Дело №2-703/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2013 года г. Мурманск
Ленинский районный суд г. Мурманска в составе:
председательствующего судьи Барабановой Т.К.
при секретаре Никитиной М.В.
с участием:
истца Дроздова В.И.
ответчика Лобанова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дроздова В.И. к Лобанову В.В. о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Дроздов В.И. обратился в суд с иском к Лобанову В.В. о взыскании денежной компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что 11 июня 2012 года около 17 часов 00 минут он приехал к себе на дачу, расположенную на территории *** «***» (87 километр автодороги ***). У ворот к нему подошел Лобанов В.В., находящийся в состоянии алкогольного опьянения и начал разговор. В ходе беседы ответчик стал высказывать в его адрес бранные слова, выражаться нецензурной бранью, обзывать ненормативной лексикой, в том числе грубой нецензурной бранью, унижая его честь и достоинство. На просьбы прекратить высказывания не реагировал. В этот же день он обратился в прокуратуру Кольского района Мурманской области с заявлением о возбуждении в отношении Лобанова В.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ. Однако определением от 19.07.2012 в возбуждении дела было отказано на основании ст.ст. 25.1, 28.1 ч. 5 КоАП РФ. Полагал, что действия ответчика причинили ему моральный вред, поскольку описанная сцена происходила на протяжении 20 минут на глазах у его гостей: А.О.И., Х.Р.Я., А.М.Д. и Т.А.Н., а также несовершеннолетнего ребенка и иных лиц, находящихся на территории дачного*** «***», перед которыми ему было неловко. Кроме того, истец, будучи намного старше истца, не слышал в свой адрес подобных слов, в связи с чем был раздавлен произошедшим, настроение испортилось на несколько недель, до настоящего времени тяжело переживает случившееся. Причиненный моральный вред истец оценил в *** рублей, указанную денежную сумму просил взыскать с ответчика.
В судебном заседании истец требования поддержал. Пояснил, что высказывания ответчики содержали как грубые слова и выражения в отношении него лично (внешность, возраст и т.д.), так и общие нецензурные выражения, используемые на территории Российской Федерации. Кроме того, высказывались угрозы причинения телесных повреждений. Просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме *** рублей и судебные расходы за оказание юридической помощи по составлению искового заявления в размере *** рублей и уплаты государственной пошлины в размере *** рублей.
Ответчик в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Подтвердил факт высказывания в адрес истца нецензурных, грубых слов и выражений, однако, истец в разговоре в его адрес также употреблял аналогичные выражения. В связи с чем данный спор надлежит урегулировать мировым соглашением с обоюдным принесением извинений, без выплаты денежной компенсации.
Выслушав истца, ответчика, свидетелей, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы отказа в возбуждении дела об административном правонарушении №244 ж-2012, суд приходит к следующему.
В силу статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Если свобода мысли не может быть ограничена никакими законными способами, то некоторые ограничения свободы слова допускаются в интересах охраны конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Гражданское законодательство не позволяет распространять сведения, которые способны нанести вред чести, достоинству или деловой репутации граждан.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 29 Конституции РФ, гарантирующими право на свободу мысли и слова, позицией Европейского Суда по правам человека оценочные суждения, мнения, убеждения не являются предметом защиты в порядке ст. 152 ГК Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия действительности. Только в случае, если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением (п. п. 7, 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.02.2005 г. N3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц").
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 20 декабря 1994 г. N10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни и т.п.).
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что 11 июня 2012 года около 17 часов 00 минут на территории ***«***» между Лобановым В.В. и Дроздовым В.И. произошел разговор, переросший в конфликт, в ходе которого ответчик высказывал в адрес истца нецензурные, грубые слова и выражения.
Указанные обстоятельства в судебном заседании Лобановым В.В. не оспаривались, также подтверждаются свидетельскими показания Х.Р.Я. и Т.А.Е.
Так, указанные свидетели показали, что в июне 2012 года были свидетелями произошедшего конфликта между Дроздовым В.И. и Лобановым В.В., в процессе которого ответчик в адрес истца выражался грубой нецензурной бранью, что, по их мнению, носило оскорбительный характер для Дроздова В.И.
Суд принимает в качестве доказательств по делу показания данных свидетелей, поскольку они предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, доказательств заинтересованности их в результате рассмотрения дела, а также зависимости от истца материалы дела не содержат.
Кроме того, факт нанесения оскорблений истцу ответчиком зафиксирован в материалах проверки, проведенной сотрудниками прокуратуры Кольского района Мурманской области по заявлению Дроздова В.И., а именно: заявлением последнего от 11.06.2012, его объяснениями от 11.06.2012 и 11.07.2012, объяснениями Х.Р.Я. от 11.06.2012, объяснениями Лобанова В.В. от 20.06.2012, объяснениями А.О.И. от 11.07.2012, в которых отражены обстоятельства произошедшего события, аналогичные изложенным в судебном заседании истцом, ответчиком и свидетелями.
Доказательств опровергающих установленные судом обстоятельства ответчиком, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено, а судом не добыто.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами истца о том, что Лобанов В.В. своими действиями нанес последнему оскорбление – нарушение права на высокую внутреннюю самооценку (достоинство) и на положительное отношение к нему окружающих (честь), т.е. причинил нравственные страдания и переживания, и приходит к выводу, что в соответствии со ст. ст. 151, 1099 ГК РФ на ответчика следует возложить гражданско-правовую ответственность по возмещению причиненного Дроздову В.И. морального вреда.
Согласно пункту 2 статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Общий состав оснований ответственности за причинение морального вреда включает в себя: неправомерное, то есть противоречащее нормам объективного права действие или бездействие причинителя вреда, умаляющее принадлежащие потерпевшему нематериальные блага или создающие угрозу такого умаления; наличие причинной связи между неправомерным действием (бездействием) и моральным вредом, вина причинителя вреда, т.е. его психическое отношение к своему противоправному деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности.
При определении размера компенсации морального вреда суд в соответствии с положениями ст.1101 ГК РФ учитывает следующие обстоятельства.
В результате указанных действий Лобанова В.В. истец испытывал нравственные страдания после нанесенных оскорблений, так как негативными высказываниями ответчика были затронуты его честь и достоинство, что повлекло отрицательные эмоции: чувство беспомощности и унижения, неудобства, обиду, негодование за неуважительное отношение перед близкими и посторонними людьми, являющимися свидетелями данной ситуации
При таких обстоятельствах с ответчика в пользу истца, с учетом принципа разумности и справедливости в силу положений ст.ст.151,1101 ГК РФ подлежит взыскать компенсацию морального вреда в сумме *** рублей.
В силу п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Установлено, что истцом в связи с обращением в суд с данным исковым заявлением понесены расходы по уплате юридических услуг по составлению искового заявления в размере *** рублей. Указанная сумма подтверждена представленной квитанцией (л.д. 12). Расходы обоснованы, подтверждены документально, признаются судом необходимыми, связанными с рассмотрением дела. Поскольку исковые требования истца удовлетворены, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, данные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере *** рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 150-152, 1099, 1101 ГК РФ, 56, 88, 98, 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Дроздова В.И. к Лобанову В.В. о компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с Лобанова В.В. в пользу Дроздова В.И.денежную компенсацию морального вреда в размере *** рублей, судебные расходы по оказанию юридической помощи в размере *** рублей, в возврат государственной пошлины *** рублей, а всего *** рублей.
В удовлетворении требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере *** рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Т.К. Барабанова