Дело № 2-71/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2012 года г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
с участием помощника прокурора Чернушинского района Миргуновой О.В.,
представителя ответчика Администрации Чернушинского муниципального района ФИО12,
при секретаре Кашаповой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Чернушинского района в интересах Каранина Александра Алексеевича к Администрации Чернушинского муниципального района, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения вне очереди по договору социального найма;
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чернушинского района в интересах Каранина А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился с иском к администрации Чернушинского муниципального района, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения.
Исковые требования прокурор Чернушинского района обосновал следующим: Прокуратурой Чернушинского района на постоянной основе проводятся проверки исполнения законодательства, регламентирующего защиту имущественных прав несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В прокуратуру Чернушинского района поступило обращение от Каранина Александра Алексеевича об оказании помощи в получении жилого помещения, так как он не имеет соответствующего специального образования, необходимо защитить его интересы по вопросу обеспечения жилым помещением в государственном и муниципальном жилищных фондах. На основании ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Каранин А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет в соответствии с указанным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. К лицам, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма независимо от принятия на учет в качестве нуждающихся, в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с пунктом 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 года № 225-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 33 кв.м.- для одиноких граждан. Каранин Александр Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей. Мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в 2001 году Каранин А.А. поставлен на учет для получения жилого помещения в администрации Чернушинского района, о чем имеется информация (очередность на 02.12.2011 г. - 6, в списке внеочередников -1). В 2010 году Каранин А.А. окончил ФБОУ НПО «Профессиональное училище №». В настоящее время истец не имеет закрепленного жилого помещения, а также жилого помещения, находящегося в собственности. Частью 3 ст. 49 ЖК РФ, ст.ст. 5, 8 ч. 1 абз. 2 Федерального закона № 159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что обеспечение детей указанной категории жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъектов РФ. Законом Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 01.11.2008 г. № 334-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края (статья 6). Порядок обеспечения жилой площадью указанной категории граждан определен Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170 «Об утверждении Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении», установившим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения; обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ним жилого помещения; жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из указанных учреждений (или окончания службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы), предоставляемое детям-сиротам, должно быть равноценно ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению, а также быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с указанным Положением, приобретение жилых помещений и их последующее предоставление указанной категории граждан на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета муниципальным районам, городском округам Пермского края. Согласно части 2 Положения перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Министерство ЖКХ) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170 (часть 3 Положения). Законом Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермской области наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан. При этом, в соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Закона, органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством, своевременно и в полном объеме передавать бюджетные средства муниципальным учреждениям и иным организациям на возмещение расходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям населения области в пределах предоставленных субвенций. На основании части 2 статьи 4 Закона Пермской области № 2621-580 органы местного самоуправления имеют право на своевременное и полное получение финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете для осуществления переданных им государственных полномочий. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в связи с обращением к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном или муниципальном жилищном фондах. Каранин А.А. обратился в прокуратуру района с заявлением о защите своих прав, прокурор полагает необходимым обратиться в суд с заявлением в защиту прав истца. Прокурор Чернушинского района просит обязать администрацию Чернушинского муниципального района предоставить Каранину Александру Алексеевичу во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, находящееся в черте Чернушинского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.
Помощник прокурора Чернушинского района Миргунова О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просит обязать администрацию Чернушинского муниципального района предоставить Каранину А.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение в пределах Чернушинского муниципального района общей площадью не менее 33 кв.м. за счет средств бюджета, выделяемых Правительством Пермского края, пояснила, что Каранин А.А. относится к категории детей-сирот, в 2011 году у истца наступило право на получение жилого помещения, в связи завершением обучения в Профессиональном училище. В декабре 2011 года истец обратился в прокуратуру Чернушинского района за защитой своих прав. В связи с этим прокурор обратился с иском в суд в его интересах. Площадь предоставляемого жилого помещения 33 кв.м. определена законом Пермского края № 255-ПК.
Истец Каранин Александр Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Чернушинского муниципального района ФИО12 в судебном заседании исковые требования прокурора и истца Каранина А.А. признала частично, пояснила, что предоставление жилых помещений детям - сиротам относится к полномочиям администрации Чернушинского муниципального района, осуществляется за счет средств бюджета Пермского края. Министерство социального развития распределяет средства исходя из количества детей - сирот на 1 января 2011 года. Норма предоставления установлена 15 кв.м. на человека. Поэтому с требованиями прокурора в части определения площади предоставляемого жилого помещения 33 кв.м. администрация не согласна. Исковые требования возможно удовлетворить частично, с возложением обязанности по предоставлению жилого помещения в размере учетной нормы предоставления, установленной в Чернушинском районе, 15 кв.м. Истец Каранин А.А. состоит в очереди детей – сирот, ему разъяснили о возможности предоставления денежной компенсации на приобретение жилого помещения. С 2009 года жилые помещения указанной категории граждан по договору социального найма не предоставляются, так как отсутствует жилищный фонд, приобретение жилых помещений возможно только по конкурсу, информация размещается в электронном виде, заявок с предложениями о продаже квартир не зарегистрировано. Исполнение решений суда производится путем выплаты денежных средств.
В письменном отзыве по иску Представитель ответчика Администрации Чернушинского муниципального района указала, что истец Каранин А.А. остался без попечения родителей и в настоящее время обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2010 г. Каранин А.А. закончил ФБОУ НПО «Профессиональное училище №». В настоящее время он не имеет закрепленного либо находящегося в собственности жилого помещения. На основании п. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», у Каранина А.А. возникло право на дополнительные гарантии. Согласно ст. 57 ЖК РФ, жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Норма предоставления установлена в Чернушинском муниципальном районе 15 кв.м. общей площади на одного человека по решению Земского собрания Чернушинского района от 28.06.2005 года № 284. В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (ч. 8 ст. 5 ЖК РФ). Таким образом, администрация Чернушинского муниципального района не согласна с требованиями прокурора в части размера предоставляемого жилого помещения (не менее 33 кв.м.), и полагает, что жилое помещение должно быть предоставлено Каранину А.А. размером не менее нормы предоставления, установленной в Чернушинском муниципальном районе. Кроме того, удовлетворение требований прокурора по предоставлению Каранину А.А. жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. может привести к ущемлению прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых ранее вынесены, но еще не приведены в исполнение решения суда о возложении обязанности на администрацию Чернушинского муниципального района по предоставлению данной категории лиц благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной в Чернушинском муниципальном районе. Представитель Администрации Чернушинского муниципального района просит удовлетворить исковые требования частично, в части возложения обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения на условиях договора социального найма, находящегося на территории Чернушинского муниципального района, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, за счет средств бюджета Пермского края, в части размера общей площади 33 кв.м. в исковых требованиях отказать. (л.д. 19-20)
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик надлежащим образом уведомлен 02 февраля 2012 года. (л.д. 79)
Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом уведомлен заблаговременно 02 февраля 2012 года (л.д. 78).
Представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом уведомлен 03 февраля 2012 года (л.д. 73).
Представитель третьего лица администрации Павловского сельского поселения Чернушинского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом уведомлен (л.д. 72), представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации (л.д. 47).
Заслушав доводы прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно материалов дела, Каранин Александр Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ, уроженец <адрес>.
Родители истца: мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27); отец ФИО4 по решению Чернушинского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ был ограничен в родительских правах в отношении сына Каранина Александра Алексеевича, умер ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 25, 26)
Постановлением Главы администрации Чернушинского района Пермской области № 1107 от 29 сентября 2001 года в связи с тем, что мать ФИО2 умерла, отец ФИО4 органичен в родительских правах по решению суда, имущества у несовершеннолетнего не было, мать жилого помещения не имела, жилье отца в ветхом состоянии и закреплению не подлежало, несовершеннолетний Каранин А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был направлен в детский дом, жилищный отдел администрации района поставил Каранина А.А. в льготную очередь на получение жилья. (л.д. 28)
Каранин Александр Алексеевич состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в категории «дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лиц а из их числа» с 01 октября 2001 года.
07 сентября 2011 года учетное дело Каранина А.А, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, передано по распоряжению Главы муниципального района в администрацию Павловского сельского поселения Чернушинского района. (л.д. 23) По решению комиссии по признанию граждан, нуждающимися в жилом помещении, от 02 декабря 2011 года Каранин А.А. включен в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений (л.д. 24), на момент рассмотрения дела Каранин А.А. состоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации Павловского сельского поселения Чернушинского муниципального района в категории дети – сироты с 01 октября 2011 года, номер очереди по состоянию на 01 декабря 2011 года № 6, в списке внеочередников № 1. (л.д. 11)
Каранин Александр Алексеевич зарегистрирован по адресу: <адрес>, с бабушкой ФИО13, 1938 года рождения, домовладение находится в собственности ФИО13 (л.д. 12)
Распоряжением Главы Чернушинского муниципального района Пермского края от 31 января 2011 года № 40-р утвержден Список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по состоянию на 01 января 2011 года, у которых возникает право на обеспечение жилым помещением в текущем финансовом году и у которых данное право не реализовано до начала текущего финансового года, в списке по № 16 указан Каранин Александр Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата постановки на учет 01 октября 2001 год. (л.д. 49, 50)
По материалам государственной регистрации Чернушинского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации» за Караниным Александром Алексеевичем не зарегистрировано на праве личной собственности квартир и частных домовладений. (л.д. 10)
По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Управление Росреестра по Пермскому краю), предоставленной по запросу суда на момент рассмотрения дела, за Караниным Александром Алексеевичем не зарегистрированы права на объекты недвижимого имущества – жилые помещения (на квартиры либо на жилые дома). (л.д. 9, 35)
Истец Каранин Александр Алексеевич обучался в Федеральном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище №, завершил обучение 08 февраля 2010 года. (л.д. 7)
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ, 1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. 2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: …2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. …3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. 4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. 5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст. 50 Жилищного кодекса РФ, 1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. 2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. 3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ, …3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", …Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. 2. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. от 10.05.2011 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят ЗС ПО 16.12.2004), Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Закон Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК (ред. от 29.03.2011) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" (принят ЗС ПК 19.06.2008) в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма; основания признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма; порядок предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края, а также формирует правовые основы предоставления за счет средств бюджета Пермского края субсидий на приобретение (строительство) жилья гражданам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона.
Согласно ст. 1 закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК (ред. от 29.03.2011) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", Право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: …9) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 9 закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК (ред. от 29.03.2011) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", … 2. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет, установленной отдельно по каждой категории, за исключением установленных настоящим Законом случаев предоставления жилых помещений вне очереди. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам из числа перечисленных в статье 1 настоящего Закона категорий, нуждающимся в жилых помещениях: …детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы… 3. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения. Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв. м - для одиноких граждан; 42 кв. м - на семью из двух человек; 18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения. Жилое помещение общей площадью менее нормы предоставления на одного человека предоставляется только с согласия гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, и всех совершеннолетних членов его семьи. …Финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете Пермского края на соответствующий год отдельно по каждой из категорий граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона.
Согласно ст. 10 закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК (ред. от 29.03.2011) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", Граждане из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, с их согласия могут быть обеспечены жилыми помещениями путем предоставления субсидий за счет средств бюджета Пермского края на приобретение (строительство) жилья в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
Согласно правил учета, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 "Об утверждении Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении", 2. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа (далее - дети-сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. 3. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. 4. Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. Для лиц, родившихся за пределами территории Российской Федерации, учет производится по месту их последнего проживания на территории соответствующих районов и городов Пермской области. 5. Постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании документов, указанных в п.7 настоящего указа. …14. Жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством). 15. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья.
Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года N 16-п (ред. от 12.05.2011 года) "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" утверждено Положение, которое определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (органы местного самоуправления) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и (или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Пункт 2. Перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края (местные бюджеты) осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (Министерство ЖКХ) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год, на основании соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края (соглашение), в течение 10 рабочих дней со дня заключения соглашений. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Соглашение заключается между Министерством ЖКХ и органами местного самоуправления по форме, утвержденной Министерством ЖКХ, в течение 10 рабочих дней после подписания распоряжения Правительства Пермского края о распределении средств, субсидий.
Согласно п. 8 Положения, Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующих условий: площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма; стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений по данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Жилое помещение на условиях договора социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. 9. Средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.
Из представленных в судебное заседание доказательств установлено, что истец Каранин Александр Алексеевич с 01 октября 2001 года состоит на учете в Администрации Чернушинского муниципального района и Администрации Павловского сельского поселения в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с тем, что в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, мать ФИО2 умерла, отец ФИО4 был ограничен в родительских правах и впоследствии умер.
Постановка Каранина А.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении произведена в установленном порядке по решению администрации Чернушинского муниципального района. При направлении несовершеннолетнего Каранина А.А. в 2001 году в детский дом закрепления жилого помещения за несовершеннолетним не производилось.
В настоящее время у истца Каранина А.А. жилого помещения в собственности или по договору социального найма не имеется.
Истец Каранин А.А. зарегистрирован в доме бабушки ФИО13
Таким образом, фактически истец Каранин А.А. на момент рассмотрения дела не имеет иного жилого помещения, пригодного для проживания, в собственности, по договору социального или коммерческого найма.
С 2010 года в связи окончанием государственного образовательного учреждения – профессионального училища у истца Каранина А.А. возникло внеочередное право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Об истце Каранине А.А. как о лице, имеющем право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма с 01 января 2011 года, администрацией Чернушинского муниципального района представлены в установленном порядке сведения в Министерство социального развития Пермского края.
На момент рассмотрения дела истец Каранин А.А. достиг 23 лет.
Как следует из преамбулы и статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" его положения распространяются на детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23 – летнего возраста. Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми – сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа указанного возраста 23 лет. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23 – летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Следовательно, достижение лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.
Участие прокурора регламентируется ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 24 июля 2007 г.), согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации. Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.
Прокурор, обращаясь в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением в защиту жилищных прав Каранина А.А. исходил из положений ст. 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также из того, что истец Каранин А.А. социально не защищен, по уровню образования и материальному положения не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд.
В судебном заседании в отношении истца Каранина А.А установлены обстоятельства, дающие право на внеочередное предоставление жилого помещения: статус лица, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, и отсутствие в собственности или в пользовании по договору социального найма другого жилого помещения, пригодного для проживания, нуждаемость в жилом помещении.
Согласно требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, требование прокурора и истца Каранина А.А. о предоставлении жилой площади во внеочередном порядке подлежит удовлетворению, вне зависимости от наличия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Из приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановления Правительства Пермского края от 10.08.2006 года N 16-п "Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", Указа Губернатора Пермской области от 22.06.2000 года N 170 "Об утверждении Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении", непосредственное предоставление жилого помещения истцу Каранину А.А по договору социального найма должно производиться органами местного самоуправления – администрацией Чернушинского муниципального района. Истец Каранин А.А. состоит на учете в Администрации Павловского сельского поселения Чернушинского района, следовательно, жилое помещение должно быть предоставлено истцу Каранину А.А. в пределах Чернушинского муниципального района. Истец Каранин А.А. в браке не состоит, детей не имеет, состоит на учете в качестве одиноко проживающего гражданина.
Исковые требования истца Каранина А.А. и прокурора Чернушинского района подлежат удовлетворению, суд возлагает на администрацию Чернушинского муниципального района обязанность по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма Каранину Александру Алексеевичу по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, расположенного в пределах Чернушинского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее 33 кв.м., за счет средств, направляемых органу местного самоуправления из бюджета Пермского края, для приобретения жилья детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья.
При оценке доводов представителя ответчика администрации Чернушинского муниципального района о применении нормы предоставления, установленной в Чернушинском муниципальном районе в размере 15 м2 общей площади на одного человека, по решению Земского собрания Чернушинского района от 28.06.2005 года № 284, суд учитывает следующее.
В соответствии с приведенным выше пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, составляет 33 кв. м для одиноких граждан.
Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Статья 8 Федерального закона N 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма".
В связи с изложенным суд находит обоснованными доводы прокурора в той части, что норма предоставления в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 члена семьи, не может быть применена при разрешении данного спора
При разрешении спора суд руководствуется положениями ст. 9 закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК, и полагает, что данный Закон подлежит применению к рассматриваемым отношениям, поскольку является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.
На основании изложенного, суд возлагает обязанность на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края предоставить Каранину Александру Алексеевичу благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования, по договору социального найма в черте Чернушинского муниципального района общей площадью не менее 33 кв. м. за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Чернушинского района удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края предоставить Каранину Александру Алексеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования, по договору социального найма в черте Чернушинского муниципального района Пермского края общей площадью не менее 33 кв. м. за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чернушинский районный суд.
Судья Е.Р. Низаева