 965,7942 гектара, в состав которого помимо земель населенных пунктов, находящихся в собственности Российской Федерации общей площадью 947,2696 гектара включены земельные участки иных собственников и пользователей общей площадью 18,5246 гектара (без изъятия их из хозяйственного использования), в перечень которых согласно приложению к данному постановлению вошел и земельный участок с кадастровым номером 26:34:020220:6, находящийся в пользовании СП ЗАО «Фудстар» на правах аренды, что подразумевало за собой сохранение прав и интересов пользователей земельных участков и условий использования данных участков, существовавших до создания национального парка.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о национальном парке «Кисловодский», согласно пункту 4 которого «в границы национального парка включены также земли иных собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственного использования общей площадью 18,5246 гектаров».

Пунктом 11.5 Положения национальном о парке «Кисловодский» определено, что в зоне хозяйственного назначения допускаются, в том числе «строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, связанных с функционированием национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в границах национального парка населенных пунктов», что не противоречит использованию СП ЗАО «Фудстар» арендуемого земельного участка и объекта на нем расположенного под предприятие общественного питания.

Просили суд учесть то обстоятельство, что согласно приобщенным к материалам дела копиям официальных писем Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ направленным в адрес СП ЗАО «Фудстар» по результатам рассмотрения ранее направленных обращений, «учитывая принадлежность земельного участка с кадастровым номером 26:34:020220:6 к землям населенных пунктов, его использование в целях оказания услуг общественного питания не противоречит режиму зон хозяйственного назначения национальных парков; создание условий для обеспечения жителей и гостей города-курорта Кисловодска услугами общественного питания относится к сфере обеспечения функционирования населенных пунктов; таким образом размещение и эксплуатация данных объектов в зоне хозяйственного назначения не противоречит установленному режиму особой охраны национального парка «Кисловодский».

Пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ и ч. 2 ст. 12 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Поскольку Ответчик не осуществляет в границах арендуемого земельного участка какой-либо из запрещенных видов деятельности, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», то требование о запрете СП ЗАО «Фудстар» использования земельного участка (с кадастровым номером 26:34:020220:6) не основано на нормах действующего законодательства РФ.

Изложенные в исковом заявлении предположения прокурора о негативном влиянии хозяйственной деятельности, осуществляемой СП ЗАО «Фудстар», безосновательны и никакими доказательствами не подкреплены, что противоречит ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ч. 1 ст. 12 ГПК РФ в которых закреплен принцип состязательности гражданского судопроизводства, а также свидетельствует о нарушении ст. 56 ГПК РФ, согласно которой, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Кроме того, просили признать недопустимым доказательством приобщенный к материалам дела акт комиссионного обследования территории национального парка «Кисловодский» от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку из указанных во вводной части акта девяти должностных лиц, включенных в состав комиссии, фактически он подписан только четырьмя членами комиссии.

В судебном заседании представитель третьего лица ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский» - Хабатова Ф.А. подтвердила обстоятельства, изложенные в иске прокурором, просила суд рассмотреть заявленные требования в соответствии с законом.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к нижеследующему.

В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

Как следует из ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст.55, 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С учетом положений части 2 статьи 195 ГГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В судебном заседании установлено, что земельный участок федеральной собственности с кадастровым номером 26:34:020220:6, площадью 1500 кв.м., отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования ««Под кафе «Колоннада» передан в пользование СП ЗАО «Фудстар» на основании договора аренды , заключенного ДД.ММ.ГГГГ с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

На указанном земельном участке расположен объект недвижимости, являющийся собственностью Российской Федерации –Колоннада (Сооружение культуры и отдыха), площадью 1470 кв.м., используемое СП ЗАО «Фудстар» под предприятие общественного питания – кафе.

В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Министерством имущественных отношений <адрес> и СП ЗАО «Фудстар», со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ.СП ЗАО «Фудстар» передан в аренду вышеуказанный объект федерального имущества, для использования под предприятие общественного питания, в соответствии с уставной деятельностью.

Вышеуказанный земельный участок входит в состав территории национального парка «Кисловодский» и расположен в границах зоны хозяйственного назначения Национального парка «Кисловодский».

Обращаясь в суд с исковыми требованиями прокурор ссылается на то обстоятельство, что спорный земельный участок, расположенный в границах территории национального парка «Кисловодский», имеющий вид разрешенного использования «под кафе «Колоннада», вопреки требованиям ст. ст. 7,42 ЗК РФ фактически используется СП ЗАО «Фудстар» в нарушение вида его разрешенного использования, т.е. помимо предприятия общественного питания земельный участок используется в целях эксплуатации детских аттракционов и размещения нестационарных торговых объектов по продаже и предоставлению экскурсионных услуг, а также в нарушение требований подпункта «д» части 1 статьи 15 Закона № 33-ФЗ, подпункта 11.5 пункта 11 Положения , нарушение п. 12 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ режима данной зоны, запрещающей осуществление в ее границах всех видов хозяйственной деятельности.

Из материалов дела следует, что Национальный парк "Кисловодский" создан постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 493 "О создании национального парка "Кисловодский".

Согласно Приказу Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Положения о национальном парке "Кисловодский" Национальный парк расположен на территории <адрес> края.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 493 в состав территории национального парка включены земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, общей площадью 947,2696 га и земельные участки иных собственников и пользователей общей площадью 18,5246 га (без изъятия их из хозяйственного использования), в границах земельных участков по перечню, приведенному в приложении (земельный участок с кадастровым номером 26:34:020220:6 указан в пункте30).

Согласно пункту 1 статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Пунктами 2 и 3 указанной статьи установлено, что земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

Согласно пункту 6 статьи 95 ЗК РФ земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Территория национального парка как природоохранного объекта в силу закона может включать в себя помимо земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного национальному парку на праве постоянного (бессрочного) пользования, также земельные участки иных пользователей, а также собственников (статья 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").

Статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", предусмотрено, что национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях. Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков. В границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников.

Следовательно, действующее законодательство допускает сохранение в частной собственности и ведение хозяйственной деятельности на земельных участках, включенных в состав земель особо охраняемых природных территорий, при их создании.

В данном случае национальный парк "Кисловодский" создан с включением в состав его территории земель иных пользователей без изъятия их из хозяйственного использования.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в целях установления режима национальных парков осуществляется зонирование его территории с выделением зон: заповедной, особо охраняемой, рекреационной, охраны объектов культурного наследия, а также зоны хозяйственного назначения.

На территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены следующие зоны: заповедная зона, особо охраняемая зона, рекреационная зона, зона охраны объектов культурного наследия, в также зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение, в том числе жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, в пределах которой допускается строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, связанных с обеспечением функционирования расположенных в пределах национального парка границах населенных пунктов.

Следовательно, в силу положений пункта 2 статьи 12, пункта 2 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и пункта 6 статьи 95 ЗК РФ, допускается наличие в отдельных случаях в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на земли национальных парков и не нарушает режим использования их земель.

Судом учитывается и то обстоятельство, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 26:34:020220:6 расположен объект недвижимости, являющийся собственностью Российской Федерации - Колоннада, используемый под предприятие общественного питания.

При этом, нахождение указанных объектов в зоне хозяйственного назначения, по мнению суда, не нарушает требования п. 11.5 Положения о Национальном парке «Кисловодский», в соответствии с которым зона хозяйственного назначения предназначена для осуществления деятельности направленной на обеспечение функционирования Учреждения и в указанной зоне допускается эксплуатация объектов, связанных с функционированием национального парка.

Каких - либо ограничений по числу лиц, субъектов, осуществляющих данную деятельность, указанный пункт не содержит, что подтверждается, в том числе и предоставленными ответчиком официальными письмами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, приобщенными к материалам дела, согласно которым, размещение и эксплуатация объектов общественного питания в зоне хозяйственного назначения не противоречит установленному режиму особой охраны национального парка «Кисловодский».

Судом учитывается и то обстоятельство, что ответчик использует указанный выше земельный участок на основании договора аренды, заключенного с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, спорный земельный участок предназначен для эксплуатации принадлежащего Российской Федерации объекта недвижимости (Колоннада), также предоставленного ответчику в аренду, отношения по землепользованию возникли до создания национального парка "Кисловодский", участок находится в зоне, предполагающей возможность эксплуатации объектов капитального строительства, при этом договоры аренды в установленном законом порядке не оспорены, недействительными или прекращенными не признаны.

Действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> по заключению договора аренды с ответчиком в установленном законом порядке оспорены не были. Доказательств, подтверждающих, что должностные лица указанного органа, заключая договор аренды с ответчиком, действовали в ущерб Российской Федерации в судебном заседании представлено не было, как и не было представлено доказательств, подтверждающих незаконное бездействие, указанного органа, действующего в интересах РФ, при исполнении договора аренды заключенного с ответчиком.

Кроме того, принимая постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 493 о включении в состав территории национального парка земель, находящихся в собственности Российской Федерации, общей площадью 947,2696 га и земельных участков иных собственников и пользователей общей площадью 18,5246 га (без изъятия их из хозяйственного использования), в границах земельных участков по перечню, приведенному в приложении , РФ фактически декларировала незыблемость существующих прав иных лиц осуществляющих хозяйственную деятельность в отношении земельных участков, включенных в состав национального парка «Кисловодский».

Указанные действия Правительства РФ прокурором оспорены не были.

При этом, установление фактического местоположения границ зон было выполнено именно таким образом, что все объекты, находящиеся на территории национального парка «Кисловодский» и выполняющие функции ресторанов, питания и обслуживания населения, оказалась включенными в границы зоны хозяйственного назначения, что, по мнению истца, является фактически основанием для прекращения ранее осуществляющей хозяйственной деятельности в отношении данных земельных участков, что противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 493 и, по мнению суда, в соответствии со ст.10 ГК РФ является одной из форм злоупотребления правом, так как решения об изъятии данных земельных участков из хозяйственного использования, в соответствии с предоставленным целевым назначением, в том числе и ответчика, Правительством РФ при образовании национального парка «Кисловодский» принято не было.

В силу положений ст. ст. 7, 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст введен в действие «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» согласно которому общественное питание (индустрия питания): Самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг, что свидетельствует о том, что осуществляемая предприятием общественного питания деятельность кафе не исключает возможности предоставления услуг детских аттракционов и экскурсионных услуг в качестве организации детского досуга и других дополнительных услуг.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункты 1, 2 статьи 1065 ГК РФ).

В силу пункта 4 статьи 85 ЗК РФ, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

Указанные нормы предоставляют заинтересованному лицу право обратиться в суд с иском о запрещении деятельности, в результате которой был причинен вред или создается опасность причинения такого вреда в будущем. Действия заинтересованного лица предупреждают опасность причинения вреда и направлены на обеспечение охраны прав и интересов иных лиц (граждан и организаций).

В силу закона запрет на использование земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости может быть наложен, только в исключительном случае - их использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

По смыслу приведенной нормы при обращении в суд с исковым заявлением о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда, прокурор должен доказать, что такая деятельность осуществляется ответчиком и что ее осуществление сопряжено с опасностью причинения вреда.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец в установленном порядке не подтвердил факт нарушения ответчиком в результате использования земельного участка требований градостроительного регламента, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, влекущих возможность причинения вреда и наличие угрозы жизни и здоровью граждан, окружающей среде.

Доводы о наличии возможности причинения вреда окружающей среде не могут носить предположительный характер, должны быть доказаны истцом путем представления в суд относимых и допустимых доказательств со ссылкой на параметры, которые не соответствуют нормативно-техническим требованиям.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 26:34:020220:6 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░. 7, 42 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 12 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░.░░.░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░»; ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░» ░░░░░ 1 ░░░░░░ 15 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № 33-░░ «░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ 11.5 ░░░░░░ 11 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                                                                                                 ░.░. ░░░░░░░

2-236/2021 (2-2080/2020;) ~ М-1865/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор города Кисловодска
Ответчики
ЗАО СП "Фудстар"
Другие
ФГБУ "Национальный парк Кисловодский"
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СК
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Администрация города-курорта Кисловодска
Суд
Кисловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Стойлов Сергей Петрович
Дело на сайте суда
kislovodsky--stv.sudrf.ru
10.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2020Передача материалов судье
11.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.12.2020Предварительное судебное заседание
13.01.2021Судебное заседание
28.01.2021Судебное заседание
10.02.2021Судебное заседание
26.02.2021Судебное заседание
05.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
29.04.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
24.05.2021Судебное заседание
16.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2021Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее