Дело № 2-658/2019
УИД 26RS0024-01-2019-000768-92
Мотивированное решение
составлено 19.04.2019г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 апреля 2019 года г. Невинномысск
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Рахманиной Р.П.
при секретаре судебного заседания Казаченко И.Н.,
с участием истца Камышовой С.С., ее представителя - адвоката Лобановой Н.А.,
представителя ответчика – Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Невинномысску Ставропольского края Гурнаковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Камышовой Светланы Сергеевны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ по г.Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) об установлении юридического факта проживания, о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности включения периода проживания в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Камышова С.С. обратилась в ГУ УПФ РФ по г. Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствие со ст. 34 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением ГУ-УПФ РФ по г.Невинномысску Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ. Камышовой С.С. в назначении страховой пенсии по старости отказано.
Камышова С.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ по г.Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) об установлении юридического факта проживания в период с 27.09.1985г. по 06.08.1990г. в поселке городского типа Десна Козелецкого района Черниговской области Украины, территория которого в соответствии с Перечнем населенных пунктов отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, об обязании включения в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода проживания с 27.09.1985г. по 06.08.1990г. в поселке городского типа Десна Козелецкого района Черниговской области Украины, территория которого в соответствие с Перечнем населенных пунктов отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Исковые требования Камышова С.С. мотивировала тем, что в июне 2017г. она обратилась в ГУ УПФ по СК в г. Ставрополь с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствие с со ст. 34 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Указанное заявление было удовлетворено, ею был получен ответ от 13.07.2017г. №07-15/1345-К, в котором указано, что документально подтвержден период проживания в зоне, который дает право на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на указанную пенсию на два года при наличии страхового стража не менее 10 лет и величины ИПК равной 16,20 (с учетом переходных положений, предусмотренных ст. 35 Закона №400-ФЗ при назначении пенсии в 2019г.).
Решением ГУ-УПФ РФ по г. Невинномысску Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ. Камышовой С.С. в назначении страховой пенсии по старости отказано со ссылкой, что законодательством РФ не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами Украины, Республики Беларусь и других государств и подтверждающих право на льготы, предусмотренные законодательством этих государств. Для определения права на пенсию она представила справки № от ДД.ММ.ГГГГ., № ДД.ММ.ГГГГ выданные исполнительным комитетом Деснянского поселкового совета народных депутатов Козелецкого района Черниговской области Украинской ССР в которой содержатся сведения о проживании Камышовой С.С. в период с 27.09.1985г. по 06.08.1990 года в поселке городского типа Десна Козелецкого района Черниговской области Украины, который относится к зоне усиленного контроля (в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом), при этом принять представленные справки и назначить пенсию по старости в соответствие со ст. 34 указанного закона не представляется возможным. Считает вынесенное решение необоснованным и незаконным. Согласно записям в ее трудовой книжке она зачислена на период с 14.07.1986г. по 15.09.1986г. на работу вышивальщицей-надомницей вручную третьего разряда. На основании выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. она была принята на должность санитарки мойщицы в Аптеку №119 Козелецкого района. Согласно справке №, выданной ДД.ММ.ГГГГ. она постоянно проживала в п.г.т. Десна Козелецкого района в период с 27.09.1985г. по 06.08.1990г., территория которого с 26.04.1986г. в соответствие с Перечнем населенных пунктов, отнесена к зонам радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 23.07.1991г. №106, отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Отказывая во включении указанного периода в льготный стаж, ответчик сослался на то обстоятельство, что законодательством РФ не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами Украины, Республики Беларусь и других государств и подтверждающих право на льготы, предусмотренные законодательством этих государств. При этом согласно ч.2 ст.6 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992г. для установления прав на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления настоящего Соглашения, то есть учитывается стаж, приобретенный на Украине и других странах СНГ до 13.03.1992г.
Таким образом, период проживания с 27.09.1985г. по 06.08.1990г. подлежит включению в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на указанную пенсию на два года.
В судебном заседании Камышова С.С. заявленные требования поддержала, ссылаясь на доводы изложенные в исковом заявлении.
Представитель истца– адвокат Лобанова Н.А. в судебном заседании исковые требования Камышовой С.С. поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ по г. Невинномысску Ставропольского края Гурнакова М.И. исковые требования не признала, ссылаясь на доводы изложенные в возражениях. Считает, в соответствие со ст. 49 Закона №1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС и участникам ликвидации ее последствий, переселившихся с территории Украины, республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим законом. При этом пенсии, назначаемые в соответствии с законодательством РФ по своей природе не являются мерами социальной поддержки.
Выслушав стороны, опросив свидетелей ФИО1, ФИО2 ФИО3 исследовав материалы дела, обозрев материалы выплатного пенсионного дела Камышовой С.С. суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 13 вышеуказанного Закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, отнесены, в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8).
Пенсионное обеспечение указанных категорий граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в силу ст. 5 которого, одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению является пенсия по старости, которая назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно пп. 7 п. 1, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Статьей 8 ФЗ РФ "О страховых пенсиях" регламентировано, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ст. 34 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в п.п. 3, 5 - 10 п. 1 указанной статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного ФЗ «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно ст. 7 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. N1244-1 действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Согласно ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии со ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Судом установлено, что решением ГУ-УПФ РФ по г. Невинномысску Ставропольского края №№ от ДД.ММ.ГГГГ. Камышовой С.С. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствие со ст.34 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно данного решения Камышова С.С. для определения права на пенсию представила справки № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ., выданные исполнительным комитетом Деснянского поселкового совета народных депутатов Козелецкого района Черниговской области Украинской ССР, в которой содержатся сведения о проживании Камышовой С.С. в период с 27.09.1985г. по 06.08.1990 года в поселке городского типа Десна Козелецкого района Черниговской области Украины, который относится к зоне усиленного контроля (в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом). Со ссылкой, что законодательством РФ не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами Украины, Республики Беларусь и других государств и подтверждающих право на льготы, предусмотренные законодательством этих государств, в связи с чем, принять представленные справки и назначить пенсию по старости в соответствие со ст. 34 указанного закона не представляется возможным.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно представленной истцом в обосновании заявленных исковых требований справки № от ДД.ММ.ГГГГ., выданной исполнительным комитетом Деснянского поселкового совета народных депутатов Козелецкого района Черниговской области Украины Камышова С.С. проживала в п.г.т. Десна Козелецкого района Черниговской области с 27.09.1985г. по 06.08.1990г. Согласно Постановления Кабинета Министров Украины от 23.07.1994г. №106 данный населенный пункт относится к четвертой зоне (л.д.19).
Кроме того, Справкой № от ДД.ММ.ГГГГ., выданной Деснянского поселкового совета народных депутатов Козелецкого района Черниговской области Украины подтверждено проживание Камышовой С.С. на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля с 06.01.1986г. по 06.08.1990г. в п.г.т. Десна Козелецкого района Черниговской области (л.д.20).
Факт проживания Камышовой С.С. в указанный период в п.г.т. Десна Козелецкого района Черниговской области также подтверждается записями в ее трудовой книжке.
В соответствии со статьей 66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника.
Согласно записям в трудовой книжке Камышова С.С. приказом №35 от 14.07.1986г. зачислена на работу вышивальщицей-надомницей вручную третьего разряда. Приказом №65 от 29.09.1986г. Камышова С.С. уволена по ст.38 КЗоТ УССР.
Кроме того, согласно представленных выписок из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ Камышова С.С. в период с 01.08.1987г. по 25.11.1987г. работала в должности санитарки- мойщицы в Аптеке №119 Козелецкого района.
Опрошенный в качестве свидетеля ФИО1 в судебном заседании пояснил, что он с 1984г. состоял в браке с Камышовой С.С., после окончания военного училища в 1985г. по распределению был направлен и по 1990г. находился в п.г.т. Десна Козелецкого района Черниговской области Украины. С ним была его супруга Камышова С.С., там же родились двое их детей. В личном деле военнослужащего не раскрывается нахождение воинских частей, эти данные были отнесены к 4 категории, долгое время воинская часть считалась в составе СССР, в 1992г. был переведен. Супруга работала санитаркой, надомной работницей, в 1988г. работала воспитателем в детском саду, в течении данного периода они проживали вместе, одной спемьей, с территории п.г.т. Десна выезжали только в отпуск.
Опрошенные в качестве свидетелей ФИО2., ФИО3. пояснили, что в период с 1985г. по 1990г. супруги Камышовы проживали в п.г.т. Десна Козелецкого района Черниговской области. Они проживали рядом с ними, дружили семьями. Камышова С.С. постоянно проживала с мужем, в период нахождения в декрете не работала, затем работала воспитателем в детском саду, из поселка не выезжала.
Суд приходит к выводу о доказанности факта проживания Камышовой С.С. в юридически значимый период с 27.09.1985г. по 06.08.1990г. в поселке городского типа Десна Козелецкого района Черниговской области Украины, территория которого в соответствие с Перечнем населенных пунктов отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем, истец имеет право на досрочное назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию.
При этом, ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 прямо гарантирует гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию РФ для постоянного проживания, в полном объеме меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Таким образом, с учетом изложенного, решение ГУ-УПФ РФ об отказе в назначении пенсии по старости Камышовой С.С. следует признать незаконным.
При этом со стороны ответчика ГУ - УПФ РФ по г. Невинномысску СК при рассмотрении дела в суде доказательств, опровергающих указанные доводы истца не представлено.
Следовательно, вышеуказанный период проживания с 27.09.1985г. по 06.08.1990г. в п.г.т. Десна Козелецкого района Черниговской области Украины, территория которого в соответствие с Перечнем населенных пунктов отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Руководствуясь изложенным, ст. ст. 39, 55 Конституции РФ, Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ РФ от 17.12.2001 №173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст. 193-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Камышовой Светланы Сергеевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) – удовлетворить.
Установить факт проживания Камышовой Светланы Сергеевны в период с 27.09.1985года по 06.09.1990года в поселке городского типа Десна Козелецкого района Черниговской области Украины, территория которого в соответствие с Перечнем населенных пунктов отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Признать решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении Камышовой Светлане Сергеевне пенсии по старости незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости период проживания с 27.09.1985года по 06.09.1990года в поселке городского типа Десна Козелецкого района Черниговской области Украины, территория которого в соответствие с Перечнем населенных пунктов отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение одного месяца момента изготовления в мотивированном виде.
Судья Р.П. Рахманина