2-2055 /2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 апреля 2014 года
Октябрьский районный суд г. Ижевска
в составе:
председательствующего судьи Нуриевой В.М.
при секретаре Ткачук Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Илдарова Р.А. об обжаловании отказа в присвоении звания <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Илдаров Р,А. обратился в суд с заявлением об обжаловании отказа в присвоении звания <данные изъяты>
По мнению заявителя, решение Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики <номер> от <дата> в отказе в присвоении звания «Ветеран труда » является незаконным, в связи с чем, за защитой своих интересов заявитель обратился в суд.
В судебном заседании Илдаров Р.А. требования по обстоятельствам, изложенным в заявлении, поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица- Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики М.А.Урсегова, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, в суд представила заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, представ письменные возражения. Суд рассмотрел дело в отсутствии заинтересованного лица в соответствии со ст. 257 ГПК РФ.
Выслушав доводы заявителя, исследовав представленные участниками процесса доказательства, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, установила, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией и законом. Право на судебную защиту закрепляется также в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и части 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В силуст.72Конституции Российской Федерации ист. 5Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации могут регулировать правовые отношения, не урегулированные федеральным законом, но не должны ему противоречить.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Защита гражданских прав, согласно ст. 12 ГК РФ осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями от 14 декабря 1995 г.)» к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.
Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании Жилищного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Выбор способа защиты нарушенного права является прерогативой самого заявителя.
Судом установлено, что <дата> Илдаровым Р.А. в Управление социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска было подано заявление о присвоении заявителю звания «Ветеран труда », в с вязи с тем, что он имеет нагрудные знаки «<данные изъяты> о чем имеется соответствующая запись в военном билете <номер>. Стаж трудовой деятельности заявителя составляет <данные изъяты>, что подтверждается справкой <номер> от <дата> года.
Призом Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики № <номер> от <дата> в присвоении звания <данные изъяты> Илдарову Р.А. отказано, о чем ему было направлено письменное уведомление от <дата> <номер> /5322.
В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявителя, в связи с чем, суд всесторонне и полно рассматривает заявленные требования с учетом всех положенных в их обоснование доводов и аргументов с целью вынесения законного и обоснованного решения по делу.
Статьей 7 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрены три группы оснований признания гражданина ветераном труда:
1) соответствующее удостоверение, выданное и оформленное в установленном порядке;
2) награждение орденами или медалями, почетными званиями СССР или РФ, ведомственными знаками отличия в труде при трудовом стаже, необходимом для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
3) трудовая деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Указом Президента Российской Федерации от <дата> N 1270 (утратил силу с <дата> в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от <дата> N 603) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со ст. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормы ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области.
Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ.
Иными словами, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
Таким образом, правовым основанием для присвоения звания "Ветеран труда" является награждение лица, претендующего на такое звание, ведомственным знаком отличия органа государственной власти за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд.
Во исполнение пункта 4 статьи 7 Федерального закона № 5-ФЗ Указом Президента Удмуртской Республики от 27.01.2006 года № 8 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда » в Удмуртской Республике » утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда » в Удмуртской Республике, в соответствии и с пунктом 1 которого звание «Ветеран труда» присваивается Министерствам, лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР, или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде в соответствии с Перечнем орденов, медалей, почетных званий и ведомственных знаков отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Нагрудной знак "Отличник Советской Армии" учрежден для поощрения солдат, матросов, сержантов и старшин за отличные успехи в боевой и политической подготовке и примерную воинскую дисциплину Приказом Министра обороны СССР от 17.04.1957 N 67 "Об учреждении нагрудных знаков "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота", "Отличник Военно-Воздушных Сил".
В соответствии с п. 2 Положения о нагрудных знаках "Отличник Советской Армии". "Отличник Военно-Морского Флота", "Отличник Военно-Воздушных Сил", утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 17.04.1957 N 67, нагрудными знаками награждаются:
- солдаты и матросы, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение учебного года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию закрепленного за ними оружия, боевой техники и имущества;
- сержанты и старшины, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, умеющие хорошо организовать и методически правильно проводить обучение подчиненных, добившиеся высоких показателей в боевой и политической подготовке и укреплении воинской дисциплины своих подразделений и обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию оружия, боевой техники и имущества, закрепленного за подчиненными им подразделениями.
Право награждения нагрудными знаками имеют: командиры полков, командиры кораблей 2 ранга, а также командиры и начальники, пользующиеся равными с ними дисциплинарными правами, и выше, имеющие право издавать приказы (пункт 5 Положения от 17.04.1957 N 67).
Согласно п.п. 2, 4 Положения о нагрудном знаке "Отличник погранвойск" 1 и 2 степени, утвержденного Приказом N 53 КГБ при СМ СССР от 08.04.1969, нагрудным знаком "Отличник погранвойск" 1 и 2 степени награждает начальник пограничных войск КГБ при Совете Министров СССР по представлению командования войск погранокругов КГБ при Совете Министров СССР, начальники Отдельного арктического пограничного отряда и Отдельного учебного отряда морских специалистов по представлению командования пограничных отрядов (частей, подразделений).
Нагрудным знаком "Отличник погранвойск" I и II степени награждаются солдаты, матросы, сержанты и старшины пограничных войск срочной и сверхсрочной службы за образцовое несение службы по охране государственной границы СССР, умелые действия по задержанию нарушителей границы и пограничного режима, проявленные при этом смелость, настойчивость, выдержку, отличные показатели в боевой, политической подготовке и примерность в воинской дисциплине" (п. 2 указанного Положения о нагрудном знаке).
В соответствии с Положением о ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.01.2008 года N 30 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации" ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны Российской Федерации и другие знаки отличия Вооруженных Сил, в положениях о которых, указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия.
В соответствии с п. 4 указанного Положения награждение ведомственными знаками отличия производится приказами Министра обороны Российской Федерации, если иное не предусмотрено положениями о соответствующих ведомственных знаках отличия.
Учитывая, что Положение о нагрудном знаке "Отличник погранвойск", «Старший пограннаряда», не содержит сведений о том, что нагрудный знак "Отличник погранвойск" является ведомственным знаком отличия, решение о награждении заявителя данными нагрудными знаками принимались не руководителем КГБ СССР или лицом его замещающим, а иными должностными лицами указанного ведомства, кроме того, данные нагрудные знаки являлись лишь видом поощрения истца в период прохождения им срочной службы в рядах Советской Армии, то есть в период выполнения воинского долга, что нельзя расценить как поощрение за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, поэтому данные награды не могут рассматриваться как ведомственные знаки отличия в труде.
Исходя из вышеназванных положений, нагрудным знаком "Отличник Советской Армии", «Отличник погранвойск» 2 ст., «Старший пограннаряда», награждались солдаты, сержанты, старшины, отличившиеся безупречной воинской дисциплиной, за образцовое несение службы, следовательно, данный нагрудный знак, награждение которым производилось не приказом Министра обороны, не может быть отнесен к числу ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Поскольку условия и основания присвоения звания "Ветеран труда" регламентированы специальным законодательством - Законом N 5-ФЗ и Законом N 44-ОЗ, совокупность которых для присвоение звания "Ветеран труда" заявителю в настоящем деле отсутствует, требования Илдарова Р.А. об обжаловании отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики по присвоению Илдарову Р.А. в присвоении звания "Ветеран труда", взыскании судебных расходов удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Илдарова Р.А. об обжаловании отказа в присвоении звания «Ветеран труда » оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме, через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере 10 апреля 2014 года.
Судья В.М. Нуриева