Дело № 2-427/22
73RS0001-01-2021-011874-24
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 февраля 2022 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Е.В. Алексеевой, при секретаре Гордеевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудина ФИО11 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании тещи Ветровой ФИО12 членом семьи военнослужащего, возложении обязанности внести сведения в личное дело военнослужащего в целях обеспечения жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
истец Кудин В.А. обратился в суд с настоящим иском. В качестве обоснования требований указал, что он является военнослужащим и проходит службу по контракту в 738 Военном представительстве Министерства обороны РФ. ДД.ММ.ГГГГ о принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи: он, супруга Ветрова ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дети ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С октября 2018 года совместно с ним и членами его семьи проживает и ведет общее хозяйство Ветрова ФИО14, которая является ему тёщей. Она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеет временную регистрацию по адресу: <адрес>. В квартире их семья проживает по договору коммерческого найма. Все они проживают как одна семья, ведут общее хозяйство, пользуются совместно предметами мебели и предметами домашнего обихода. Между ними как членами одной семьи сложились родственные отношения. Он заботиться о Ветровой Н.Н. как о родной матери, она полностью находится на его иждивении, так как недавно получив Российское гражданство, пенсию, положенную ей, с Украины не получает, иных доходов не имеет. Признание Ветровой Н.Н. членом его семьи необходимо для реализации права на жилье с учетом всех членов семьи, включая Ветрову Н.Н. Ответчик рекомендовал обратиться с настоящим иском в суд.
Истец просит в судебном порядке признать тёщу- Ветрову ФИО15 членом семьи военнослужащего Кудина В.А., возложить на ответчиков обязанность внести в его личное дело сведения о включении Ветровой Н.Н. в состав членов его семьи. подлежащей обеспечению жилым помещением.
В судебном заседании истец на иске настаивал и пояснил, что квартира по адресу: <адрес> принадлежит его отцу, на протяжении многих лет его семьи арендует данную квартиру по договорам коммерческого найма. Сам он, включая членов его семьи, недвижимого имущества в собственности не имеет. Представитель истца Э.Ю. Дырдина в судебном заседании также поддержала исковые требования и пояснила, что имеются все правовые основания для его удовлетворения.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела. В возражениях на иск указал, что правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Представитель соответчика Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в своё отсутствие. В возражениях на иск указал, что ФГАУ «Росжилкомплекс» не обладает полномочиями по признанию лиц членами семей военнослужащих и по внесению изменений в их личные дела. По делу отсутствуют основания для удовлетворения иска, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Жилищным кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, с учётом разъяснений Верховного Суда РФ, данных им в Постановлении Пленума от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ». Просит отказать Кудину В.А. в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо по делу, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Ветрова ФИО16 в судебном заседании иск Кудина В.А. поддержала и пояснила, что в настоящее время она является гражданином РФ, ДД.ММ.ГГГГ ей был выдан паспорт гражданина РФ. До этого она являлась гражданином <данные изъяты>, проживала до осени 2018 года в <данные изъяты>, где у неё имеется доля в праве общей долевой собственности на жилой дом. Ей назначена пенсия как гражданину <данные изъяты>, которую после переезда в РФ она не получает. Её переезд в Российскую Федерацию обусловлен сложившейся нестабильной «политической обстановкой» в стране. С осени 2018 года по настоящее время она проживает с семьей дочери и её мужем Кудиным В.А. в арендуемой ими квартире по адресу: <адрес>, где ей выделена отдельная комната. Пенсия как гражданину РФ ей в настоящее время не назначена по причине отсутствия необходимых документов и объективной сложности истребования их из <данные изъяты>. Она находится полностью на иждивении своего зятя Кудина В.А., является членом его семьи, осуществляет уход за своими внуками, помогает по хозяйству семье.
С учётом мнения участников судебного заседания, суд определил рассмотреть дело по существу при данной явке.
Выслушав истца, его представителя, третье лицо Ветрову Н.Н, допросив свидетелей и исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Из материалов дела усматривается, что Кудин В.А. является военнослужащим, проходит службу по контракту в 738 Военном представительстве Министерства обороны Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принято решение №, согласно которому Кудин В.А. с составом семьи: он, супруга-Кудина А.А., дети- ФИО3, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ приняты на учёт нуждающихся в постоянных жилых помещениях как очередники по избранному постоянному месту жительства – <адрес>.
На протяжении многих лет семья Кудина В.А. в составе четырех человек проживает в арендуемом жилом помещении, принадлежащем отцу Кудина В.А. и расположенном по адресу: <адрес>., что подтверждается договорами найма жилого помещения.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно пункту 1 статьи 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 г. N 1016-О, положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", принятые в рамках дискреции законодателя в порядке развития конституционных требований части 2 и 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, предусматривают гарантии в жилищной сфере для военнослужащего и членов его семьи, которые проживают непосредственно с ним. Подобное правовое регулирование направлено на повышение уровня социальной защиты совместно проживающих военнослужащих и членов их семей, то есть на повышение уровня социальной защиты определенной категории граждан.
Согласно абзацу 5 пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 апреля 2018 года N 1016-О указал, что положения пункта 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которые направлены на создание правового механизма обеспечения повышенной социальной защиты определенного круга членов семьи военнослужащего, не регламентируют условия предоставления дополнительных жилищных гарантий и круг их получателей.
Согласно частям 1, 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В силу разъяснений, приведенных в пунктах 11 и 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника; для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним (пп. "а").
Такой же принцип нашел продолжение в толковании норм материального права Верховным Судом Российской Федерации в абзаце 3 пункта 25 постановления Пленума от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", в соответствии с которым при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", содержащими перечень нетрудоспособных лиц, а также понятие нахождения лица на иждивении.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 ГПК РФ).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", содержащими перечень нетрудоспособных лиц, а также понятие нахождения лица на иждивении.
В силу п. 3 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицом, находящимся на иждивении, признается гражданин, находящийся на полном содержании другого физического лица, или получающий от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию.
Истцом не представлено объективных доказательств, позволяющих признать Ветрову Н.Н. членом его семьи в целях дальнейшего обеспечения жилым помещением.
Ветрова ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ документирована паспортом гражданина Российской Федерации, пенсия по линии Пенсионного фонда РФ ей в настоящее время не назначена. До этого времени, Ветрова Н.Н. являлась гражданином <данные изъяты>, где ей назначена пенсия, у нее имеется жилье в собственности, что ею не оспаривалось в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Ветрова Н.Н. не может быть признана членом семьи истца в целях улучшения или получения последним жилищных льгот.
С учетом приведенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ суд не находит правовых оснований для признания Ветровой ФИО18 членом семьи Кудина В.А. в целях принятия на учет для обеспечения жилым помещением, в связи с чем отказывает в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Кудина ФИО19 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны российской Федерации о признании тещи Ветровой ФИО20 членом семьи военнослужащего, возложении обязанности внести сведения в личное дело военнослужащего в целях обеспечения жилым помещением – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Алексеева
срок принятия решения в окончательной форме 11.02.2022 года