РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 сентября 2016 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего - судьи Перцевой Ю.В.,
с участием помощника прокурора г. Жигулевск Димахина Д.П.,
истца Ерошкиной Е.А.,
представителя ответчика администрации г.о.Жигулевск – Семеновой С.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Славновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1705/2016 по иску прокурора города Жигулевск в интересах Ерошкиной Е. А. к администрации городского округа Жигулевск о предоставлении жилого помещения по договору найма из специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Жигулевск, действуя в интересах Ерошкиной Е.А., обратился в суд с указанным выше иском, требуя обязать администрацию г.о. Жигулевск предоставить Ерошкиной Е.А. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи 1 человек.
Согласно доводам иска, Ерошкина Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте: мать Ерошкина Е.А. лишена родительских на основании решения Жигулевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец Е.А.В. лишен родительских прав на основании решения Жигулевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ № над Ерошкиной Е.А установлена опека.
Постановлением администрации г. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ №а Ерошкина Е.А. включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда составом семьи 1 человек с ДД.ММ.ГГГГ.
В исковом заявлении прокурор указывает, что специализированный жилищный фонд в администрации г.о. Жигулевск отсутствует, субвенции из областного бюджета не поступили. Орган местного самоуправления в лице администрации г.о. Жигулевск, обязан был предоставить Ерошкиной Е.А по прекращении опеки вне очереди, по договору найма жилое помещение из специализированного жилого фонда, однако до настоящего времени этого не сделано, чем нарушены права Ерошкиной Е.А.
Обращение прокурора в суд с иском в защиту нарушенных социальных прав и интересов Ерошкиной Е.А. обусловлено тем, что она относится к категории социально не защищенных граждан, не обладает знаниями необходимого уровня, а также находится в тяжелом материальном положении, в связи с чем, не имеет возможности обратиться за квалифицированной юридической помощью.
В судебном заседании помощник прокурор г.о. Жигулевск Димахин Д.П. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, на требованиях настаивал, просил их удовлетворить.
Истец Ерошкина Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации г.о. Жигулевск Семенова С.С. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что Ерошкина Е.А включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда с ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ порядковый номер Ерошкиной Е.А. в списке «18». В настоящее время правом на обеспечение жильем обладают 17 ребенка-сироты, включенных в список ранее истца. Таким образом, при удовлетворении исковых требований, будут нарушены права указанных лиц, включенных в список ранее.
В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области № 135-ГД от 28.12.2012 года формирование специализированного жилищного фонда для предоставления детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Свободных помещений муниципального жилищного фонда у администрации г.о. Жигулевск не имеется. Таким образом, указанные государственные полномочия могут быть реализованы исключительно за счет средств областного бюджета. Таким образом, считает, что на органы государственной власти должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора № муниципальному образованию г.о.Жигулевск перечислены субвенции из федерального и областного бюджетов на исполнение государственных полномочий Самарской области по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам, достаточных на приобретение 8 жилых помещений.
Правового обоснования позиции прокурора о том, что администрация г.о.Жигулевска имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по мнению ответчика, не представлено.
Внеочередное обеспечение детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с судебными актами законодательством, а также государственной программой «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года» не предусмотрено. В связи с этим ответчик считает, что обеспечение истца жилым помещением на основании решения суда будет являться нецелевым использованием бюджетных средств.
На основании изложенного просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, в судебное заседание не явился. До начала судебного заседания от представителя третьего лица по доверенности П.А.В. поступил отзыв на исковое заявление, в котором просил дело рассмотреть без его участия.
В отзыве указал, что с ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в ином порядке, законодатель отменил существовавший ранее порядок внеочередного бессрочного предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан.
В соответствии со ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД право на обеспечение жилыми помещениями возникает с момента подачи соответствующего заявления и сохраняется до фактического обеспечения жилым помещением. Указанным Законом предусмотрено формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который формируется в порядке очередности в зависимости от времени подачи заявления.
Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, рассчитывается в соответствии с прилагаемой к Закону Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД методикой и предоставляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год пропорционально потребности муниципального образования и при условии предоставления не менее одного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в максимальном количестве муниципальных образований Самарской области. Объем субвенций формируется, в том числе, за счет поступающих в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета.
Согласно приложению 2 к Государственной программе Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684, на 2014-2020 годы запланировано предоставление органам местного самоуправления 4 580731 873 руб. субвенций (из них - 4 273605 984 руб. за счет средств областного бюджета) для удовлетворения потребности в обеспечении жильем 4 463 детей-сирот. В 2016 году органам местного самоуправления Самарской области на указанные цели запланировано выделение 502643 800 рублей, что достаточно для обеспечения жилыми помещениями 466 детей-сирот.
Вместе с тем, органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Представитель третьего лица ссылается на то, что действующим законодательством не предусмотрено немедленное обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обеспечение осуществляется по мере поступления средств и согласно списку очередности.
Однако, учитывая, что судебные акты исполняются в первоочередном порядке, решение суда об обеспечении одного из включенных в список жилым помещением вне очереди фактически перемещает заявление истца наверх списка.
По мнению представителя третьего лица, перемещение в начало списка заявления одного из лиц указанной категории и, соответственно, обеспечение его жилым помещением во внеочередном порядке будет являться не только формальным нарушением положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ и вышеупомянутой части 5 статьи 4 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД о формировании списка в порядке очередности, но и повлечет нарушение прав на жилище других детей-сирот, включенных в список ранее.
В связи с чем, в удовлетворении исковых требованиях представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области просит отказать, поскольку Ерошкина Е.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, и будет обеспечена жилым помещением в установленном порядке.
Выслушав представителей сторон, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что Ерошкина Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Ее мать Ерошкина Е.А. лишена родительских на основании решения Жигулевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец Е.А.В. лишен родительских прав на основании решения Жигулевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ № над Ерошкиной Е.А установлена опека.
Постановлением администрации г. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ № Ерошкина Е.А. включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда составом семьи 1 человек с ДД.ММ.ГГГГ.
Ерошкина Е.А. постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени, указанное жилое помещение на праве собственности принадлежало ранее установленному опекуну-. Т.В.С., а в последующем Т.А.О.
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ сведения о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении Ерошкиной Е.А. в ЕГРП отсутствуют.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
В силу ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта РФ порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом РФ списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 2 названного закона финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций.
Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения могут предоставляться с превышением нормы предоставления (ст. 3 Закона Самарской области).
В силу пункта 2 статьи 16 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД его действие распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Нуждаемость Ерошкиной Е.А. в жилом помещении, как и ее право на предоставление жилого помещения, не оспаривается стороной ответчика и подтверждается принятием её на учет как гражданина, нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, справкой Жигулевского филиала ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации», выпиской из Единого государственного реестра прав.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым исковые требования прокурора г.Жигулевска удовлетворить, поскольку Ерошкина Е.А. в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны администрации городского округа Жигулевск жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, что нарушает её право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.
Доводы ответчика об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, которая не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора города Жигулевск, заявленный в интересах Ерошкиной Е. А., удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа Жигулевск предоставить Ерошкиной Е. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, на состав семьи 1 человек.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Жигулевский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 сентября 2016 года.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области Ю.В. Перцева