Дело № 2-2482/3-2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2013 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
при секретаре Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Филатова К. С. о признании незаконным решения Администрации Олонецкого муниципального района и понуждении обеспечить выбор земельного участка,
у с т а н о в и л:
Иск предъявлен по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ в порядке, определенном ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ, заявитель обратился в Администрацию Олонецкого муниципального национального района с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в северо-западной части кадастрового квартала <данные изъяты> Республики Карелия, <данные изъяты> района. ДД.ММ.ГГГГ Администрация Олонецкого муниципального национального района направила в адрес заявителя ответ, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>. Согласно указанному письму Администрация сообщила о том, что указанный земельный участок будет предоставляться путем организации и проведения торгов по продаже участка в соответствии с действующим законодательством. Заявитель считает указанный отказ незаконным, ссылаясь на положения ст. 31 Земельного кодекса РФ, ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ просит признать незаконным решение Администрации Олонецкого муниципального национального района, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>; обязать Администрацию Олонецкого муниципального национального района обеспечить выбор земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. для ведения садоводства из земель сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале <данные изъяты> Республики Карелия, Олонецкого муниципального национального района, в соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заявитель Филатов К.С. заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснил, что уже неоднократно обращался с аналогичными заявлениями в отношении испрашиваемого участка, но каждый раз получал отказ с указанием на проведение аукциона.
Представитель заинтересованного лица Администрации Олонецкого муниципального национального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении настоящего дела в свое отсутствие. В письменном отзыве Администрация возражала против удовлетворения заявленных требований.
Заслушав пояснения заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в порядке, определенном ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) заявитель обратился в Администрацию Олонецкого муниципального национального района с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в северо-западной части кадастрового квартала <данные изъяты> Республики Карелия, Олонецкого муниципального национального района.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация Олонецкого муниципального национального района (далее – Администрация) направила в адрес заявителя ответ, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>. Согласно указанному письму Администрация сообщила о том, что указанный земельный участок будет предоставляться путем организации и проведения торгов по продаже участка в соответствии с действующим законодательством. Ранее, заявитель обращался в Администрацию с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании схемы расположения этого же земельного участка, Администрацией был дан ответ ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> о том, что участок будет выставлен на торги. На заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в аренду, Администрацией снова был дан ответ ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> о том, что участок будет выставлен на торги. Схема испрашиваемого участка, приложенная к заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ идентична схеме, приложенной к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено Администрацией в своем отзыве.
В представленном суду письменном отзыве Администрация обосновывает свои действия тем, что ранее, в письме заявителю от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> Администрация уже приняла решение о проведении торгов в отношении земельного участка, оснований для отмены такого решения не имеется. Кроме того указывают, что предоставление земельного участка для ведения садоводства не предполагает предоставление такого участка в порядке ст. 31 ЗК РФ, так как выдача разрешения на строительство в случае строительства на таком участке не требуется. Так как садоводство предполагает выращивание плодовых, овощных, бахчевых и иных сельскохозяйственных культур и картофеля, что является, по мнению Администрации, сельскохозяйственным производством, то согласно п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения такого объекта не проводится. Так же указывают, что предоставление земельных участков для садоводства возможно только в пределах зон, предназначенных для предоставления из фонда перераспределения для некоммерческих организаций. Ведение садоводства в индивидуальном порядке не запрещено, но это, по мнению Администрации, не касается предоставления земельных участков.
Отказ в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта препятствует предоставлению испрашиваемого участка в аренду заявителю.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст. 258 ГПК РФ).
Согласно п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В силу п.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Согласно ч.2 ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается ЗК РФ, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Так как использование садового участка не исключает осуществление на нем строительства, то предоставление такого участка должно осуществляться в соответствии со ст.ст. 30, 31 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства. Довод Администрации о том, что земельные участки для ведения садоводства относятся к земельным участкам, предоставляемым для нужд сельскохозяйственного производства суд находит необоснованным. Так в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Законом Республики Карелия от 24.11.2006 № 1030-ЗРК «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства на территории Республики Карелия» сельскохозяйственное производство – это комплекс мероприятий, основанных на использовании природных, земельных, трудовых, производственных, материально-технических ресурсов, посредством которых обеспечивается производство сельскохозяйственной продукции и сырья; сельскохозяйственные товаропроизводители – это организации, индивидуальные предприниматели, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, признанные сельскохозяйственными товаропроизводителями на основании федерального законодательства, финансовое обеспечение государственной поддержки которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Карелия. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также организации, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию и имеющие свои подсобные хозяйства, финансовое обеспечение государственной поддержки которых осуществляется из бюджета Республики Карелия. При таких обстоятельствах отнесение к сельскохозяйственному производству участков для ведения садоводства является необоснованным.
Довод Администрации о том, что предоставление земельных участков для садоводства возможно только в пределах зон, предназначенных для предоставления из фонда перераспределения для некоммерческих организаций, а ведение садоводства в индивидуальном порядке не запрещено, но это, по мнению Администрации, не касается предоставления земельных участков, суд также находит необоснованным. В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане вправе вести садоводство, огородничество и дачное хозяйство в индивидуальном порядке, таким образом, вправе подавать заявление о предоставлении земельного участка для указанных целей в общем порядке, установленном ЗК РФ. Действующее законодательство не ограничивает возможность предоставления гражданину земельного участка для ведения садоводства индивидуально. Кроме того, указанный участок испрашивается из состава земель сельскохозяйственного назначения, что не противоречит требованиям ЗК РФ и Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ. Доказательств невозможности формирования в испрашиваемом месте земельного участка для ведения садоводства Администрацией не представлено.
Порядок предоставления земельных участков для строительства, в т.ч. для садоводства, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен положениями ст.ст. 30-32 ЗК РФ.
Согласно п.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Положениями п.4 ст.30 ЗК РФ, определяющими порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, в качестве одного из этапов предоставления земельного участка предусмотрено проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка. При этом решение о проведении торгов принимается в отношении сформированного земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.
Между тем, процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, установленная п.5 ст.30 ЗК РФ, возможности проведения торгов не предусматривает. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Однако, доказательств того, что в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение о проведении торгов в порядке определенном п. 4 ст.30 ЗК РФ или Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 года № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» Администрацией не представлено, в том числе по запросу суда.
Действительно, п.1.2 ст.30 ЗК РФ предусматривает, что органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. Между тем, на территории Олонецкого муниципального национального района такой акт не принят, Администрацией суду не представлен.
В материалы дела заявителем представлено Решение Олонецкого районного совета от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> «Об утверждении Порядка управления и распоряжения земельными участками на территории Олонецкого национального муниципального района». Однако и указанное Решение не содержит указания на предоставление участков для ведения садоводства посредством проведения торгов. Иных доказательств обоснованности принятого Администрацией решения суду не представлено.
С учетом изложенных обстоятельств, правовых оснований для принятия решения о проведении торгов в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка в рассматриваемой ситуации у органа местного самоуправления не имелось. При таких обстоятельствах требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 98 ГК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198, 257, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Филатова К. С. о признании незаконным решения Администрации Олонецкого муниципального района и понуждении обеспечить выбор земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации Олонецкого национального муниципального района, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>.
Обязать Администрацию Олонецкого национального муниципального района обеспечить выбор земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., для ведения садоводства из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в кадастровом квартале <данные изъяты> Олонецкого национального муниципального района в соответствии с заявлением Филатова К. С. от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Администрации Олонецкого национального муниципального района в пользу Филатова К. С. государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Б. Малова
Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2013 года.