Мотивированное решение изготовлено: 24.06.2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18.06.2015 Сысертский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бесовой Е.В., с участием помощника Сысертского межрайонного прокурора Гаджибалаева А.Г., представителя ответчика ЗАО «Уралсевергаз» Устюшенко А.С., представителя ответчика МУП ЖКХ «Сысертское» Гылкэ Т.М., при секретаре Мирзиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1324/2015 по иску Сысертского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ЗАО «Уралсевергаз», МУП ЖКХ «Сысертское», Администрации Сысертского городского округа о признании незаконными действий ЗАО «Уралсевергаз», выразившихся в прекращении подачи газа, возложении обязанности возобновить подачу газа, признании незаконными действий МУП ЖКХ «Сысертское» по прекращению поставки коммунальных ресурсов в виде горячего водоснабжения, возложении обязанности обеспечить горячим водоснабжением, признании незаконным бездействия Администрации Сысертского городского округа в части необеспечения населения муниципального образования горячим водоснабжением,
УСТАНОВИЛ:
Сысертский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском.
В обоснование иска указал, что в Сысертскую межрайонную прокуратуру поступила информация о том, что ЗАО «Уралсевергаз» в принудительном порядке ДД.ММ.ГГГГ произвело прекращение подачи газа на газопотребляющее оборудование котельных расположенных по адресам: <адрес>, находящихся на обслуживании МУП ЖКХ «Сысертское».
Поводом для прекращения подачи газа явилось истечение срока действия договора поставки газа, заключенного между ЗАО «Уралсевергаз» и МУП «ЖКХ «Сысертское», а также образовавшаяся у последнего задолженность за поставленный энергоресурс. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Таким образом, договор поставки газа в силу ст. 426, ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным, отказ, от заключения которого не допускается.
Вместе с тем в результате прекращения поставки газа на вышеуказанные котельные отсутствует горячее водоснабжение на 16 объектах социальной сферы и в 76 жилых домах <адрес> и <адрес>, а также не обеспечены услугой горячего водоснабжения более 200 семей. В настоящее время как со стороны ЗАО «Уралсевергаз» так и МУП ЖКХ «Сысертское» не приняты меры по заключению вышеуказанного соглашения.
МУП «ЖКХ «Сысертское» предоставляло энергетические ресурсы конечным потребителям, которыми в настоящее время являются социально - значимые объекты (больницы, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения и т.д.), а также граждане - потребители коммунальных услуг.
ЗАО «Уралсевергаз» занимает монопольное положение на рынке, МУП «ЖКХ «Сысертское», являясь потребителем газа, должно состоять в договорных отношениях с ЗАО «Уралсевергаз», как с поставщиком газа. Предприятие без использования газа не вырабатывает тепловую энергию, технологический процесс работы котельного оборудования не предусматривает иного источника энергоресурса.
Из вышеприведенного следует, что МУП «ЖКХ «Сысертское» является лишь посредником между энергоснабжающей организацией и социально значимыми объектами, а также гражданами - потребителями коммунальных услуг.
При этом среди граждан - потребителей коммунальных услуг имеются лица, которые добросовестно оплачивали и оплачивают услуги по горячему водоснабжению. Необходимо отметить, что доля добросовестных плательщиков, потребителей услуги ГВС в рассматриваемых населенных пунктах, в среднем 74%.
Имея реальную возможность решить вопрос о взыскании сумм задолженности с организации - должника в судебном порядке, ЗАО «Уралсевергаз» реализовало такой способ самозащиты своих прав, который привел к нарушению прав граждан - потребителей, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи, а также к дезорганизации работы социально - значимых объектов в <адрес> и в <адрес>.
Подобные действия поставщиков энергоресурсов справедливо расцениваются Верховным судом Российской Федерации как злоупотребление правом и доминирующим положением, что не допускается законом.
В результате незаконных действий ЗАО «Уралсевергаз» прекращена поставка коммунальной услуги по горячему водоснабжению на 16 объектах социальной сферы и в 76 жилых домах <адрес> и <адрес>, а также не обеспечены услугой горячего водоснабжения более 200 семей.
Газ является необходимым элементом технологического процесса подачи горячей воды жителям и социально значимым объектам <адрес> и <адрес>, прекращение его подачи на вышеуказанные котельные исключает возможность обеспечения горячей водой граждан, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи, создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, а также приводит к дезорганизации работы социально - значимых объектов города.
В целях организации теплоснабжения на территории <адрес> и <адрес> Администрацией Сысертского городского округа в МУП «ЖКХ «Сысертское» на праве хозяйственного ведения переданы объекты движимого и недвижимого имущества (котельные, теплотрассы и т.п.)
Из Устава МУП ЖКХ «Сысертское», утверждённого Решением Комитета по управлению имуществом Муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 следует, что целью предприятия является обеспечение бесперебойного функционирования теплового комплекса котельных, тепловых пунктов, тепловых сетей, в целях предоставления качественных коммунальных услуг потребителям.
Таким образом, МУП ЖКХ «Сысертское» не выполняется обязанность обеспечения бесперебойного функционирования теплового комплекса на переданных ей объектах коммунальной инфраструктуры.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В настоящее время Администрацией Сысертского городского округа меры к обеспечению населения горячим водоснабжением не приняты.
Полное прекращение, подачи горячего водоснабжения МУП ЖКХ «Сысертское» является незаконным, поскольку нарушает право жителей <адрес> и <адрес> на здоровье и гигиену.
Длительное прекращение ГВС влияет на эпидемиологическую безопасность среди городского населения, в соответствий с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
При этом, в том числе и со стороны органов местного самоуправления не решаются вопросы местного значения и не исполняются обязанности по обеспечению горячим водоснабжением населения городского округа.
Со стороны органов местного самоуправления Сысертского городского округа действенных и достаточных мер направленных на предотвращение прекращения поставки газа на территории <адрес> и <адрес> предпринято не было, что повлекло остановку вышеуказанных котельных и прекращение поставок горячего водоснабжения потребителям.
На основании ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление является формой осуществления народом своей власти, обеспечивает самостоятельное решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основным принципом деятельности органов местного самоуправления является обеспечение интересов населения. При этом в <адрес> и <адрес> не обеспечивается соблюдение прав населения на бесперебойное и круглосуточное горячее водоснабжение.
Надлежащим образом обязанности Администрации будут выполнены лишь в том случае, если добросовестные потребители будут получать коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. С ДД.ММ.ГГГГ коммунальная услуга по горячему водоснабжению не предоставляется.
Количество лиц, зарегистрированных в домах, обслуживаемых котельными, которые в настоящее время отключены от поставки газа, известно, вместе с тем это количество может не совпадать с числом реально проживающих и производящих оплату лиц. В этой связи однозначно определить круг добросовестных плательщиков не представляется возможным.
Прокурору просил признать незаконным действия ЗАО «Уралсевергаз», выраженные в прекращении ДД.ММ.ГГГГ подачи газа на газопотребляющее оборудование котельных расположенных по адресам: <адрес>, находящихся на обслуживании МУП ЖКХ «Сысертское».
Обязать ЗАО «Уралсевергаз» возобновить подачу газа на газопотребляющее оборудование котельных расположенных по адресам: <адрес>, находящихся на обслуживании МУП ЖКХ «Сысертское», в порядке установленном законом, а также соответствующими внутриведомственными нормативными документами.
Признать незаконными действия МУП ЖКХ «Сысертское» по прекращению
поставки коммунальных ресурсов в виде горячего водоснабжения для жителей
<адрес> и <адрес>, обязать МУП ЖКХ «Сысертское» обеспечить горячим
водоснабжением жителей и социально значимые объекты, расположенные на
территории <адрес> и <адрес>, получающим тепловую энергию от газовых
котельных, расположенных по адресам: <адрес>
Признать бездействие Администрации Сысертского городского округа в
части необеспечения населения муниципального образования горячим водоснабжением незаконным.
В соответствии со ст. 212 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации прошу суд обратить решение по п. 1 и п. 2 просительной
части к немедленному исполнению, вследствие наличия особых обстоятельств.
Прокурор в судебном заседании, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, исковые требования поддержал в полном объеме, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ЗАО «Уралсевергаз- независимая газовая компания» Устюшенко А.С., действующий на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Сысертского межрайонного прокурора к ЗАО «Уралсевергаз» не признал, представив письменный отзыв и пояснив, что сотрудники ЗАО «Уралсевергаз» ДД.ММ.ГГГГ не совершали никаких действий по прекращению подачи газа потребителю газа, поскольку они предъявили потребителю газа требования о прекращении отбора газа соответствующее закону, а потребителем газа самостоятельно были совершены фактические действия по прекращению отбора газа. Правовым основанием для предъявления ЗАО «Уралсевергаз» требования о прекращении ДД.ММ.ГГГГ отбора газа явился абз. 2 п. 2.1. договора на поставку газа, в соответствии с которым обязательство ЗАО «Уралсевергаз» по поставке газа обусловлено исполнением потребителем газа обязательства по его оплате. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ потребитель газа имел задолженность по его оплате в размере <данные изъяты> руб.: была не оплачена стоимость газа, поставленного в январе - апреле ДД.ММ.ГГГГ г. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер задолженности за поставленный газ составляет <данные изъяты> руб.: не оплачена стоимость газа, поставленного в январе - мае ДД.ММ.ГГГГ г. Потребителю газа были направлены все необходимые предупреждающие телеграммы, а именно: телеграммы от ДД.ММ.ГГГГ. Ни ЗАО «Уралсевергаз», ни потребитель газа не имели возможности обеспечить исполнение соглашения, предусмотренного п. 6. Порядка № 1. ЗАО «Уралсевергаз» как поставщик газа в принципе не осуществляет поставку горячей воды. Однако и у потребителя газа отсутствует техническая возможность обеспечить подачу данного ресурса только добросовестным абонентам. В силу технических особенностей коммунальной инфраструктуры подача горячей воды не может осуществляться «адресно» только добросовестным абонентам. Следовательно, соглашение между потребителем газа и ЗАО «Уралсевергаз», предусмотренное п. 6 Порядка № 1, в случае его заключения было бы неисполнимым. Удовлетворение требования прокурора будет противоречить положениям ч. 2 ст. 38 ГПК РФ, поскольку решение суда об обязании ЗАО «Уралсевергаз» передать газ потребителю газа будет решением о присуждении имущества в натуре лицу, которое не является истцом по настоящему делу либо лицом, в интересах которого подан иск прокурором. Судебное решение об удовлетворение требований прокурора в части возложения на ЗАО «Уралсевергаз» обязанности по возобновлению подачи газа на котельные потребителя газа будет неисполнимым и, соответственно, будет противоречить ст. 210 ГПК РФ. У ЗАО «Уралсевергаз» отсутствует газораспределительная сеть, следовательно, не имеется возможности своими силами обеспечить транспортировку газа от газораспределительных станций до газопотребляющего оборудования потребителя газа.
С учетом изложенного просил отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований Сысертского межрайонного прокурора к ЗАО «Уралсевергаз».
Представитель ответчика МУП ЖКХ «Сысертское» Гылкэ Т.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования признала в полном объеме. Суду пояснила, что подача газа на газоиспользующее оборудование котельных МУП ЖКХ «Сысертское» была прекращена ДД.ММ.ГГГГ. на основании уведомления ЗАО «Уралсевергаз» (телеграмма ДД.ММ.ГГГГ.) в связи с систематической неоплатой газа по договору №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ. МУП ЖКХ «Сысертское» в адрес ЗАО «Уралсевергаз» было направлено письмо с просьбой о пролонгации действия договора на поставку и транспортировку газа № ДД.ММ.ГГГГ. на период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в связи с необходимостью предприятия обеспечить потребителей (жителей многоквартирных домов и социально значимые объекты) коммунальной услугой - горячей водой. Ответ от ЗАО «Уралсевергаз» последовал отрицательный. По настоящее время поставка газа на котельные не возобновлена. МУП ЖКХ «Сысертское» без использования газа не вырабатывает тепловую энергию, необходимую для нагрева горячей воды. Технологический процесс работы котельного оборудования не предусматривает и иного источника энергоресурса. На ДД.ММ.ГГГГг. задолженность МУП ЖКХ «Сысертское» перед ЗАО «Уралсевергаз» за поставленный газ по договору на поставку и транспортировку газа ДД.ММ.ГГГГ. составляет <данные изъяты> руб. МУП ЖКХ «Сысертское» принимает все меры, направленные на погашение долга за газ в максимально короткий срок. МУП ЖКХ «Сысертское» по объективным причинам имеет возможность возобновить подачу горячей воды потребителям (жителям многоквартирных жилых домов и социально значимых объектов <адрес> и <адрес>) только после возобновления подачи газа ЗАО «Уралсевергаз» на газопотребляющее оборудование котельных МУП ЖКХ «Сысертское».
Представитель ответчика Администрации Сысертского городского округа в судебное заседание не явился. Были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Причина неявки неизвестна.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле и в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что в отопительный период ДД.ММ.ГГГГ годов поставка газа ЗАО «Уралсевергаз» потребителю газа МУП ЖКХ «Сысертское» осуществлялась на основании договора на поставку и транспортировку газа №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен период поставки и транспортировки газа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Поводом для прекращения подачи газа явилось истечение срока действия договора поставки газа, заключенного между ЗАО «Уралсевергаз» и МУП «ЖКХ «Сысертское», а также образовавшаяся у последнего задолженность за поставленный энергоресурс.
Статьей 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрено, что на основе договоров поставки газа потребители обязаны оплатить поставки газа. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации, пунктом 34 которых также установлено, что поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Следовательно, условием правомерности ограничения подачи газа является неоднократное нарушение сроков оплаты газа и соблюдение порядка ограничения, который установлен Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 1 "О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов" (далее - Порядок).
п. 6.2. договора на поставку и транспортировку газа №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ закреплено право Поставщика и (или) ГРО на уменьшение или полностью прекращения поставки газа Покупателю (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку.
В судебном заседании установлено, что у МУП ЖКХ «Сысертское» имеется задолженность перед ЗАО «Уралсевергаз» по оплате за поставленный газ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб., что подтверждается справкой МУП ЖКХ «Сысертское».
ЗАО «Уралсевергаз» направлялись в адрес МУП ЖКХ «Сысертское» уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, телеграмма ДД.ММ.ГГГГ о прекращении подачи газа ДД.ММ.ГГГГ в связи с систематической неоплатой газа, до полного погашения задолженности.
ДД.ММ.ГГГГ было произведено прекращение подачи газа на газопотребляющее оборудование организаций –потребителя газа о чем составлен акт №40817810604900317040 и прекращена поставка коммунальной услуги по горячему водоснабжению на 16 объектах социальной сферы и в 76 жилых домах <адрес> и <адрес>, а также не обеспечены услугой горячего водоснабжения более 200 семей.
Учитывая вышеизложенное ЗАО «Уралсевергаз» имело право прекратить поставку газа МУП ЖКХ «Сысертское» при наличии истечения срока действия договора поставки газа, заключенного между ЗАО «Уралсевергаз» и МУП «ЖКХ «Сысертское» и непогашенной задолженности по оплате, также не оспаривалось сторонами, что ЗАО «Уралсевергаз» была соблюдена процедура необходимого уведомления (предупреждения) МУП ЖКХ «Сысертское» о прекращения подачи газа в связи с неисполнением условий договора поставки газа и транспортировки газа от ДД.ММ.ГГГГ года.
Вместе с тем, согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками газа.
Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Таким образом, договор поставки газа в силу ст. 426, ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным, отказ, от заключения которого не допускается.
Согласно п. 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 1 от 05.01.1998 в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация- потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно- энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Действия энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.
В силу ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией РФ (ст. 40).
Судом установлено, что среди граждан - потребителей коммунальных услуг имеются лица, которые добросовестно оплачивали и оплачивают услуги по горячему водоснабжению, что подтверждается квитанциями МУП ЖКХ «Сысертское» за ДД.ММ.ГГГГ год ФИО10, ФИО11 и др. Доля добросовестных плательщиков, потребителей услуги ГВС в рассматриваемых населенных пунктах, составляет в среднем 74%.
В настоящее время как со стороны ЗАО «Уралсевергаз» так и МУП ЖКХ «Сысертское» не принимались меры для заключения необходимых соглашений в целях защиты интересов соответствующих потребителей независимо от того, имелась ли у таких ресурсоснабжающих организаций информация о таких потребителях.
МУП «ЖКХ «Сысертское» предоставляло энергетические ресурсы конечным потребителям, которыми в настоящее время являются социально - значимые объекты (больницы, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения и т.д.), а также граждане - потребители коммунальных услуг.
ЗАО «Уралсевергаз» занимает монопольное положение на рынке, МУП «ЖКХ «Сысертское», являясь потребителем газа, должно состоять в договорных отношениях с ЗАО «Уралсевергаз», как с поставщиком газа. Предприятие без использования газа не вырабатывает тепловую энергию, технологический процесс работы котельного оборудования не предусматривает иного источника энергоресурса.
Согласно п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
В связи с этим действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организации-потребителю, к сетям которой подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными, нарушающими, в том числе принципы, содержащиеся в ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, поэтому требования о признании незаконными действия ЗАО «Уралсевергаз», выразившиеся в прекращении ДД.ММ.ГГГГ подачи газа на газопотребляющее оборудование котельных, расположенных по адресам: <адрес>, находящихся на обслуживании МУП ЖКХ «Сысертское» и возложении обязанности на ЗАО «Уралсевергаз» возобновить подачу газа на газопотребляющее оборудование котельных, расположенных по адресам: <адрес>, находящихся на обслуживании МУП ЖКХ «Сысертское» подлежат удовлетворению.
Что касается требований в отношении Администрации Сысертского городского округа и МУП ЖКХ «Сысертское» суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится и в Уставе Сысертского городского округа, принятого Решением ФИО5 <адрес> Совета №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ.
В целях организации теплоснабжения на территории Сысертского городского округа создано МУП ЖКХ «Сысертское», которому в хозяйственное ведение переданы тепловые сети, другое имущество, необходимое для предоставления качественных коммунальных услуг.
Так в адрес Администрации Сысертского городского округа направлялись телеграммы из ЗАО «Уралсевергаз» о имеющейся задолженности у МУП ЖКХ «Сысертское» за поставку газа и об ограничении, а в дальнейшем прекращении поставки и транспортировки газа. Однако Администрацией СГО не принимались никакие меры для решения данного вопроса.
В соответствии со ст. 16. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится и в Уставе Сысертского городского округа, принятого Решением Сысертского <адрес> Совета от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Представителем Администрации Сысертского городского округа не было представлено доказательств того, что Администрация приняла все зависящие от нее меры, направленные на недопущение прекращения подачи ресурса (горячего водоснабжения) добросовестным потребителям, не обосновало невозможности погашения задолженности каким-либо иным способом, путем заключения соглашения о реструктуризации задолженности, невозможности выработки тепловой энергии (горячего водоснабжения) за счет иных источников (видов топлива), поскольку данная ситуация возникает не первый год.
Учитывая данные факты, суд считает, что требования о признании незаконным бездействие Администрации Сысертского городского округа в части необеспечения населения муниципального образования горячим водоснабжением подлежат удовлетворению.
Неисполнение МУП ЖКХ «Сысертское» обязательств по предоставлению коммунальной услуги в виде горячего водоснабжения связано с прекращением поставки газа со стороны ЗАО «Уралсевергаз» в связи с задолженностью по оплате за поставленный газ.
В судебном заседании установлено, что МУП ЖКХ «Сысертское» принимало меры по погашению задолженности по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению потребителями МУП ЖКХ «Сысертское» путем оформления исковых заявлений в суды, рассылки уведомлений и т.д., что подтверждается письмом МУП ЖКХ «Сысертское», однако принятие необходимых мер, направленных на бесперебойную подачу ресурсов (горячего водоснабжения) абонентам, в том числе и добросовестным потребителям является обязанностью, прежде всего МУП ЖКХ «Сысертское».
В целях организации теплоснабжения на территории <адрес> и <адрес> Администрацией Сысертского городского округа в МУП «ЖКХ «Сысертское» на праве хозяйственного ведения переданы объекты движимого и недвижимого имущества (котельные, теплотрассы и т.п.)
Из Устава МУП ЖКХ «Сысертское», утверждённого Решением Комитета по управлению имуществом Муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 следует, что целью предприятия является обеспечение бесперебойного функционирования теплового комплекса котельных, тепловых пунктов, тепловых сетей, в целях предоставления качественных коммунальных услуг потребителям.
Таким образом, МУП ЖКХ «Сысертское» не выполняется обязанность обеспечения бесперебойного функционирования теплового комплекса на переданных ей объектах коммунальной инфраструктуры.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что требования о признании незаконными действия МУП ЖКХ «Сысертское» по прекращению поставки коммунальных ресурсов в виде горячего водоснабжения для жителей <адрес> и <адрес> и возложении обязанности на МУП ЖКХ «Сысертское» обеспечить горячим водоснабжением жителей и социально значимые объекты, расположенные на территории <адрес> и <адрес>, получающим тепловую энергию от газовых котельных, расположенных по адресам: <адрес>, подлежат удовлетворению.
Кроме того, прокурором было заявлено ходатайство об обращении решения к немедленному исполнению в части возобновления подачи газа на газопотребляющее оборудование котельных, расположенных по адресам: <адрес>, находящихся на обслуживании МУП ЖКХ «Сысертское».
В соответствии со ст.212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Учитывая, что газ является необходимым элементом технологического процесса подачи горячей воды жителям и социально значимым объектам <адрес> и <адрес>, прекращение его подачи на газопотребляющее оборудование котельных исключает возможность обеспечения горячей водой граждан, своевременно оплачивающих услугу горячего водоснабжения, отсутствие горячего водоснабжения с учетом погодных условий в свою очередь создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, а также приводит к дезорганизации работы социально - значимых объектов города, суд считает, что ходатайство прокурора об обращении к немедленному исполнению решения в указанной части следует удовлетворить.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Сысертского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ЗАО «Уралсевергаз», МУП ЖКХ «Сысертское», Администрации Сысертского городского округа о признании незаконными действий ЗАО «Уралсевергаз», выразившихся в прекращении подачи газа, возложении обязанности возобновить подачу газа, признании незаконными действий МУП ЖКХ «Сысертское» по прекращению поставки коммунальных ресурсов в виде горячего водоснабжения, возложении обязанности обеспечить горячим водоснабжением, признании незаконным бездействия Администрации Сысертского городского округа в части необеспечения населения муниципального образования горячим водоснабжением, удовлетворить.
Признать незаконными действия ЗАО «Уралсевергаз», выразившиеся в прекращении ДД.ММ.ГГГГ подачи газа на газопотребляющее оборудование котельных, расположенных по адресам: <адрес>, находящихся на обслуживании МУП ЖКХ «Сысертское».
Обязать ЗАО «Уралсевергаз» возобновить подачу газа на газопотребляющее оборудование котельных, расположенных по адресам: <адрес>, находящихся на обслуживании МУП ЖКХ «Сысертское».
Признать незаконными действия МУП ЖКХ «Сысертское» по прекращению поставки коммунальных ресурсов в виде горячего водоснабжения для жителей <адрес> и <адрес>.
Обязать МУП ЖКХ «Сысертское» обеспечить горячим водоснабжением жителей и социально значимые объекты, расположенные на территории <адрес> и <адрес>, получающим тепловую энергию от газовых котельных, расположенных по адресам: <адрес>
Признать незаконным бездействие Администрации Сысертского городского округа в части необеспечения населения муниципального образования горячим водоснабжением.
В соответствии со ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение в части возобновления подачи газа на газопотребляющее оборудование котельных, расположенных по адресам: <адрес>, находящихся на обслуживании МУП ЖКХ «Сысертское» подлежит немедленному исполнению, вследствие наличия особых обстоятельств.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Сысертский районный суд.
Судья Е.В. Бесова