Дело № 2-1885/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2019 года г.Уфа
Орджоникидзевский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Чирухиной Е.В.
при секретаре Юсуповой Р.М.,
с участием представителя истца Андреева Ю.В., действующего на основании доверенности от 26.06.2018, зарегистрированной в реестре за №,
представителя ответчика Администрации городского округа город Уфа РБ и представителя 3 лица – УЗиО Администрации городского округа город Уфа РБ – Батюкиной Ю.Ю., действующей на основании доверенности от 29.11.2018 № и от 22.04.2019 № Д-51 соответственно,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нигмадьянова Д.М. к Администрации городского округа город Уфа РБ о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности
у с т а н о в и л:
Нигмадьянов Д.М. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа РБ о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 494 кв.м. по адресу: <адрес> силу приобретательной давности. В обосновании иска указав, что Нигмадьянов Д.М., вместе со своей семьей с сентября 2003 года проживает в индивидуальном жилом доме площадью 37,5 кв.м на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 494 кв.м, находящемся по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский <адрес>.
Данный дом принадлежит истцу на основании договоров купли-продажи, о чем имеются записи о государственной регистрации права в Управлении Росреестра по РБ за №№ от 28.08.2003 и №№ от 29.08.2011.
В августе 2003 года, вышеуказанное домовладение было приобретено отцом и дядей заявителя - Нигмадьянов Д.М. и Нигмадьянов Д.М. соответственно у Кононова В.Д., который оформил его на основании свидетельства о праве на наследство по закону. В настоящее время заявителем осуществляются затраты по содержанию этого жилого дома также за счет собственных средств.
Земельный участок, на котором располагается дом истца, ранее был предоставлен Кононову В.Д. администрацией городского округа город Уфа РБ по договору аренды № от 26.12.2002 на основании постановления главы администрации г. Уфы № от 29.11.2002.
Согласно выписке от 23.03.2017 из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером № площадью 494 кв.м., данный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, его разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, ограничения прав и обременение объекта недвижимости: отсутствует. Кадастровый номер данному участку был присвоен 27.12.2002 и каких-либо претензий о нарушении по использованию истцом земельного участка, как со стороны Администрации ГО г.Уфа, так и со стороны третьих лиц в его адрес не поступало.
В июле 2018 года истец обратился в Администрацию ГО г. Уфа РБ с просьбой предоставить ему, используемый земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> собственность бесплатно либо за плату.
В ответ Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ направило письмо №Н-10186 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что испрашиваемый участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы и отказывает в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Данный ответ Администрации г. Уфа в лице УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ нарушает право истца на приобретение/оформление используемого им земельного участка в собственность. Истец полагает необоснованным тот факт, что земельный участок находится на территории второго пояса санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы.
Кроме того, до момента покупки истцом данного объекта недвижимости им владел и пользовался предыдущий собственник, который осуществлял свои права почти с начала основания объекта, а именно с 1955 года согласно справке ГУП БТИ РБ от 21.07.2015.
За все время аренды земельного участка с кадастровым номером № с 2002 года до настоящего момента, включая время пользования предыдущим арендатором и владельцем объектов недвижимости на данном участке, истцом указанный земельный участок использовался исключительно в тех целях, которые были определены при постановке его на кадастровый учет в 2002 году: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек. Тот факт, что предыдущий владелец оспариваемого участка оформил свои права владения путем заключения только лишь договора аренды в 2002 году не указывает на то, что как он, так и в настоящее время Нигмадьянов Д.М. не вправе был воспользоваться своими правами собственника в силу давности владения земельным участком с кадастровым номером №
Законодательством прямо указано, что лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является (п.3 ст.234 ГК РФ). На земельном участке с кадастровым номером №, площадью 494 кв.м., расположен жилой <адрес> года постройки, принадлежащий Нигмадьянову Д.М., считает, что как пользователь указанного земельного участка истец имеет право на оформление в собственность данного участка в судебном порядке, пользуясь тем, что Нигмадьянов Д.М. добросовестно, открыто и непрерывно владеет указанным земельным участком более чем 15 лет (в том числе учитывая пользование данным участком предыдущими владельцами).
Определением суда от 11.04.2019 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ.
Истец Нигмадьянов Д.М. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Суд в соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель истца в судебном заседании исковое заявление поддержал, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердил, просил удовлетворить требования истца.
Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа РБ и представитель третьего лица Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ Батюкина Ю.Ю. в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в отзыве. Такжепояснила, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Выслушав объяснения сторон, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Как следует из ст.36 Конституции Российской Федерации, граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ч. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В соответствии ч. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности (ч. 1 ст. 18 ЗК РФ).
В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности (ч. 1 ст. 19 ЗК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 15 ЗК РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу п.1 ст.26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9,10 и 11 настоящего Кодекса.
Всилу ч.1 ст.39.1 ЗК РФ земельныеучастки, находящиеся в государственной или муниципальнойсобственности, предоставляются на основаниирешенияоргана государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельногоучасткавсобственностьбесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставленияземельногоучасткавсобственностьза плату; договоры аренды в случае предоставленияземельногоучасткаваренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставленияземельногоучасткавбезвозмездное пользование.
Согласно ст.39.2 ЗК РФ предоставлениеземельныхучастков, находящихся в государственной или муниципальнойсобственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее – уполномоченный орган).
Судом установлено, что на жилой <адрес>, расположенный по адресу <адрес>, заведена домовая книга в 1957 году.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07.08.2002 года серия 02-УФ № Кононов В.Д. являлся собственником жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, Орджоникидзевский <адрес>.
Спорный земельный участок площадью 0,0494 га постановлением главы администрации городского округа город Уфа РБ от 29.11.2002 № был предоставлен Кононову В.Д. в аренду на 10 лет для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек. Срок аренды был установлен до 29.11.2012.
08 августа 2003 года между Миргалиевой Л.Х, действующей за Кононова В.Д. и Нигмадьяновым М.Х., действующим за несовершеннолетних Нигмадьянову А.М., Нигмадьянова Д.М. заключен договор купли продажи домовладения находящегося по адресу <адрес>.
05 августа 2011 года между Нигмадьяновой А.М. и Нигмадьяновым Д.М. заключен договор купли продажи 1/2 жилого дома находящегося по адресу <адрес>.
Согласно записи о государственной регистрации права в Управлении Росреестра по РБ за № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ Нигмадьянова Д.М. является собственником дома, расположенного по адресу <адрес>.
Согласно выписке от ДД.ММ.ГГГГ из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 02:55:030209:5, площадью 494 кв.м., данный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, его разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, ограничения прав и обременение объекта недвижимости: отсутствует. Кадастровый номер данному участку был присвоен ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в 2018 года обратился в Администрацию ГО <адрес> РБ с заявлением о предоставлении ему, используемого земельного участка с кадастровым номером 02:55:030209:5, расположенного по адресу: <адрес> собственность.
В письме №Н-10186 от 16.08.2018 Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ указано, что испрашиваемый участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы и в предоставлении испрашиваемого земельного участка отказано.
Согласно ответа 13-24/296 от 22.04.2019 на запрос суда МУП «Уфаводоканал» сообщил, что земельный участок в кадастровом квартале 02:55:030209 находится на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы.
Границы зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (водозаборов) определены проектом «Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы», разработанным институтом «Коммунводоканалпроект» в 1994 году по заказу МУП «Уфаводоканал». Проект утвержден Распоряжением Министров Республики Башкортостан № от 24.07.1995 года. Параметры зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы учтены в проекте водоохранных зон г.Уфы, разработанным институтом Нефтехимпереработки РБ. Проект водоохранных зон рек и водоемов на территории г. Уфы утвержден постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от 21.08.2008.
Законность Распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан № от 24.07.1995 была предметом судебных разбирательств. Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан по делу № от 12.11.2013 было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным указанного Распоряжения. Апелляционным определением Верховного суда РФ по делу №-АПГ18-11 от 05.07.2018 было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным данного Распоряжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 234 Гражданского кодекса РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитойправасобственностии других вещныхправ" при разрешении споровв отношенииземельныхучастков, находящихся в государственной или муниципальнойсобственности, следует учитывать, что они приобретаютсявсобственностьвпорядке, установленномземельным законодательством.
Таким образом, возможность приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной собственности, в порядке приобретательной давности законом не предусмотрена.
Сам по себе факт длительного пользования земельным участком, как указано в иске, не может повлечь за собой применение приобретательной давности в целях приобретения права собственности на земельный участок.
Как разъяснено в п. 15 вышеуказаного Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав": при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине ст.234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за Нигмадьяновым Д.М. права собственности на спорный земельный участок в силу приобретательной давности, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Нигмадьянова Д.М. к Администрации городского округа город Уфа РБ о признании права собственности на земельный участок с кадастровым №, площадью 494 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в силу приобретательной давности, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Чирухина