Дело № 12-1/2021
РЕШЕНИЕ
11 января 2021 года город Казань
Судья Казанского гарнизонного военного суда Сафонов Эдуард Евгеньевич (г. Казань, ул. Дзержинского, д. 17), при секретаре Дудиной Н.А., с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – Андреева Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалоб военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Андреева Д.Н. на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации), вынесенное заместителем начальником отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Йошкар-Оле 28 июля 2020 года, и заключение проверки данного постановления от 2 сентября 2020 года, подписанное начальником УМВД России по г. Йошкар-Оле, в отношении военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Андреева Д,Н., родившегося <Дата обезличена> в <Адрес обезличен>, проживающего по адресу: <Адрес обезличен>,
установил:
<данные изъяты> Андреев с 1 апреля 2020 года проходит военную службу по контракту в войсковой части <Номер обезличен> в г. Йошкар-Ола, где ему по адресу: <Адрес обезличен> было предоставлено служебное жилое помещение. 7 июля 2020 года Андреев обратился с заявлением в отдел по вопросам миграции УМВД России для регистрации его по месту пребывания, проживая до этого в г. Йошкар-Оле по вышеуказанному адресу с 1 апреля по 7 июля 2020 года без регистрации.
17 июля 2020 года старшим инспектором отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Йошкар-Оле по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП Российской Федерации, в отношении Андреева был составлен протокол об административном правонарушении. В тот же день заместителем начальника отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Йошкар-Оле было вынесено определение о назначении места и времени рассмотрения материалов данного дела об административном правонарушении.
28 июля 2020 года указанным должностным лицом было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, которым было установлено, что проживая с 1 апреля по 7 июля 2020 года без регистрации по месту пребывания по адресу: <Адрес обезличен>, Андреев нарушил п. 1 ст. 5 Закона о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 (в редакции Федерального закона от 21.12.2013 года), то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП Российской Федерации. Однако, поскольку Андреев является военнослужащим, производство по данному делу об административном правонарушении в отношении Андреева было прекращено и материалы направлены командованию войсковой части <Номер обезличен> для решения вопроса о привлечении того к дисциплинарной ответственности.
Не согласившись с названным постановлением, Андреев 7 августа 2020 года обратился в Управление МВД России по г. Йошкар-Оле с просьбой об его отмене, сославшись на процессуальные правонарушения при его вынесении и малозначительность.
В связи с этим обращением, было сделано заключение проверки, подписанное 2 сентября 2020 года начальником Управления МВД России по г. Йошкар-Оле, в соответствии с которым каких-либо нарушений со стороны сотрудников отдела по вопросам миграции при рассмотрении вопроса в отношении Андреева не выявлено.
13 октября 2020 года, Андреев получил копию данного заключения и 22 октября 2020 года обжаловал его и постановление о прекращении производства об административном правонарушении от 28 июля 2020 года в Йошкар-Олинский городской суд. По мнению Андреева, постановление о прекращении производства об административном правонарушении в отношении его подлежит отмене, поскольку сотрудники отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Йошкар-Оле нарушили сроки уведомления его о производстве по данному делу, не приняли во внимание факт нахождения его на самоизоляции до 15 апреля 2020 года в связи с прибытием из региона с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, не учли того что администрация г. Йошкар-Олы, являющаяся собственником предоставленного ему жилого помещения, при заключении договора не уведомила его о необходимости регистрации по месту пребывания.
Определением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 ноября 2020 года вышеуказанная жалоба Андреева с прилагаемыми материалами была направлена по подведомственности в Казанский гарнизонный военный суд, куда поступила 17 декабря 2020 года.
В дополнение к жалобе, направленном Андреевым в Казанский гарнизонный военный суд, тот указал, что он своевременно не был уведомлен о составленном протоколе об административном правонарушении от 17 июля 2020 года и вынесении постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 28 июля 2020 года, в связи с чем при составлении указанных процессуальных документов, отсутствовал, что не позволило ему в достаточной мере воспользоваться предоставленными ему законом правами. Помимо этого предоставленное ему для проживания в качестве служебного жилья помещение по адресу: <Адрес обезличен>, по сведениям кадастрового учета относится к нежилым и регистрации он там не подлежал.
В судебном заседании Андреев требования, изложенные в своих жалобах поддержал, пояснив, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 17 июля 2020 года и постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 28 июля 2020 года он своевременно уведомлен не был, что лишило его возможности лично предоставлять свои доводы и доказательства по делу об административном правонарушении.
Также он указал, что в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации регистрация гражданина по месту пребывания производиться в срок не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. В протоколе об административном правонарушении от 17 июля 2020 года указано, что он проживал по адресу: <Адрес обезличен> период с 1 апреля по 7 июля 2020 года, то есть по день подачи заявления на соответствующую регистрацию. При этом не было учтено, что поскольку он, прибыв в г. Йошкар-Олу 1 апреля 2020 года из <Адрес обезличен> – региона с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, в связи с распространением коронавирусной инфекции, в течение 15 дней он находился на карантине и не имел возможности в этот период явиться для производства регистрации в подразделение по вопросам миграции УМВД России по г. Йошкар-Оле. Кроме того, договор найма служебного жилого помещения - предоставленного ему вышеуказанного жилого помещения, хотя и датированный 19 марта 2020 года, он заключил с собственником помещения – администрацией г. Йошкар-Олы лишь в середине апреля 2020 года, а регистрация производится лишь с согласия собственника жилого помещения. До момента его регистрации, никто из должностных лиц администрации г. Йошкар-Олы согласия на его регистрацию по вышеуказанному адресу не давал и в известность о необходимости такой регистрации его не ставил.
Из отзыва на жалобу Андреева, поступившего от заместителя начальника отдела по вопросам миграции УМВД России Больгиной Е.Е. следует, что в соответствии со ст. 5 Закона о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1, поскольку Андреев с 1 апреля 2020 года прибыл для прохождения военной службы по контракту в войсковую часть <Номер обезличен> и фактически с этого времени он проживал по адресу: <Адрес обезличен>, в срок не превышающий 90 дней со дня пребывания в жилое помещение он должен был встать на регистрационный учет, встав на него 7 июля 2020 года, он нарушил указанный срок, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5.1 КоАП Российской Федерации.
9 июля 2020 года в адрес Андреева заказным письмом с уведомлением было направлено извещение о явке в отдел по вопросам миграции УМВД России 17 июля 2020 года для дачи объяснения и составления протокола об административном правонарушении. Поскольку он не явился, а сведения о наличии у него уважительных причин для неявки не поступали, протокол об административном правонарушении в этот день в отношении Андреева, в соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП Российской Федерации был составлен в его отсутствие.
17 июля 2020 года было вынесено определение о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, которое было направлено в адрес Андреева также заказным письмом с уведомлением. В день рассмотрения, 28 июля 2020 года Андреев также не явился и сведения о наличии уважительных причин для его неявки не поступали.
Поскольку Андреев являлся военнослужащим по контракту, 28 июля 2020 года было вынесено постановление о прекращении в отношении его производства об административном правонарушении, которое также было направлено Андрееву заказным письмом с уведомлением.
Заслушав объяснения Андреева, изучив доводы его жалоб, отзыва Больгиной, в совокупности с представленными материалами, прихожу к выводу о том, что оснований для отмены постановления о прекращении в отношении его дела об административном правонарушении от 28 июля 2020 года и заключения проверки по его обращению, подписанному 2 сентября 2020 года, не имеется.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 того же Кодекса при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из представленных в суд материалов видно, что 28 июля 2020 года заместителем начальника отдела по вопросам миграции Больгиной, установив факт совершения Андреевым нарушения требований п. 1 ст. 5 Закона о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1, - административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП Российской Федерации, было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Андреева и материалы были направлены в войсковую часть <Номер обезличен>, для решения вопроса о привлечении последнего к дисциплинарной ответственности.
Так из протокола об административном правонарушении от 17 июля 2020 года, составленного старшим инспектором отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Йошкар-Оле Коневой О.А. следует, что Андреев совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП Российской Федерации, что выразилось в выявлении факта его проживания без регистрации по месту пребывания по адресу: <Адрес обезличен>, с 1 апреля по 7 июля 2020 года.
Согласно копии удостоверения личности, Андреев является военнослужащим.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП Российской Федерации, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Согласно п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» военнослужащими (гражданами, проходящими военные сборы) постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в гарнизонный военный суд (ст. 29.5 КоАП Российской Федерации).
Как это следует из копии предписания и объяснений самого Андреева, с 1 апреля 2020 года он проходит военную службу в войсковой части <Адрес обезличен> в г. Йошкар-Оле.
По договору найма служебного жилого помещения от <Дата обезличена> администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» в лице заместителя мэра города Йошкар-Олы с Андреевым был заключен договор о предоставлении ему квартиры по адресу: <Адрес обезличен>.
Согласно заявлению о регистрации по месту пребывания, Андреев обратился с данным заявлением в отдел по вопросам миграции УМВД России по г. Йошкар-Оле лишь 7 июля 2020 года.
По справке командира войсковой части <Номер обезличен>, Андреев в период с 3 по 17 апреля 2020 года находился на самоизоляции, как лицо, прибывшее в Республику Марий Эл из другого субъекта Российской Федерации.
Утверждение Андреева о том, что обжалуемые решения являются незаконным, поскольку он не был уведомлен о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, суд находит несостоятельным, поскольку в судебном заседании было установлено, что сотрудниками полиции принимались меры к извещению Андреева о месте и времени рассмотрения протокола в отношении него и рассмотрения дела, что подтверждается исследованными копиями извещений и почтовых уведомлений, согласно которым Андреев извещался о необходимости прибытия в отдел по вопросам миграции УМВД России по г. Йошкар-Оле 17 и 28 июля 2020 года, однако не получил их по независящим от них обстоятельствам. Кроме того в суде Андреев не представил доказательств, которые могли бы подтвердить отсутствие в его действиях состава вышеуказанного административного правонарушения.
Что касается доводов Андреева о невозможности его обращения с заявлением о постановке на регистрационный учёт в соответствующее учреждение в связи с нахождением на самоизоляции в период с 1 по 15 апреля 2020 года, суд также находит их несостоятельными, поскольку в судебном заседании установлено, что данный факт не мог препятствовать для осуществления требований законодательства о регистрационном учёте в последующем, в установленные законом сроки. Более того факт нахождения Андреева на самоизоляции сам по себе не являлся основанием для приостановления установленного п. 1 ст. 5 Закона о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации 90-дневного срока для регистрация гражданина по месту пребывания, в связи с чем данный срок не мог быть продлен на период его самоизоляции.
Кроме того, суд находит несостоятельным и довод Андреева о невозможности его регистрация по месту пребывания ввиду отсутствия на это согласия администрации г. Йошкар-Олы, поскольку Андреевым не было представлено каких-либо доказательств отказа должностных лиц указанной администрации в согласовании его регистрации в предоставленном служебном помещении. Информирование граждан о необходимости такой регистрации не входит в компетенцию администрации при предоставлении служебного жилого помещения. Данная обязанность прямо предусмотрена п. 1 ст. 5 Закона о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, что Андреевым в установленный срок выполнено не было.
Тем самым суд не усматривает в решениях сотрудников полиции при рассмотрении вопроса о совершении Андреевым вышеуказанного административного правонарушения обстоятельств, в силу которых они подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП Российской Федерации
решил:
В удовлетворении жалоб Андреева Д.Н. на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенном заместителем начальником отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Йошкар-Оле 28 июля 2020 года, и заключение проверки данного постановления подписанное начальником УМВД России по г. Йошкар-Ола 2 сентября 2020 года, в отношении военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Андреева Д,Н., отказать.
Решение может быть обжаловано в Центральный окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд, либо непосредственно в Центральный окружной военный суд, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Казанского
гарнизонного военного суда Э.Е. Сафонов