Судья: Базылева Т.А. Дело <данные изъяты>а-28020/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам М. областного суда в составе:
в составе: председательствующего Курлаевой И.В.,
судей Редченко Е.В., Цыцаркиной С.И.,
при помощнике судьи Харламове К.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 октября 2020 года апелляционную жалобу Борисова Е. В. на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 17 марта 2020 года по делу по административному иску ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области к Борисову Е. В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени.
Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В.,
установила:
ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области обратилась в суд с административным иском к Борисову Е.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год в сумме 12 354,00 руб. и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 180,57 руб.
Заявленные требования мотивировала тем, что в налоговый период 2017 года Борисов Е.В., как собственник транспортных средств, являлся плательщиком транспортного налога. Через личный кабинет налогоплательщика ответчику направлялось налоговое уведомление, затем требование об уплате недоимки и пени; налоговая обязанность в заявленном в иске объеме до настоящего времени не исполнена.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 17 марта 2020 года требования налогового органа удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Борисов Е.В. просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 1 ст. 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно сведениям, поступившим в налоговый орган из органа ГИБДД, в 2017 году на имя Борисова Е.В. были зарегистрированы транспортные средства: автомобиль «ВАЗ 21080» гос.рег.знак К 174 СВ 90, мощность двигателя 63 л/с (период владения – 12 месяцев в течение календарного года); автомобиль <данные изъяты>, мощность двигателя 120 л/с (период владения – 12 месяцев в течение календарного года); автомобиль <данные изъяты>, мощность двигателя 156 л/с (период владения – 12 месяцев в течение календарного года).
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом объектом налогообложения (ст. 358 НК РФ) признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 363 Кодекса установлено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Согласно статье 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Одновременно законодатель установил, что налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ст. 52 НК РФ).
В соответствии со статьей 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что налоговым органом было сформировано и направлено Борисову Е.В. через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление № 53440660 от 19.08.2018 года о необходимости уплаты в срок до 03.12.2018 года транспортного налога за 2017 год.
Поскольку уплаты налога не последовало, налоговый орган направил через личный кабинет налогоплательщика ответчику требование № 3458 по состоянию на 30.01.2019 года об уплате в срок до 19.03.2019 года недоимки и пени.
Обязанность по уплате транспортного налога в заявленном в иске объеме Борисовым Е.В. не исполнена; расчет недоимки административным ответчиком не опровергнут.
Выданный мировым судьей 06.09.2019 года судебный приказ о взыскании недоимки и пени отменен 30.09.2019 года в связи с поступившими от ответчика возражениями.
В силу ч. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований налогового органа о взыскании с Борисова Е.В. недоимки по налогам и пени в заявленной в административном иске сумме.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения как основанного на материалах дела и требованиях закона.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта.
Так, является несостоятельным довод апеллянта о том, что в его адрес налоговым органом не направлялись налоговое уведомление и требование.
Как следует из материалов дела, налоговое уведомление об уплате налога за 2017 год и требование были направлены административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика, соответственно с учетом положений п. 4 ст. 52 НК РФ получены ответчиком не позднее даты размещения указанных документов в личном кабинете.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административным истцом не представлено доказательств на материальном носителе, подтверждающем факт обращения ответчика с заявлением об открытии личного кабинета, судебной коллегией отклоняются.
Согласно п. 1 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 указанной выше статьи Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 6 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@, в личном кабинете налогоплательщика размещаются, в числе прочего, документы (информация), сведения о подлежащих уплате физическим лицом суммах налога, пеней, штрафов, процентов, обязанность по исчислению которых возложена на налоговые органы; иные документы (информация), сведения налоговых органов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и используемых налоговыми органами для реализации своих прав и обязанностей, установленных Кодексом.
Также судебная коллегия отмечает, что в соответствии с п. 8 Порядка получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием: логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком; усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица; идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА). При этом, авторизация с помощью учетной записи ЕСИА осуществляется при наличии предварительного подтверждения достоверности и полноты введенной информации для завершения регистрации физического лица в регистре физических лиц ЕСИА с условием подтверждения личности одним из следующих способов: путем подписания введенной информации усиленной квалификационной электронной подписью; с использованием кода активации в ЕСИА.
С учетом приведенных выше положений Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, для открытия кабинета необходимо заполнение соответствующих форм на сайте ФНС России или на сайте «Госуслуги» в сети Интернет и при личном участии налогоплательщика, в связи с чем Борисов Е.В. не мог не знать об открытом на его имя личном кабинете налогоплательщика. При этом, каких либо письменных заявлений для открытия личного кабинета не требуется.
В силу пункта 15.1 Порядка доступ к личному кабинету налогоплательщика прекращается в случае выбора физическим лицом в личном кабинете налогоплательщика опции "отказаться от пользования личным кабинетом налогоплательщика".
Из материалов дела следует, что на имя административного ответчика был открыт личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России в сети "Интернет", на момент направления уведомления за 2017 год и выставления требований ответчик от пользования личным кабинетом не отказался. Доказательств обратного, ни в суд первой, ни апелляционной инстанции ответчиком представлено не было.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении.
Предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для изменения решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 17 марта 2020 года оставит без изменения, апелляционную жалобу Борисова Е.В. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи