Дело № 2а-961/2019
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 13 июня 2019 г.
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Земцовой О.Б.
при секретарях Прокудиной К.В., Албутовой А.Б.,
с участием представителя административного истца Лашиной И.А.
представителя административного ответчика Яшиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а961/2019 по административному исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска, действующего в защиту неопределенного круга лиц, в защиту интересов Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Ульяновскцентргаз», обществу с ограниченной ответственностью «Мелекессавтогаз» о признании бездействия по инженерно-техническому обеспечению объекта незаконными, возложении обязанности провести мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности объекта,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в защиту интересов Российской Федерации, обратился с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к обществу с ограниченной ответственностью «Ульяновсцентргаз» (далее ООО «Ульяновскцентргаз»), обществу с ограниченной ответственностью «Мелекессавтогаз» (далее ООО «Мелекессавтогаз») о признании бездействия по инженерно-техническому обеспечению объекта незаконными, возложении обязанности провести мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности объекта.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в сентябре 2017 года проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического ООО «Ульяновскцентргаз», расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения, в связи с чем руководству ООО «Ульяновскцентргаз» было вынесено представление об их устранении (от 06 октября 2017 г.).
В прокуратуру района от ООО «Ульяновскцентргаз» поступил ответ от 17 ноября 2017 г. за № о том, что представление рассмотрено на рабочем совещании, доводы, изложенные в представлении, нашли свое подтверждение, к дисциплинарной ответственности привлечено 4 должностных лица. Также в письме указывалось на частичное устранение выявленных нарушений, а также обязании устранить все имеющиеся недостатки по мере финансирования.
В марте 2019 года прокуратурой района был осуществлен выход на объект с целью контрольной проверки, в ходе которой установлено, что значительная часть выявленных в сентябре 2017 года нарушений руководством ООО «Ульяновскцентргаз» так и не была устранена.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05 октября 2009 г., предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется, в том числе, путем принятия мер технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 г. № 458 утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с актом обследования и категорирования объекту присвоен III класс опасности (низкий), которым обусловлены мероприятия по инженерно-техническому обеспечению объекта, регламентированные правилами.
Так, в нарушение законодательства, регламентирующего организацию мероприятий по антитеррористической защищенности:
- перед зданиями объекта, являющимися составной частью периметра и выходящими на неохраняемую территорию, не установлены железобетонные блоки и железобетонные столбы, создающие гарантированное препятствие пролому (перед зданием КПП и диспетчерской: литеры Б, Б1, Б2, Б3, Б4);
- основное ограждение объекта не оборудовано нижним дополнительным ограждением (по всему периметру объекта);
- дополнительное ограждение не установлено на крыше и стенах одноэтажного здания, являющихся составной частью периметра объекта (здание КПП и диспетчерской: литеры Б, Б1, Б2, Б3, Б4).
- отдельные участки основного ограждения, выполненные из металлической конструкции по периметру, не оптимизированы для установки извещателей (технических средств обнаружения) вибрационного типа (с восточной и юго-восточной стороны относительно КПП);
- по территории объекта не оборудована запретная зона; отсутствует досмотровая площадка для автомобильного транспорта;
- отсутствует досмотровая площадка для железнодорожного транспорта, семафоры и устройство принудительной остановки;
- ворота КПП для железнодорожного транспорта не оборудованы средствами сигнализации, электромеханическим приводом и блокировкой, предотвращающей возможность одновременного вскрытия и механического ручного открывания;
- отсутствуют технические средства обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ;
- на территории объекта отсутствуют постовые будки (имеется одна не эксплуатируемая металлическая постройка);
- на объекте и его территории отсутствуют средства и система звукового оповещения для оперативного информирования персонала о тревоге или чрезвычайной ситуации (нападение, террористический акт и др.), а также для координации их действий, также отсутствует стационарная кнопка для извещения о тревоге с выводом на внешние повышатели (автономная);
- отсутствует система охранной сигнализации и охранное освещение по всему периметру территории объекта;
- наземные коммуникации, имеющие выходы в виде открытых трубопроводов, не оборудованы постоянными или съемными решетками; вход в КПП для прохода не оборудован средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия и разрушения.
Кроме того, согласно п.3 ст.3 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», террористический акт – это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений. А также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Таким образом, соблюдение требований правил пожарной безопасности на объекте является неотъемлемой частью работы по обеспечению антитеррористической защищенности.
Вместе с тем, проведенная прокурорская проверка показала, что руководством ООО «Ульяновскцентргаз» нарушаются требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».
Так как на объекте:
- не обеспечено в соответствии с годовым планом-графиком составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, автоматических установок пожаротушения);
- не организовано проведение проверки работоспособности систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, автоматических установок пожаротушения), в соответствии с инструкцией н технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами;
- на стене, отделяющей лестничную клетку на втором этаже старого офиса, имеется проем без двери;
- допущено применение для отделки потолка конференц-зала, расположенного на втором этаже здания нового офиса, декоративно-отделочных материалов (натяжного потолка) с классом пожарной опасности строительных материалов более КМ3;
- помещение общественного назначения (коридор), расположенной на первом этаже одноэтажного здания пристроя административно-бытового корпуса не защищен соответствующей автоматической установкой пожарной сигнализации с установкой дымовых пожарных извещателей;
- одноэтажное здание охраны, расположенное у въездных ворот, не защищено соответствующей автоматической установкой пожарной сигнализации с установкой дымовых пожарных извещателей;
Собственником объекта, расположенного по адресу: <адрес>, является ООО «Мелекессавтогаз»,
Бездействием ответчиков нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку определить конкретных граждан, которым может быть причинен вред вследствие совершения террористического акта на объекте, не представляется возможным. Нарушение требований пожарной безопасности в случае совершения террористического акта, усугубляет его последствия и является препятствием для их минимализации.
Просит признать бездействие ответчиков по инженерно-техническому обеспечению объекта, расположенного по адресу: <адрес> незаконным.
Обязать ответчиков провести мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта и пожарной безопасности:
- установить перед зданиями объекта, являющимися составной частью периметра и выходящими на неохраняемую территорию, железобетонные блоки и железобетонные столбы, создающие гарантированное препятствие пролому (перед зданием КПП и диспетчерской: литеры Б, Б1, Б2, Б3, Б4);
- оборудовать основное ограждение объекта нижним дополнительным ограждением (по всему периметру объекта);
- установить дополнительное ограждение на крыше и стенах одноэтажного здания, являющихся составной частью периметра объекта (здание КПП и диспетчерской: литеры Б, Б1, Б2, Б3, Б4).
- оптимизировать отдельные участки основного ограждения, выполненные из металлической конструкции по периметру для установки извещателей (технических средств обнаружения) вибрационного типа (с восточной и юго-восточной стороны относительно КПП);
- по территории объекта оборудовать запретную зону; оборудовать досмотровую площадку для автомобильного транспорта;
- оборудовать досмотровую площадку для железнодорожного транспорта, семафоры и устройство принудительной остановки;
- оборудовать ворота КПП для железнодорожного транспорта средствами сигнализации, электромеханическим приводом с блокировкой, предотвращающей возможность одновременного вскрытия и механического ручного открывания;
- оборудовать технические средства обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ;
- установить на территории объекта постовые будки (имеется одна не эксплуатируемая металлическая постройка);
- установить на объекте и его территории средства и систему звукового оповещения для оперативного информирования персонала о тревоге или чрезвычайной ситуации (нападение, террористический акт и др.), а также для координации их действий, установить стационарную кнопку для извещения о тревоге с выводом на внешние повышатели (автономная);
- установить систему охранной сигнализации по периметру территории объекта и охранное освещение по периметру объекта;
- установить наземные коммуникации, имеющие выходы в виде открытых трубопроводов, постоянные или съемные решетки;
- обеспечить в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, автоматических установок пожаротушения);
- организовать проведение проверки работоспособности систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией автоматических установок пожаротушения), в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами;
- на стене, отделяющей лестничную клетку на втором этаже старого офиса, установить дверь;
- устранить с потолка конференц-зала, расположенного на втором этаже здания нового офиса, декоративно-отделочные материалы (натяжного потолка) с классом пожарной опасности строительных материалов более КМ3;
- обеспечить защиту помещения общественного назначения (коридор), расположенного на первом этаже одноэтажного здания пристроя административно-бытового корпуса соответствующей автоматической установкой пожарной сигнализации с установкой дымовых пожарных извещателей;
- обеспечить защиту одноэтажного здания охраны, расположенное у въездных ворот, соответствующей автоматической установкой пожарной сигнализации с установкой дымовых пожарных извещателей.
Представитель административного истца Лашина И.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представителя административных ответчиков ООО «Ульяновскцентргаз», ООО «Мелекессавтогаз» Яшимна А.А. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласилась. Указала, что все указанные нарушения имеют место, будут приниматься меры к их устранению. Также обратила внимание на что надлежащим ответчиком по делу является ООО «Ульяновскцентргаз» и проведение мероприятий, указанных в административном исковом заявлении, обусловлено непосредственно деятельностью, осуществляемой ООО «Ульяновскцентргаз» по адресу: <адрес>. ООО «Мелекессавтогаз» на возражает против устранения ООО «Ульяновскцентргаз» данных нарушений. Спора в этой части также не имеется.
Представители заинтересованных лиц Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Как установлено преамбулой указанного Федерального закона, обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
К нормативным документам по пожарной безопасности, в частности, относятся Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390, а также Свод правил 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденный Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 178. Также в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров применяется Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно требованиям ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Статьей 1 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
По смыслу ст. 37 ФЗ № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Как следует из материалов дела объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес> на праве собственности принадлежит ООО «Мелекессавтогаз».
08 июня 2018 г. между ООО «Мелекессавтогаз» (арендодатель) и ООО «Ульяновскцентргаз» (арендатор) был заключен договор аренды №. Согласно данного договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду объекты недвижимости согласно Приложению № 1 к договору аренды (п.1.1. договора); объекты принадлежат арендодателю на праве собственности. Данный договор действует с 01 июля 2018 г. по 31 мая 2019 г. (п.1.2 договора).
Как следует из дополнительного соглашения № 2 к договору недвижимости № от 08 июня 2018 г., пункта 1, стороны пришли к соглашению определить срок аренды по договору аренды с 01 июля 2018 г. на неопределенный срок.
Данное дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора аренды недвижимости № от 08 июня 2018 г. и вступает в силу с момента его подписания (п.3 договора).
Согласно передаточного акта от 01 июля 2018 г. ООО «Мелекессавтогаз» передало, а ООО «Ульяновскцентргаз» приняло следующие объекты недвижимости: Ульяновскую газонаполнительную станцию общей площадью <данные изъяты> с принадлежностями (литеры А.А1, А2, Б-Б4, б, В-В1, в, в1, Д-Д2, д1, д2, Ж, ж, ж1, 3, К, к, Л, 0-02, о, о1, 1-20, 21, I, II) назначение: нежилое, адрес объекта: <адрес>).
Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства железнодорожной сливной эстакады на газонаполнительной станции сжиженного углеводородного газа, общая площадь <данные изъяты> адрес объекта: <адрес> (южнее газонаполнительной станции по <адрес>).
Железнодорожная сливная эстакада на газонаполнительной станции сжиженного углеводородного газа, назначение: нежилое, площадь застройки <данные изъяты> лит. III-XXVI, XXIX, XXX, адрес объекта: <адрес> (южнее газонаполнительной станции по <адрес>).
Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под газонаполнительной станцией, общая площадь <данные изъяты> адрес объекта: <адрес>.
Прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска в сентябре 2017 года проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического ООО «Ульяновскцентргаз», расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения, в связи с чем руководству ООО «Ульяновскцентргаз» было вынесено представление об их устранении от 06 ноября 2-17 г.
В прокуратуру района от ООО «Ульяновскцентргаз» поступил ответ (от 17 ноября 2017 г. за №) о том, что представление рассмотрено на рабочем совещании. Доводы изложенные в представлении не нашли свое подтверждение, к дисциплинарной ответственности привлечено 4 должностных лица. Также в письме указывалось на частичное устранение выявленных нарушений, а также обязании устранить все имеющиеся недостатки по мере финансирования.
29 марта 2019 г. прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска был осуществлен выход на объект с целью контрольной проверки, в ходе которой установлено, что значительная часть выявленных в сентябре 2017 года нарушений руководством ООО «Ульяновскцентргаз» так и не была устранена, были также выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
В соответствии с актами осмотра и по настоящее время в ООО «Ульяновскцентргаз» имеются следующие нарушения требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».
Так как на объекте:
- не обеспечено в соответствии с годовым планом-графиком составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, автоматических установок пожаротушения);
- не организовано проведение проверки работоспособности систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, автоматических установок пожаротушения), в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами;
- на стене, отделяющей лестничную клетку на втором этаже старого офиса, имеется проем без двери;
- допущено применение для отделки потолка конференц-зала, расположенного на втором этаже здания нового офиса, декоративно-отделочных материалов (натяжного потолка) с классом пожарной опасности строительных материалов более КМ3;
- помещение общественного назначения (коридор), расположенной на первом этаже одноэтажного здания пристроя административно-бытового корпуса не защищен соответствующей автоматической установкой пожарной сигнализации с установкой дымовых пожарных извещателей;
- одноэтажное здание охраны, расположенное у въездных ворот, не защищено соответствующей автоматической установкой пожарной сигнализации с установкой дымовых пожарных извещателей;
Согласно ст.2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма.
Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 г. № 458 утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса представляет собой состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта.
Обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса заключается в реализации определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статья 7 Федерального закона предусматривает, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с п.13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05 октября 2009 г., предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется, в том числе, путем принятия мер технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 г. № 459 утверждено Положение о порядке проведения и категорирования топливно-энергетического комплекса с учетом его исходных данных.
В соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса актом обследования и категорирования объекту, расположенному по адресу: <адрес>, присвоен III класс опасности (низкий), которым обусловлены мероприятия по инженерно-техническому обеспечению объекта, регламентированные правилами.
Так, в нарушение законодательства, регламентирующего организацию мероприятий по антитеррористической защищенности согласно акта осмотра от 13 мая 2019 г. в ООО «Ульяновскцентргаз» имеются нарушения законодательства об антитеррористической защищенности:
- перед зданиями объекта, являющимися составной частью периметра и выходящими на неохраняемую территорию, не установлены железобетонные блоки и железобетонные столбы, создающие гарантированное препятствие пролому (перед зданием КПП и диспетчерской: литеры Б, Б1, Б2, Б3, Б4);
- основное ограждение объекта не оборудовано нижним дополнительным ограждением (по всему периметру объекта);
- дополнительное ограждение не установлено на крыше и стенах одноэтажного здания, являющихся составной частью периметра объекта (здание КПП и диспетчерской: литеры Б, Б1, Б2, Б3, Б4).
- отдельные участки основного ограждения, выполненные из металлической конструкции по периметру, не оптимизированы для установки извещателей (технических средств обнаружения) вибрационного типа (с восточной и юго-восточной стороны относительно КПП);
- по территории объекта не оборудована запретная зона; отсутствует досмотровая площадка для автомобильного транспорта;
- отсутствует досмотровая площадка для железнодорожного транспорта, семафоры и устройство принудительной остановки;
- ворота КПП для железнодорожного транспорта не оборудованы средствами сигнализации, электромеханическим приводом и блокировкой, предотвращающей возможность одновременного вскрытия и механического ручного открывания;
- отсутствуют технические средства обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ;
- на территории объекта отсутствуют постовые будки (имеется одна не эксплуатируемая металлическая постройка);
- на объекте и его территории отсутствуют средства и система звукового оповещения для оперативного информирования персонала о тревоге или чрезвычайной ситуации (нападение, террористический акт и др.), а также для координации их действий, также отсутствует стационарная кнопка для извещения о тревоге с выводом на внешние повышатели (автономная);
- отсутствует система охранной сигнализации и охранное освещение по всему периметру территории объекта;
- наземные коммуникации, имеющие выходы в виде открытых трубопроводов, не оборудованы постоянными или съемными решетками; вход в КПП для прохода не оборудован средствами охранной сигнализации, которые выдают извещение о тревоге при попытке их вскрытия и разрушения.
Наличие данных вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности и требований по антитеррористической защищенности представителем ответчиков не оспаривалось.
Согласно реестра объектов топливно-энергетического комплекса, на основании присвоения категории опасности в соответствии с федеральным законом от 21 июля 2011 г. № 256 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», включенные в него объекты топливно-энергетического комплекса, расположенные по адресу: <адрес>, подведомственны ООО «Ульяновскцентргаз».
Поскольку ООО «Ульяновскценргаз» является арендатором объектов недвижимости, расположенных по указанному адресу, данные подведомственные ему объекты включены в реестр объектов топливно-энергетического комплекса (на основании присвоения категории опасности), данные объекты ООО «Ульяновскцентргаз» эксплуатируются, договор аренды с ООО «Мелекессавтогаз» заключен на неопределенный срок, соответственно, ООО «Ульяновскцентргаз» является надлежащим ответчиком по данному делу, в связи с чем суд приходит к выводу что в иске к ООО «Мелекессавтогаз» административному истцу следует отказать.
Также, как следует из пояснений представителя административных ответчиков, ООО «Ульяновскцентргаз» имеет намерение устранить имеющиеся нарушения, а ООО «Мелекессавтогаз» против этого не возражает.
Учитывая, что на объектах расположенных по адресу: <адрес> не соблюдены предусмотренные законодательством требования к противопожарной безопасности и антитеррористической защищенности объекта, суд приходит к выводу, что на ООО «Ульяновскцентргаз» подлежит возложению обязанность по устранению допущенных нарушений законодательства.
Таким образом, административные исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска, действующего в защиту неопределенного круга лиц, в защиту интересов Российской Федерации к ООО «Ульяновскцентргаз» о признании бездействия по обеспечению инженерно-техническому объекта незаконными, возложении обязанности провести мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности объекта подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска, действующего в защиту неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворить.
Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскцентргаз» по инженерно-техническому обеспечению объекта, расположенного по адресу: <адрес> незаконным.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Ульяновскцентргаз» провести мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта и пожарной безопасности:
- установить перед зданиями объекта, являющимися составной частью периметра и выходящими на неохраняемую территорию, железобетонные блоки и железобетонные столбы, создающие гарантированное препятствие пролому (перед зданием КПП и диспетчерской: литеры Б, Б1, Б2, Б3, Б4);
- оборудовать основное ограждение объекта нижним дополнительным ограждением (по всему периметру объекта);
- установить дополнительное ограждение на крыше и стенах одноэтажного здания, являющихся составной частью периметра объекта (здание КПП и диспетчерской: литеры Б, Б1, Б2, Б3, Б4).
- оптимизировать отдельные участки основного ограждения, выполненные из металлической конструкции по периметру для установки извещателей (технических средств обнаружения) вибрационного типа (с восточной и юго-восточной стороны относительно КПП);
- по территории объекта оборудовать запретную зону; оборудовать досмотровую площадку для автомобильного транспорта;
- оборудовать досмотровую площадку для железнодорожного транспорта, семафоры и устройство принудительной остановки;
- оборудовать ворота КПП для железнодорожного транспорта средствами сигнализации, электромеханическим приводом и блокировкой, предотвращающей возможность одновременного вскрытия и механического ручного открывания;
- оборудовать технические средства обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ;
- установить на территории объекта постовые будки (имеется одна не эксплуатируемая металлическая постройка);
- установить на объекте и его территории средства и систему звукового оповещения для оперативного информирования персонала о тревоге или чрезвычайной ситуации (нападение, террористический акт и др.), а также для координации их действий, установить стационарную кнопку для извещения о тревоге с выводом на внешние повышатели (автономная);
- установить систему охранной сигнализации по периметру территории объекта и охранное освещение по всему периметру территории объекта;
- установить наземные коммуникации, имеющие выходы в виде открытых трубопроводов, постоянные или съемные решетки;
- обеспечить в соответствии с годовым планом-графиком составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, автоматических установок пожаротушения
- организовать проведение проверки работоспособности систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, автоматических установок пожаротушения), в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами;
- на стене, отделяющей лестничную клетку на втором этаже старого офиса, установить дверь;
- устранить с потолка конференц-зала, расположенного на втором этаже здания нового офиса, декоративно-отделочные материалы (натяжного потолка) с классом пожарной опасности строительных материалов более КМ3;
- обеспечить защиту помещения общественного назначения (коридор), расположенного на первом этаже одноэтажного здания пристроя административно-бытового корпуса соответствующей автоматической установкой пожарной сигнализации с установкой дымовых пожарных извещателей;
- обеспечить защиту одноэтажного здания охраны, расположенное у въездных ворот, соответствующей автоматической установкой пожарной сигнализации с установкой дымовых пожарных извещателей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Б. Земцова
<данные изъяты>
<данные изъяты>