Решение по делу № 07-90/2020 от 20.01.2020

Судья Костюк И.И. Дело № 07п-90/2020

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 12 февраля 2020 г.

Судья Волгоградского областного суда Сукачев Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Городищенская птицефабрика» – Либиной Татьяны Владиленовны на постановление судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 13 декабря 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.2.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Городищенская птицефабрика»,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 13 декабря 2019 г. ООО «Городищенская птицефабрика» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2.3 КоАП РФ, и с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.

Не согласившись с состоявшимся по делу судебным актом, защитник ООО «Городищенская птицефабрика» – Либина Т.В. подала в Волгоградский областной суд жалобу, в которой просит названное постановление, как незаконное, отменить, производство по делу прекратить. В обоснование своих доводов указала, что комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области не уполномочен составлять протокол об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Городищенская птицефабрика. Так же по делу не доказан факт причинения вреда почве.

Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО «Городищенская птицефабрика» – Либину Т.В., поддержавшую доводы жалобы, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Ч.Р.В. и представителя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области З.В.А., возражавших против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2.3 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 3 статьи 8.2.3 КоАП РФ установлено, что действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от восьмидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.

Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как следует из представленных материалов дела, основным видом деятельности ООО «Городищенская Птицефабрика» является разведение сельскохозяйственной птицы код ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) – 01.47.

ООО «Городищенская Птицефабрика» имеет лицензию № <...> на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 23 мая 2017 года, в данной лицензии указан вид работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности – транспортирование отходов IV класса опасности.

6 июня 2019 г. в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области поступило обращение администрации Городищенского муниципального района о факте сброса отходов на почву – куриного помета свежего на территории населенного пункта Городище Волгоградской области, а именно на земельных участках с кадастровыми номерами № <...> и № <...>.

Должностными лицами Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в рамках рассмотрения обращения администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области от 6 июня 2019 г., а также с целью проведения плановых (рейдовых) осмотров территории Городищенского муниципального района Волгоградской области, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, проводимых на основании приказа Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области № <...> от 28 июня 2019 г. были осуществлены выезды.

4 июля 2019 г. государственным инспектором в области охраны окружающей среды Волгоградской области Ч.Р.В. вынесено определение № <...> о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту сброса отходов на почву - куриного помета свежего на территории населенного пункта Городище, по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2.3 КоАП РФ.

В ходе осуществления планового (рейдового) осмотра установлено, что 19 июля 2019 года в 09 часов 50 минут водитель автомобиля КАМАЗ с государственным регистрационным знаком № <...> Г.А.Ю. осуществил транспортирование отхода – помет куриный свежий с производственных объектов ООО «Городищенская птицефабрика», расположенных по адресу: г. Волгоград ул. Менделеева, 236 и впоследствии в период времени с 12 часов 15 минут до 12 часов 35 минут, на территории земельного участка с кадастровым номером № <...> осуществил сброс отходов животноводства – помет куриный свежий (код по ФККО 11271101333) – 3 класс опасности массой 4,0 тонн на площадь 12 (3х4) м? на почву в 280 м юго-западнее автодороги от 3-й Продольной магистрали г. Волгограда на Орловский песчаный карьер и в 1810 м восточнее дома № 73 ул. Сосновая р.п. Городище, в точке с координатами С 480? 49" 8902"" В 044? 30" 3472"".

Согласно договору аренды транспортного средства от 4 апреля 2017 г. автомобиль КАМАЗ с государственным регистрационным знаком № <...> передан в аренду ООО «Городищенская птицефабрика» гражданином К.С.А. с целью вывоза помета.

Согласно выданному ООО «Городищенская птицефабрика» путевому листу от ДД.ММ.ГГГГ на имя водителя автомобиля КАМАЗ с государственным регистрационным знаком № <...> Г.А.Ю., отход – помет куриный транспортировался с производственных объектов ООО «Городищенская Птицефабрика», расположенных по адресу: г. Волгоград ул. Менделеева, 236.

Фактические обстоятельства дела судом проверены, подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, действия ООО «Городищенская птицефабрика» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2.3 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ООО «Городищенская птицефабрика» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2.3 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ООО «Городищенская птицефабрика», с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы защитника ООО «Городищенская птицефабрика» – Либиной Т.В. о том, что Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области не уполномочен составлять протоколы по делам об административных правонарушения и проведении административного расследования в отношении ООО «Городищенская птицефабрика», так как земельный участок не включен в состав земель – земли населенных пунктов и относится к землям сельскохозяйственного назначения, опровергаются материалами дела.

В ходе производства по делу было установлено, что согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21 августа 2019 г. № <...> земельный участок с кадастровым номером № <...> (номер кадастрового квартала № <...>), расположенный по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, территория Городищенского городского поселения имеет площадь объекта 287920 м?, правообладателем которого с 20 июня 2008 г. является К.С.А. Данный земельный участок относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства.

Решением Городищенской Городской Думы от 19 января 2011 № 25/1 был утвержден Генеральный план Городищенского городского поселения, согласно которому кадастровый квартал № <...> вошел в состав Городищенского городского поселения.

Согласно ответа администрации Городищенского городского поселения земельный участок с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу Волгоградская область, Городищенский район, территория администрации Городищенского городского поселения, в соответствии с Генеральным планом Городищенского городского поселения, утвержденный решением Городищенской городской Думы от 19 января 2011 № 25/1, расположен в границах населенного пункта р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области, категория земель – земли населенных пунктов.

Согласно ответа на запрос суда № <...> от 3 декабря 2019 г. Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областям и республике Калмыкия сообщает, что проведение надзорных мероприятий на земельном участке с кадастровым номером № <...> не входит в компетенцию Управления.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ РФ от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», установление или изменение границ населенных пунктов, а так же включении земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. № 1, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, государственный инспектор в области охраны окружающей среды Волгоградской области Ч.Р.В. в соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ и ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ в пределах представленной компетенции вправе был составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.2.3 КоАП РФ.

Доводы жалобы защитника ООО «Городищенская птицефабрика» – Либиной Т.В. о недоказанности факта причинения вреда почве, а также ссылка на то что куриный помет передается на безвозмездной основе К.С.А. как органическое удобрение, также являются необоснованными.

Согласно результатам исследований проведенных аккредитованной лаборатории МУ «ГУАОККОПС» и изложенным в протоколе количественного химического анализа почвы № <...> от 30 июля 2019 г., в почве на данном земельном участке выявлены превышения предельно-допустимых концентраций фосфатов на глубине (0-5) см в 5,4 раза, на глубине (5-20) см в 5 раз; нитрат – ионов на глубине (0-5) см в 2,9 раза, на глубине (5-20) см в 2,8 раза, реакция водных вытяжек проб почвы слабощелочная и щелочная. Данные загрязнения почвы характерны при размещении отходов животноводства.

По правилам п. 30 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно письму ООО «Городищенская птицефабрика» от 14 августа 2019 г. помет куриный образующийся на птицефабрике как органическое удобрение передается по договору б/н от 4 апреля 2017 г. на безвозмездной основе К.С.А., для рекультивации принадлежащий ему земельных участков.

Однако собственник земельного участка с кадастровым номером № <...> К.С.А. лицензии по сбору, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности не имеет.

Доказательств юридическим лицом ООО «Городищенская птицефабрика» о производстве работ по обезвреживанию образованного отхода и преобразованию его в органическое удобрение, а так же доказательств о производстве рекультивационных работ на земельном участке с кадастровым номером 34:03:120006:173 не представлены.

Кроме того, сам факт нахождения на почвах отходов предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы.

Иных доводов, дающих основания для сомнения в законности судебного постановления, жалоба не содержит.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

постановление судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 13 декабря 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.2.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Городищенская птицефабрика» оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Городищенская птицефабрика» – Либиной Татьяны Владиленовны оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

Волгоградского областного суда Д.Ю. Сукачев

07-90/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "Городищенская птицефабрика"
Другие
Либина Татьяна Владиленовна
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Сукачев Дмитрий Юрьевич
Статьи

ст. 8.2.3 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--vol.sudrf.ru
20.01.2020Материалы переданы в производство судье
12.02.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее