г. Петрозаводск 01 ноября 2018 года
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Парамонов Р.Ю. при секретарях Андриановой С.Н., Черкисовой Е.М., Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении КРО ПП "КПРФ", ИНН 1001045140, юридический адрес: г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д.10, оф.302,
УСТАНОВИЛ:
22 сентября 2018 года в период с 12 часов 00 минут до 13 часов 00 минут у здания Музыкального театра Республики Карелия, расположенного по адресу: г. Петрозаводск пл. Кирова д.4, в нарушение ст.4, ч.5 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» состоялось не согласованное в установленном порядке публичное мероприятие в форме митинга, организованное и проведенное КРО ПП «КПРФ» с целью привлечения внимания к изменениям законодательства о повышении пенсионного возраста, что повлекло за собой создание помех движению пешеходов, а также доступу граждан к объекту социальной инфраструктуры – Музыкальному театру Республики Карелия.
В судебном заседании законный представитель КРО ПП «КПРФ» Ульянов Е.А. и защитник Флеганов А.Ф. вину юридического лица во вменяемом правонарушении не признали, ссылаясь на непричастность должностных лиц партии к организации и проведению публичного мероприятия, отсутствии агитационных листовок и иных доказательств призыва к участию в данном мероприятии. Настаивали на том, что имея статус депутата Законодательного собрания Республики Карелия, в единый день приема граждан Ульянов Е.А. общался с избирателями, о появлении которых у Музыкального театра ему было сообщено сторонниками по партии. Указывали на противоправный характер действий сотрудников правоохранительных органов, в том числе при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих недопустимость собранных ими доказательств.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении - Белостоцкий Д.С., пояснил, что 22 сентября 2018 года являлся очевидцем несанкционированного митинга, организованного и проводимого КРО ПП «КПРФ» на пл. Кирова в г. Петрозаводске, на котором выступал первый секретарь партии Ульянов Е.А. и иные сторонники по партийной линии.
Представитель административного органа Логинов Ю.Г. поддержал составленный протокол об административном правонарушении и указал на наличие доказательств причастности регионального отделения политической партии к организации и проведению митинга без согласования с уполномоченными органами.
Допрошенный в судебном заседании начальник ОООП УМВД России по г. Петрозаводску ФИО1 пояснил, что 21 сентября 2018 года он совместно с ФИО2 посетил офис КРО ПП «КПРФ» с профилактической целью избежать несанкционированного публичного мероприятия в поддержку общероссийской акции Коммунистической партии Российской Федерации, запланированной на 22 сентября 2018 года, однако с руководством юридического лица пообщаться не представилось возможным. В помещении офиса была обнаружена печатная продукция – листовки с информацией о проведении митинга, один экземпляр которой с согласия лица, пребывающего в офисе, был изъят. Также уточнил, что не менее двух раз до этого контактировал с Ульяновым Е.А., ФИО3, ФИО4 и предупреждал их о недопустимости проведения несанкционированного публичного мероприятия. Сообщил, что 22 сентября 2018 года лично присутствовал на пл. Кирова в г. Петрозаводске, где в присутствии скопления граждан выступали имеющие отношение к политической партии лица, в том числе Ульянов Е.А. Собравшиеся ограничили свободный доступ к Музыкальному театру Республики Карелия, где проводился день открытых дверей.
Свидетель ФИО2 сообщил об аналогичных фактах взаимодействия представителей правоохранительных органов с членами партии накануне несанкционированного публичного мероприятия.
Заслушав участвующих лиц и свидетелей, исследовав представленные письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Частью 3 ст.20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а также организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Порядок реализации установленного ст.31 Конституцией РФ права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Закона), который предусматривает ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Под публичным мероприятием в силу ст.2 Закона понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
К числу митингов относится массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Под организацией публичного мероприятия понимается оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации; другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия (ст.4 Закона).
Организатором публичного мероприятия могут быть, в том числе, политические партии, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия (ч.1 ст.5 Закона).
Законом предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц.
Часть 4 статьи 5 Закона обязывает организатора публичного мероприятия, в том числе, подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст.7 Закона, которая предусматривает, что уведомление подается в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В силу ч.5 ст.5 Закона организатору публичного мероприятия запрещается проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
По смыслу закона проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных Законом форм либо в их сочетании, направленное на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия (ст.8 Закона).
Как следует из материалов дела, 11 сентября 2018 года в Администрацию Петрозаводского городского округа поступило уведомление о проведении 22 сентября 2018 года в период с 12 часов 00 минут до 13 часов 30 минут на Студенческом бульваре в г. Петрозаводске публичного мероприятия на тему: «Нет пенсионной реформе в России», организатором которого указан первый секретарь комитета КРО ПП «КПРФ» Ульянов Е.А.
По результатам рассмотрения обращения о согласовании проведения публичного мероприятия Администрация Петрозаводского городского округа предложила организатору провести публичное мероприятие в ином месте, а именно на территории площадки в устье реки Лососинки на Онежской набережной в период с 11 часов 45 минут до 13 часов 30 минут 22 сентября 2018 года, о чем в адрес КРО ПП «КПРФ» направлено соответствующее письмо от 13 сентября 2018 года, в котором среди прочего содержалось предостережение о недопустимости проведения несогласованного в установленном законом порядке публичного мероприятия.
Данных о том, что КРО ПП «КПРФ» предпринимало меры по согласованию публичного мероприятия на 22 сентября 2018 года в ином месте на территории г. Петрозаводска, в материалы дела не представлено.
В отсутствие уведомления о проведении публичного мероприятия и его согласования с уполномоченным органом в установленном законом порядке, 22 сентября 2018 года с 12 часов 00 минут до 13 часов 00 минут по инициативе КРО ПП «КПРФ» у здания Музыкального театра Республики Карелия по адресу: г. Петрозаводск пл. Кирова д.4 собралась группа лиц в значительном количестве, среди которых присутствовал первый секретарь комитета КРО ПП «КПРФ» Ульянов Е.А., выступивший перед публикой с критикой действующих органов власти, политики государства, в том числе по вопросу запланированной пенсионной реформы.
В ходе проводимого публичного мероприятия создавались помехи в движении пешеходов по тротуару вдоль Музыкального театра Республики Карелия и был ограничен свободный доступ в сам театр.
Указанные обстоятельства, а также виновность КРО ПП «КПРФ» в совершении инкриминируемого административного правонарушения подтверждаются совокупностью исследованных доказательств: протоколом об административном правонарушении, составленным в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ и существенных недостатков не имеющим, уведомлением о проведении публичного мероприятия от 11.09.2018, письмом Администрации Петрозаводского городского округа от 13.09.2018, рапортами сотрудников полиции ФИО5, ФИО6, ФИО7., ФИО8., ФИО9 об обстоятельствах несанкционированного публичного мероприятия и действиях участников, письменными объяснениями свидетелей ФИО10 ФИО11 ФИО12 ФИО13 о наличии препятствий к свободному доступу в Музыкальный театр Республики Карелия, печатным изданием «Правда» за август-сентябрь 2018 года о всероссийских протестных акциях против повышения пенсионного возраста на 02 и 22 сентября 2018 года, скриншотами страниц Интернет-ресурса https://vk.com/club159232893 с призывами принять участие во всероссийской протестной акции против пенсионной реформы 22 сентября 2018 года в 12 часов 00 минут на пл. Кирова в г. Петрозаводске, ксерокопией агитационной листовки аналогичного содержания, материалами видеозаписи с места совершения административного правонарушения.
Представленная видеозапись безусловно позволяет соотнести публичное мероприятие с митингом против внесения изменений в законодательство о трудовых пенсиях, поскольку массово присутствующие граждане публично выражали мнения по поводу актуальных проблем общественно-политического характера.
Обращаясь к публике, Ульянов Е.А. сообщил, что в последние две недели КПРФ, активисты КПРФ подвергались давлению со стороны власти, указал на особое внимание правоохранительных органов на организованное собрание (фраза: «Для них важнее, что мы здесь собрались»), призывал не доверять действующей власти, оказывать сопротивление, сообщил о предпринятых мерах во избежание пенсионной реформы (фраза: «Мы пытались защитить наши права, когда отбирали нашу пенсию»).
Содержание публичного выступления Ульянова Е.А. свидетельствует о преднамеренном созыве граждан в конкретное время и на заранее определенной территории с целью противостоять повышению пенсионного возраста вопреки согласительных процедур с органами местного самоуправления, что свидетельствует о виновности КРО ПП «КПРФ» в организации и проведении спорного митинга и опровергает позицию стороны защиты о намерениях Ульянова Е.А., как депутата законодательного собрания, провести встречу с избирателями.
Информация, размещенная в общедоступной сети Интернет (социальная группа «КПРФ В КАРЕЛИИ/КОМАНДА ПАРТИИ И СТОРОННИКОВ»), на агитационных листовках, выявленных в помещении офиса КРО ПП «КПРФ», содержит сведения о месте, времени и тематике массовой общероссийской акции политической воли КПРФ, что соотносится с организационным мероприятием по проведению публичного мероприятия.
Доводы стороны защиты о непричастности КРО ПП «КПРФ» к оповещению граждан о проведении митинга нельзя признать убедительными, поскольку они опровергаются представленными письменными материалами дела и видеозаписью.
Избранное для проведения митинга место не поименовано в Постановлении Правительства РК от 21.05.2013 №164-П «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Республики Карелия», поэтому проведение публичного мероприятия требовало его обязательное согласование с уполномоченными органами.
Квалифицирующий признак административного правонарушения в виде создания помех движению пешеходам и доступу граждан к объекту социальной инфраструктуры нашел свое объективное подтверждение исследованными в судебном заседании доказательствами.
Собранные по делу доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности, в совокупности их достаточного для всестороннего, полного и объективного разрешения дела, установления юридически значимых обстоятельств, в том числе события административного правонарушения и виновности КРО ПП «КПРФ» в его совершении.
С учетом изложенного действия привлекаемого лица подлежат квалификации по ч.3 ст.20.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам стороны защиты протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, в нем содержится достаточно полное описание событие инкриминируемого правонарушения и правовая оценка содеянному, что позволяет установить суть обвинения и сопоставить ее с квалификацией правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицам в присутствии законного представителя привлекаемого юридического лица, которому разъяснялись процессуальные права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ и положения ст.51 Конституции РФ, а также вручена его копия.
Нарушения права на защиту при возбуждении производства по делу об административном правонарушении не допущено.
До судебного разбирательства стороной защиты реализовано право ознакомления с материалами дела и произведена их фотосъемка, тем самым обеспечена возможность представить доказательства в опровержение позиции административного органа.
Приобщенные к материалам дела рапорта сотрудников полиции подписаны должностными лица и содержат достаточную информацию, имеющую отношение к обстоятельствам настоящего дела, которая также объективно подтверждена иными исследованными доказательствами, то есть в полной мере соответствуют требованиям относимости, допустимости и достоверности.
Отсутствие на рапортах сведений о регистрационном учете не влечет их порочность.
Показания сотрудников полиции ФИО1 и ФИО2 являются последовательными, существенных противоречий не содержат и в целом согласуются с материалами дела, что подтверждает их достоверность.
Оснований усомниться в правдивости письменных пояснений свидетелей ФИО10 ФИО11, ФИО12 ФИО13 которые являлись непосредственными очевидцами публичного мероприятия, не имеется. Сведений об их прямой, личной или косвенной заинтересованности в исходе настоящего дела не имеется. Сообщенные свидетелями сведения нашли свое объективное подтверждение материалами видеозаписи.
Перед допросом свидетелям разъяснялись положения ст.51 Конституции РФ и они предупреждались об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний.
Письменные объяснения свидетелей ФИО3 и ФИО4 о непричастности КРО ПП «КПРФ» к организации публичного мероприятия следует подвергнуть критической оценке, поскольку ввиду их взаимоотношений с законным представителем привлекаемого юридического лица, они могут иметь заинтересованность в исходе дела и давать не соответствующие действительности показания, оправдывающие действия правонарушителя.
Представленная в судебное заседание выписка из протокола бюро №9 об отказе от проведения общероссийской акции протеста 22 сентября 2018 года и экземпляр агитационной листовки не исключают виновности КРО ПП «КПРФ» в инкриминируемом правонарушении.
При таких обстоятельствах, оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности, в том числе в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ, не имеется.
О повышенной общественной опасности данного административного правонарушения, особой значимости охраняемых законом отношений в данной сфере, свидетельствуют размер установленного законодателем штрафа и срок давности привлечения к административной ответственности.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность КРО ПП «КПРФ», не установлено.
Учитывая характер впервые совершенного административного правонарушения, его конкретные обстоятельства, сведения о финансовом и имущественном положение юридического лица, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, судья считает возможным назначить наказание в виде штрафа, применив при этом положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ о назначении наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.3 ст.20.2 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать КРО ПП "КПРФ" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 (сто двадцать пять тысяч) рублей.
Административный штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Сумма административного штрафа подлежит перечислению на расчетный счет Управления Федерального казначейства по РК (МВД по РК) ИНН 1001041280, КПП 100101001, БИК 048602001, Код ОКТМО 86701000, КБК 18811690050056000140, расч.счет 40101810600000010006 в ГРКЦ Национального Банка РК, УИН №
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток с момента получения копии постановления.
Судья Р.Ю. Парамонов