именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Дорохиной И.В.,
при секретаре Буянове Е.Ю.,
с участием истца Стариковой Ю.А.,
представителя ответчика Бочковой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стариковой Ю. А. к Министерству социального развития Московской области об обязании предоставить ежемесячную денежную компенсацию расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги,
установил:
Старикова Ю.А. обратилась в суд снастоящим иском к Министерству социального развития Московской области об обязании предоставить ежемесячную денежную компенсацию расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги, в обоснование требований указала, что обратилась в Ногинское управление социальной защиты населения с заявлением о необходимости предоставления ее семье, проживающей по адресу: <адрес>, и воспитывающей ребёнка-инвалида, ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
Ногинское управление социальной защиты отказало в удовлетворении ее требований, мотивировав свой отказ отсутствием у нее и членов семьи регистрации по месту жительства в Московской области, о чём сообщило письмом от ДД.ММ.ГГГГ.
Считает решение Ногинского управления социальной защиты незаконным по следующим основаниям:
В соответствии со статьёй 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»:
1) Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 20 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Преимущественное проживание ее семьи по адресу: <адрес>, подтверждается правом собственности семьи на данную квартиру, квитанциями на оплату коммунальных услуг и регистрацией по месту пребывания по указанному адресу ее и всех членов ее семьи до ДД.ММ.ГГГГ.
Ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг по адресу регистрации по месту жительства семья не получает, что подтверждается справкой установленного образца.
Проситобязать Ногинское управление социальной защиты предоставить ее семье, проживающей по адресу: <адрес> воспитывающей ребёнка-инвалида, ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Старикова Ю.А. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Бочкова Н.И. возражала против заявленных требований, суду пояснила, что истец с ребенком зарегистрированы в г. Москве, в связи с чем все социальные поддержки должны быть произведены в г. Москве. Место пребывания не является местом жительства, которое должно быть подтверждено отметкой о регистрации в паспорте. Просит в иске отказать.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что семья Стариковых проживает по адресу: <адрес>, и воспитывает ребёнка-инвалида.
Старикова Ю.А. обратилась в Ногинское управление социальной защиты населения с заявлением о необходимости предоставления ее семье ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
Ногинское управление социальной защиты отказало в удовлетворении ее требований, мотивировав свой отказ отсутствием у нее и членов семьи регистрации по месту жительства в Московской области, о чём сообщило письмом от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает решение Ногинского управления социальной защиты незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно абзацу 2 вводной части Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 2).
В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" для получения льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обращаются в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое топливо (жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и т.п.).
Основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
Федеральным законом от 29.12.2004 года N 199-ФЗ (ст. 5) Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен нормой, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Средства на реализацию указанных полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. При этом закреплено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
С учетом системного толкования приведенных выше норм, анализа установленных по делу обстоятельств, в соответствии с которыми истец с семьей проживает в принадлежащей им на праве собственности квартире по адресу: <адрес>, зарегистрирован по указанному выше адресу как по месту пребывания, мерами социальной поддержки в виде льгот по оплате жилого помещения по месту жительства в г. Москве не пользуется, право на реализацию указанной льготы истцу должно быть гарантировано по месту его пребывания, т.е. на территории Московской области.
Таким образом, на Министерство социального развития Московской области должна быть возложена обязанность предоставить истцу меры социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, требования Стариковой Ю.А. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Стариковой Ю. А. к Министерству социального развития Московской области об обязании предоставить ежемесячную денежную компенсацию расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги удовлетворить.
Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить семье Стариковой Ю. А., проживающей по адресу: <адрес> воспитывающей ребёнка-инвалида, ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья