Дело №2-2066/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2017 года г. Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Купцовой Г.В., с участием:
истца Гончаровой Т.Э., ее представителя Гончарова Ю.Н., действующего на
основании доверенности 50 АА 7175787 от 24.06.2016 года,
представителя ответчика ГУП МО «Мособлгаз» Ивкиной М.С., действующей
на основании доверенности № 12-07/845 от 26.12.2016 года,
представителя третьих лиц Кононовой Л.К. и Кононова И.А. - адвоката
Филатовой Н.И., действующей на основании доверенностей 50 АА 8845973 от
20.10.2016 года и 50 АА 8142283 от 16.05.2016 года, представившей ордера №
8486 и 8487 от 14.09.2017 года,
при секретаре судебного заседания Кравченко М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончаровой Т. Э. к ГУП МО «Мособлгаз» о признании отсутствующим право собственности на газопровод и охранную зону под ним,
У С Т А Н О В И Л :
Гончарова Т.Э. обратилась в суд с иском, в котором, уточнив исковые требования, просит признании отсутствующим право собственности ГУП МО «Мособлгаз» на газопровод и охранную зону под ним на земельном участке с кадастровым <номер> и <номер>, расположенных по <адрес>.
Требования истица мотивирует тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес>. На данном участке расположен жилой дом и гараж, также принадлежащие истице на праве собственности. С задней стороны к указанному земельному участку примыкает земельный участок с с кадастровым <номер>, который принадлежит истице на праве аренды. На земельном участке с кадастровым <номер> под гаражом находится ликвидированный, не принятый в эксплуатацию газопровод, построенный для школы <номер>, на который нет акта ввода в эксплуатацию, нет проектной документации и который не входит в оформленную охранную зону, имеющий другую длину и диаметр трубы. Газопроводм с заявленными характеристиками находится на соседнем участке под стеной перестроенного дома. 01.02.2017 года истице стало известно, что у ГУП МО «Мособлгаз» имеется право собственности на газопровод, оформленное вместе с участком земли на принадлежащем истице участке, оформленное задним числом. В ЕГРН не содержится информации об обремени земельного участка с кадастровым <номер>. В отношении земельного участка с кадастровым <номер> в ЕГРН содержаться сведения об обремени на основании договора аренды, зарегистрированного в пользу истицы. Иных лиц, в пользу которых зарегистрировано обременение не значится. Также в ЕГРН отсутствуют сведения о расположении в границах данных земельных участков сооружения газопровода. Зарегистрированное за истицей право никем не оспаривалось. Государственный регистратор лишил истицу права собственности.
В судебном заседании истица Гончарова Т.Э. и ее представитель Гончаров Ю.Н. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме и пояснили, что несмотря на то, что они получили документальные подтверждения из Росреестра, что на земельном участке сооружение газопровод не зарегистрировано, истица получила очередное доказательство, что у ответчика есть сфальсифицированное право собственности на газопровод вместе с ей землей. 3 августа 2017г. она договорилась с заместителем директора Подольскмежрайгаза по безопасности У. о мировом соглашении по перекладке газопровода и он заверил, что ГУП МО «Мособлгаз» никаких мошеннических действий с землёй не производил. А 07.08.2017г. истица убедилась в обратном. Несмотря на то, что акт ввода на газопровод отсутствует, У. ничего не может сделать, так как у руководства ГУП МО «Мособлгаз» есть сфальсифицированное право собственности на газопровод вместе с нашей землей, а оформлено оно на участке д. <номер>. Об этом истица также убедилась в Следственном комитете г. Серпухова при ознакомлении с материалами доследственной проверки. Кононова Л.К. – соседка и собственник дома <номер>, скрывает решение суда №2-2322/2016, подтвердившего границы межевания 2001г., имея злой умысел, предоставила сотрудникам ГУП МО «Мособлгаз» сфальсифицированное право собственности на землю истицы. Кононова Л.К. купила муниципальную землю, которую она брала в аренду под огородничество, а с помощью махинаций вместе с газовщиками отрезала от участка дома <номер>. А сотрудники ГУП МО «Мособлгаз», чтобы скрыть нелегальную газификацию 2003г. и произведённую с нарушениями газификацию второго строения д. <номер> самовольной постройки магазин - в 2012г., сфальсифицировали право собственности на газопровод с охранной зоной с кадастровым номером <номер>, который дублирует кадастровый номер жилого дома <номер> и является технической ошибкой. Это сфальсифицированное право отсутствует в материалах дела, но оно легло в основу изменения решения суда о сносе гаража. Согласно п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года № 878 и ст.131 ГК РФ, все права должны быть зарегистрированы. 01.02.17г. в Мособлсуде на апелляционном суде представитель ГУП МО «Мособлгаз» Б., имея злой умысел, предъявил сфальсифицированное право собственности на газопровод вместе с охранной зоной на земле истицы, что и повлияло на изменение решения суда. По данному факту 22.02.17г. было подано заявление в СК г.Серпухова. По факту фальсификации доказательств в суде в настоящее время идёт доследственная проверка.
Представитель ответчика ГУП МО «Мособлгаз» Ивкина М.С. исковые требования не признала и пояснила, что газопровод, проходящий по земельному участку истицы с кадастровым <номер>, был построен в 1965 году для газификации жилых домов по <адрес>, заказчиком работ являлась группа физических лиц. С момента постройки газопровода и введения его в эксплуатацию на баланс ГУП МО «Мособлгаз» он не передавался, в хозяйственном ведении не находится, собственность на него не зарегистрирована. Поскольку ГУП МО «Мособлгаз» является обслуживающие организацией газовой сети в данном регионе и установив нарушения законодательства со стороны Гончаровой Т.Э., которая возвела в месте прохождения газопровода, гараж, ГУП МО «Мособлгаз» обратилось в суд с иском к Гончаровой о сносе гаража. Решением Серпуховского горсуда в удовлетворении исковых требований было отказано, однако, апелляционным определением Мособлсуда решение отменено и принято новое решение об удовлетворении требований. В настоящее время у данного газопровода нет собственника, но ГУП МО «Мособлгаз» обязано следить за его сохранностью, так как обслуживает газопровод, к которому подключены дома жилые дома. Право собственности на него и охранную зону не зарегистрировано. Данный газопровод эксплуатируется на основании Правил охраны газопровода № 878 от 20.09.2000 года, Закона «О Газоснабжении», Постановления Правительства МО от 1.06.2003 года № 347/20.
Представитель третьих лиц Кононовой Л.К. и Кононова И.А. - адвокат
Филатова Н.И. заявленные требования не признала и пояснила, что Кононовы принимали участие в нескольких судах с участием Гончаровой и ГУП МО «Мособлгаз» и ни в одном из них представитель ответчика не сообщал о том, что право собственности ГУП МО «Мособлгаз» на спорный газопровод зарегистрировано. Кононовы являются собственниками жилого дома <адрес>. Утверждение Гончаровой о том, что Кононовы незаконно подключили газопровод, являются голословными. Кононовы действительно ранее были подключены к другому газопроводу, который был ликвидирован в связи со строительством школы, в связи с чем, они были подключены к спорному газопроводу, к которому были подключены практически все дома по <адрес>. Истица, возводя гараж, не могла не знать, что строит его на газопроводе.
Представитель третьего лица – Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен.
При указанных обстоятельствах суд счет возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Гончарова Т.Э. является собственником земельного участка с кадастровым <номер>, расположенным по <адрес>, что подтверждено копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д. 15, 17, 18) и выпиской из ЕГРН (л.д. 20-26).
Из представленной истицей схемы кадастрового квартала <номер> с отражением на ней проходящих коммуникаций (л.д. 41) следует, что на земельном участке с кадастровым <номер> проходит газопровод.
Из выписки из ЕГРН на указанный земельный участок усматривается, что обременения данного участка не зарегистрированы.
Также установлено, что Гончаровой Т.Э. на основании договора аренды от 15.09.2016 года (л.д. 11-13) и Постановления Главы г.о. Серпухов № 1771 от 13.09.2016 года на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес>, прилегающий к дому <номер>. Данный участок на праве аренды принадлежал истице с 2003 года, что подтверждено копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 19).
Из схемы кадастрового квартала <номер> (л.д. 41) следует, что на земельном участке с кадастровым <номер> никакие коммуникации, в том числе газопровод, не проходят.
Правами третьих лиц, кроме прав аренды в пользу Гончаровой Т.Э. указанный участок не обременен.
Установлено, что на земельном участке с кадастровым <номер> Гончаровой Т.Э. был возведен гараж в той части земельного участка, где проходит газопровод, в связи с чем, ГУП МО «Мособлгаз» обратилось в суд с иском к Гончаровой Т.Э. о сносе указанного строения.
Решением Серпуховского горсуда от 15.11.2016 года в удовлетворении требований было отказано (л.д. 216-222 т. 1 материалы гражданского дела № 2-3400/2016). Указанное решение было отменено апелляционным определением Московского областного суда от 01.02.2017 года (л.д. 64-69 т.2 материалы гражданского дела № 2-3400/2016), по делу принято новое решение, которым исковые требования ГУП МО «Мособлгаз» удовлетворены, Гончарова Т.Э. обязана освободить охранную зону газопровода низкого давления, расположенную по <адрес> путем сноса гаража за счет собственных средств.
В ходе рассмотрения указанного дела было установлено, что согласно исполнительно-технической документации, акта приемки, копией паспорта городского магистрального и дворового газопровода, газопровод принят в эксплуатацию в 1965 году. Заказчиками строительства газопровода для газоснабжения жилых домов являлась группа домовладельцев, в том числе и владельца дома <адрес>. Согласно п. 8 паспорта городского магистрального и дворового газопровода в 1975 году к возведенному газопроводу был переподключен соседний к ответчику жилой дом <адрес> в связи с ликвидацией газопровода от <адрес> до указанного дома.
В силу положений ст. 61 ГПК РФ указанные обстоятельства не подлежат оспариванию.
Располагая представленными доказательствами, объяснениями участников процесса, оценивая их в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Способы защиты гражданских прав определены в ст. 12 ГК РФ. При этом под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Частью 1 ст. 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Из ч. 1 ст. 131 ГК РФ следует, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу ч. 1 ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего до 01.01.2017 года) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
В законе "О государственной регистрации недвижимости" вступившим в силу с 01.01.2017 года установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество – это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Таким образом, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку в ГК РФ, ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не предусмотрен такой способ защиты, как признание недействительным зарегистрированного права, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 4 п. 52 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в Едином государственном реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Учитывая изложенное, иск о признании права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим законодательством. Правом на этот иск обладает только владеющий собственник недвижимости, право которого зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
При этом, требование о признании отсутствующим зарегистрированного права предполагает рассмотрение вопроса о законности основания его возникновения у ответчика и должно обеспечивать восстановление нарушенных прав истца.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что газопровод, проходящий по земельному участку истицы с кадастровым <номер>, не принадлежит ГУП МО «Мособлгаз» на каком-либо праве, построен собственниками домов по <адрес> в 1964 году и лишь обслуживается ответчиком как объект системы газоснабжения.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе истице в удовлетворении исковых требований, поскольку ею избран ненадлежащий способ защиты права. Права истицы на принадлежащий ей земельный участок с кадастровым <номер> ничем не ограничены, определяются договором аренды указанного участка, а право собственности на земельный участок с кадастровым <номер> ограничено в силу закона, а не в результате каких-либо неправомерных действий ответчика.
В соответствии с пунктом 2статьи 1Гражданского кодекса РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Земельный кодекс Российской Федерации определяет, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон (пункты 1 и 3 статьи 56).
Согласностатье 90Земельного кодекса РФ, предусматривающей такой порядок, границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. После ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов (пункты 6 и 8).
Указанные ограничения прав собственности на земельные участки считаются установленными с момента ввода газопровода в эксплуатацию в соответствии с пунктом 3 статьи 56 и пунктами 6 и 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гончаровой Т. Э. о признании отсутствующим право собственности ГУП МО «Мособлгаз» на газопровод и охранную зону под ним на земельных участках с кадастровым <номер> и <номер>, расположенных по <адрес> - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Купцова Г.В.
Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2017 года.