Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-748/2023 (2а-6168/2022;) ~ М-5790/2022 от 07.12.2022

63RS0039-01-2022-007332-68

2а-748/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 января 2023 года                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-748/2023 по административному исковому заявлению Константинова Валентина Анатольевича к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным распоряжения,

установил:

Константинов В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В обоснование заявления указано, что административный истец, являясь владельцем гаража, расположенного по адресу: <адрес>, обратился в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, под гаражом. Распоряжением № 1055 от 16.11.2022 Департамент управления имуществом г.о.Самара отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на сведения, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара, согласно которым земельный участок частично расположен в границах красных линий, в связи с чем является ограниченным в обороте и его предоставление на заявленном виде прав не допускается. С данным отказом истец не согласен, указывает, что красные линии нанесены согласно Схеме № 5 Генерального плана г.о. Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539. Решением Думы городского округа Самара от 29.04.2022 N 182 внесены изменения в Решение Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самара», в результате которого все приложения к Решению № 539 изложены в новой редакции и уже не содержат информации о красных линиях. В оспариваемом распоряжении Департамента управления имуществом г.о. Самара не отражена информация, на основании каких документов в ИСОГД внесены сведения о наличии красных линий в месте расположения испрашиваемого земельного участка.

Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным распоряжение Департамента управления имуществом г.о.Самара от 16.11.2022 № 1055 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара возобновить рассмотрение заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В судебное заседание представитель административного истца по доверенности Лазарев Т.М. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара не явился, о дате и времени слушания дела извещен, причину неявки суду не сообщил.

Представители заинтересованных лиц Департамента градостроительства г.о. Самара и ГК «КС – 221» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом. ГК «КС – 221» представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором требования административного истца полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Продажа земельных участков собственникам таких зданий, сооружений осуществляется без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).

Из материалов дела следует, что административный истец является владельцем гаража, расположенного по адресу: <адрес>.

18.05.222 истец обратился в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, под гаражом.

Распоряжением от 16.11.2022 № 1055 Департамент управления имуществом г.о.Самара отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подп. 2 п. 8 ст. 39.15, подп. 6, 19 ст. 39.16, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ со ссылкой на сведения, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара, согласно которым земельный участок частично расположен в границах красных линий, в связи с чем является ограниченным в обороте и его предоставление на заявленном виде прав не допускается.

Отказ в предоставлении земельного участка по указанным в оспариваемом решении основаниям нельзя признать законным ввиду следующего.

В соответствии с подп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ во взаимосвязи с подп. 6, 19 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если указанный в заявлении о предоставлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

В соответствии с частью 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красными линиями обозначаются существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Исходя из содержания понятия территории общего пользования, изложенного в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Установление границ территорий общего пользования, в соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ, осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (часть 3). Согласно части 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 этой статьи.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в границах территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, документация по планировке территории не утверждалась.

Из выписки из ИСОГД г.о. Самара от 02.08.2022 следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий. Однако в выписке не указано, на основании какой документации по планировке территории установлены данные красные линии. Информация об утвержденных проектах планировки территории в отношении рассматриваемого объекта в ИСОГД отсутствует.

В выписке из ИСОГД от 12.01.2023 сведения о нахождении земельного участка в границах красных линий отсутствуют.

Таким образом, доказательств того, что испрашиваемый земельный участок находится на территории общего пользования, границы которой установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, материалы дела не содержат.

Кроме этого из материалов дела следует, что принадлежащий истцу гараж расположен на земельном участке, который был отведен для размещения гаражей на основании решения уполномоченного органа. Так, решением исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области от 15.09.1988 № 646 произведен отвод земельных участков под коллективные стоянки и гаражи, в том числе земельный участок площадью 0,32 га по ул. Аэрофлотская в Кировском районе г.Самары для размещения 65 кирпичных гаражей.

Административный истец является членом ГК КС-221.

Испрашиваемый им земельный участок площадью 26 кв.м расположен в границах ГК КС-221, что подтверждается заключением кадастрового инженера.

Таким образом, поскольку земельный участок фактически занят капитальным гаражом, для строительства которого был выделен, этот участок заведомо не может относиться к территории общего пользования.

Отнесение земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия объектов недвижимости для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на такие объекты недвижимости.

Сведений о принятии решения о резервировании для муниципальных нужд и изъятии земельного участка, на котором расположено принадлежащее административному истцу нежилое здание, материалы дела не содержат. Согласно выписке из ИСОГД г.о. Самара испрашиваемый земельный участок не входит в границы резервирования и изъятия земельных участков.

При таких обстоятельствах, поскольку при рассмотрении дела установлено отсутствие утвержденной документации по планировке территории, которой установлены красные линии на рассматриваемой территории, и отсутствие решения о резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, отказ в предоставлении земельного участка лишь на основании содержащихся в ИСОГД сведений о красных линиях не может быть признан законным и обоснованным.

Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Учитывая существующую административную процедуру предоставления земельных участков, которую суд не должен подменять, в целях восстановления нарушенных прав административного истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Константинова Валентина Анатольевича к Департаменту управления имуществом г.о. Самара удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от 16.11.2022 № 1055 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

Обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть заявление Константинова Валентина Анатольевича о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья            (подпись)                    А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 06.02.2023.

2а-748/2023 (2а-6168/2022;) ~ М-5790/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Константинов В.А.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о.Самара
Другие
Департамент градостроительства г.о.Самара
Лазарев Т.М.
ГК "КС - 221"
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
07.12.2022Регистрация административного искового заявления
08.12.2022Передача материалов судье
12.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
12.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.12.2022Предварительное судебное заседание
23.01.2023Судебное заседание
06.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее