Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2014 года с. Ирбейское
Ирбейский районный суд Красноярского края в с. Ирбейском в составе председательствующего судьи – Сабаевой В.И.,
с участием помощника прокурора Ирбейского района – Науджуса Д.С.,
представителя ответчика Управления социальной защиты населения администрации Ирбейского района – ФИО3
при секретаре - Межовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ирбейского района в интересах Лузган Нины Викторовны к Управлению социальной защиты населения администрации Ирбейского района о возложении обязанности произвести перерасчет размера мер социальной поддержки из расчета 100% оплаты отопления и освещения за период с ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ирбейского района обратился в Ирбейский районный суд в интересах Лузган Н.В. с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Ирбейского района о возложении обязанности произвести перерасчет размера мер социальной поддержки педагогу пенсионеру из расчета 100% оплаты отопления и освещения за период с ДД.ММ.ГГГГ требования мотивируя тем, что Лузган Н.В. является педагогическим работником, проработавшим в сельской местности более 10 лет, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, а потому имеющим право на меры социальной поддержки по оплате отопления и освещения жилого помещения как педагог-пенсионер в виде 100% оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления и 100% оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Красноярского края. Однако, меры социальной поддержки Лузган Н.В. в период ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись не как педагогу пенсионеру, а как ветерану труда в размере 50% оплаты электроснабжения в пределах норматива потребления и 50% оплаты приобретения и доставки твердого топлива, исходя из социальной нормы 22 кв.м. А потому просит суд возложить обязанность на Управление социальной защиты населения администрации Ирбейского района произвести перерасчет размера социальной поддержки педагогу пенсионеру Лузган Н.В. из расчета 100 % оплаты отопления и освещения за период ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Ирбейского района Науджус Д.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснил, что Лузган Н.В. является пенсионером-педагогом, о чем органам социальной защиты населения было достоверно известно. При назначении мер социальной поддержки ответчик не разъяснил Лузган Н.В. право выбора вида мер социальной поддержки как педагогу, которые более выгодны в сравнении с мерой социальной поддержки ветерана труда. С ДД.ММ.ГГГГ Лузган Н.В. назначены меры социальной поддержки как педагогу - пенсионеру. В связи с этим считает, что права Лузган Н.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ были нарушены, просит их восстановить.
Истица Лузган Н.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой дело рассмотреть в её отсутствие. На исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Ирбейского района – ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что до ДД.ММ.ГГГГ предоставление льгот педагогическим работникам сельской местности, вышедшим на пенсию, было предусмотрено только федеральными правовыми актами, потому источником финансирования их предоставления являлся федеральный бюджет. За счет средств краевого бюджета указанная льгота до ДД.ММ.ГГГГ не предоставлялась. Более того, назначение любых мер социальной поддержки носит заявительный характер и только в случае подачи письменного заявления лицом, имеющим право на меры социальной поддержки, производится их назначение. Ответчик не назначает меры социальной поддержки по своему желанию и своему усмотрению. Лузган имеет звание ветерана труда, а потому при наличии заявления от Лузган Н.В. о назначении выбранного ею вида мер социальной поддержки, ответчиком и были назначены такие меры поддержки как ветерану труда. При наличии нескольких оснований для назначения мер социальной поддержки, законодательством предусмотрена такая поддержка только по одному из оснований по выбору получателя. Лузган Н.В. с заявлением о предоставлении льгот как педагогу-пенсионеру не обращалась, а воспользовалась льготами ветерана труда, поэтому она не имеет права на получение льгот по другому основанию.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представлено возражение, в котором в удовлетворении исковых требований просит отменить, и просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Представители третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Красноярского края в судебное заседание также не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
С учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Исследовав все материалы дела, выслушав пояснения сторон, изучив личное дело по назначению мер социальной поддержки Лузган Н.В., суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с действующими до настоящего времени Постановлениями ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов, имеющими общий стаж работы в школах сельской местности не менее 1О лет, и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.
Согласно абз.3 п.5 ст.55 (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N2122-ФЗ, (действующей до ДД.ММ.ГГГГ года) Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Пункт 5 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, было предусмотрено предоставление педагогическим работникам субсидий в размере 100 % стоимости освещения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 4-1256, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г., а также Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г.№318-П установлен Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, производится министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в п. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», в безналичной форме путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств, открытый в кредитном учреждении. Таким образом, из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09.03.2008г. педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, в том числе и пенсионерам-педагогам, льготы по отоплению (теплоснабжению) и освещению в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №10-4691, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ отменен закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и установлен новый порядок реализации права педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счет педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи.
В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № педагогическим работником является педагогический работник краевого государственного или муниципального образовательного учреждения, работающий и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), для которого указанное учреждение является основным местом работы, а также указанный педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которого в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.
В силу ст. 7 указанного Закона представление указанных денежных выплат является расходным обязательством <адрес> и финансируется за счет средств краевого бюджета.
ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством был изменен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.
Статьей 3 указанного ФЗ предусмотрено, что нормативные право вые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 п.5 ст.55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 439-ФЗ, имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет, и вышедших на пенсию, право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, в связи с чем на педагогов - пенсионеров указанной категории распространяется такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих педагогов.
То есть за педагогами, вышедшими на пенсию, сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», должности воспитателя, преподавателя и учителя отнесены к группе должностей педагогических работников.
Как установлено в судебном заседании, Лузган Н.В. работала в муниципальных образовательных учреждениях Ирбейского района, имеет педагогический стаж работы в сельской местности более 10 лет, проживает в сельской местности по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ Лузган Н.В. были предоставлены меры социальной поддержки в размере 50% как ветерану труда. На основании материалов личного дела по назначению Лузган Н.В. мер социальной поддержки как ветерану труда, следует, что Лузган Н.В. в ДД.ММ.ГГГГ выплачивалась субсидия на топливо, что в совокупности превышает 50 процентов меры социальной поддержки как ветерану труда.
Таким образом, судом достоверно установлено, что Лузган Н.В. является педагогическим работником, вышедшим на пенсию, имеющим право на предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением.
Меры социальной поддержки ветеранам труда регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», а на региональном уровне – положениями закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Меры социальной поддержки педагогическим работникам регулируются Федеральным законом № от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании».
Перечисленными законами предусмотрено право ветерана труда на получение меры социальной поддержки в виде 50 % оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, 50 % оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Право педагогических работников на денежные выплаты предусмотрены в следующих размерах: 100 % оплаты жилой площади, отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органом местного самоуправления и освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством края.
Из анализа данного нормативного регулирования следует, что наиболее выгодные основания получения компенсации предоставляются педагогическим работникам.
В материалах личного дела по назначению мер социальной поддержки Лузган Н.В. на оспариваемый период имеется заявление Лузган Н.В., где основанием к назначению такой поддержки она выбрала – ветеран труда. Однако, установлено, что данное заявление выполнено в виде заранее подготовленного бланка с перечислением оснований социальной поддержки, среди которых такого основания как педагог не указано. Суд расценивает это обстоятельство как ограничение права выбора Лузган Н.В. наиболее выгодного для нее основания пользования мерами социальной поддержки, ущемляющее ее права.
А потому, суд находит необходимым в целях восстановления нарушенных прав Лузган Н.В. исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Ирбейского района Красноярского края произвести Лузган Нине Викторовне перерасчет размера меры социальной поддержки как педагогу пенсионеру за период с ДД.ММ.ГГГГ из расчета:
- 100 % оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления,
- 100 % оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в месячный срок через Ирбейский районный суд.
Председательствующий В.И. Сабаева