Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-865/2013 (2-9004/2012;) ~ М-8904/2012 от 11.12.2012

Дело № 2-865/30-2013

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 февраля 2013 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Кайгородовой О.В.,

при секретаре судебного заседания Пятковой М.М.,

рассмотрев гражданское дело по иску Баскаковой Н.М. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании действий незаконными, взыскании денежных сумм, обязании совершить определенные действия,

установил:

Баскакова Н.М. обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к Администрации Петрозаводского городского округа с требованиями о признании действий незаконными, взыскании денежных сумм, обязании совершить определенные действия. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истица была уволена с муниципальной службы в связи с выходом в отставку. На момент оставления муниципальной должности стаж муниципальной службы составлял <данные изъяты> лет, что давало истице право на получение доплаты к трудовой пенсии в размере 80 процентов месячного должностного оклада с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. С ДД.ММ.ГГГГ Администрация Петрозаводского городского округа начала удерживать 13% налога на доходы физических лиц. Считает, что действия Администрации Петрозаводского городского округа по удержанию из ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости подоходного налога незаконны, ущемляют ее права, так как безосновательно ухудшают материальное положение и противоречат принципу равенства подходов к льготам по налогообложению в отношении муниципальных и государственных служащих. На основании изложенного, просит признать действия Администрации Петрозаводского городского округа по удержанию из ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости подоходного налога (НДФЛ) незаконными; взыскать с ответчика необоснованно удержанный подоходный налог за период с ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме <данные изъяты>; обязать ответчика с ДД.ММ.ГГГГ производить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в полном объеме без удержания подоходного налога на доходы физических лиц.

Определением суда от 16 января 2013 года производство по иску Баскаковой Н.М. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании действий незаконными, взыскании денежных сумм, обязании совершить определенные действия прекращено в части требований о взыскании с ответчика необоснованно удержанного подоходного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>., ввиду отказа Баскаковой Н.М. от иска в указанной выше части, так как в ДД.ММ.ГГГГ сумма удержанного подоходного налога за период с ДД.ММ.ГГГГ выплачена ответчиком в размере <данные изъяты>.

Впоследствии истица уточнила заявленные исковые требования, просила признать действия Администрации Петрозаводского городского округа по удержанию из ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости подоходного налога (НДФЛ) незаконными; взыскать с ответчика необоснованно удержанный подоходный налог за период с ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме <данные изъяты>., обязать ответчика с ДД.ММ.ГГГГ производить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в полном объеме без удержания подоходного налога на доходы физических лиц.

Определением суда от 16 января 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Инспекция ФНС России по г.Петрозаводску.

Истица в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени слушания дела надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, поддержала уточненные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа, извещенного надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, согласно которому Администрация производит удержание НДФЛ, исходя из разъяснений, представленных ИФНС по г. Петрозаводску в письме от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что указанная доплата подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке, в связи с чем полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать, также представил документы о возврате истице суммы НДФЛ в размере <данные изъяты>.

В судебное заседание представитель третьего лица ИФНС России по г.Петрозаводску, извещенного надлежащим образом, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил в письменном виде возражения против удовлетворения заявленных исковых требований, согласно которым с учетом буквального толкования норм действующего законодательства ежемесячная доплата к пенсии, выплачиваемая муниципальному служащему за стаж муниципальной службы, не является составляющей пенсии по государственному пенсионному обеспечению, компенсационной и иной выплатой, подпадающими под действие пунктов 1,2 и 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, и подлежит налогообложению в соответствии с нормами налогового законодательства на общих основаниях.

Принимая во внимание отсутствие ответчика, суд приходит к выводу о рассмотрении дела заочно, по имеющимся доказательствам с тем, чтобы отсутствующая сторона при наличии обоснованных возражений имела возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения и представить свои доводы и доказательства, их подтверждающие.

Суд, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Баскакова Н.М. с ДД.ММ.ГГГГ была уволена с муниципальной службы в связи с добровольным выходом в отставку. В соответствии с распоряжением Главы местного самоуправления г. Петрозаводска от ДД.ММ.ГГГГ истице установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости в размере 80 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>., с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.

Согласно ст. 11 Закона Республики Карелия от 24 июля 2007 года № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», ст. 56 Устава Петрозаводского городского округа, истице назначена доплата к трудовой пенсии по старости, порядок назначения, перерасчета и выплаты доплаты устанавливается Решением Петрозаводского городского Совета. В настоящее время ежемесячная доплата к пенсии производится в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета от 27 апреля 2011 года № 27/02-39. Указанная доплата осуществляется за счет средств бюджета Петрозаводского городского округа.

С ДД.ММ.ГГГГ с указанной надбавки Администрация Петрозаводского городского округа производит удержание налога на доходы физических лиц.

Из справки о доходах физического лица за ДД.ММ.ГГГГ годы, выписок Администрации Петрозаводского городского округа о начислениях и удержаниях с пенсии истицы следует, что при начислении истице доплаты к пенсии в период с ДД.ММ.ГГГГ удержан налог на доходы с физических лиц в размере <данные изъяты>, указанное ответчиком не оспаривается.

Как следует из пояснений истицы, в ДД.ММ.ГГГГ ответчик осуществил возврат истице суммы НДФЛ в размере <данные изъяты>.

Позиция, выраженная ответчиком в отзыве, сводится к тому, что доплата к трудовой пенсии не рассматривается как составляющая пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в связи с чем подлежит налогообложению в виде взимания НДФЛ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Конституция РФ, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).

Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (пп. «ж», «н» ч. 1) Конституции РФ, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно п.12 ст. 11 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 года № 25-ФЗ на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с п. 4 ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п. 5 ст. 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

С 13 августа 2007 года правовое регулирование осуществлялось ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 24 июля 2007 года № 1107-ЗРК, в соответствии со ст. 11 которого, законодатель установил право муниципального образования в своем уставе предусмотреть за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и определил, что сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Статья 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от 19.10.1999 года № XXIII-XXVI/418 (в редакции от 04.03.2008 года) в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.

Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24).

Из обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20 июня 2012 года, следует, что устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Закона о муниципальной службе, ст. 7 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

При этом муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23), размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24).

Несмотря на то, что федеральное законодательство в отношении государственных гражданских служащих употребляет термин «пенсия за выслугу лет», а в отношении муниципальных служащих - термин «пенсионное обеспечение за выслугу лет», юридическая природа таких выплат одинакова, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства: пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением; при назначении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим и при назначении пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальным служащим эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии; одной и другой категории лиц пенсия за выслугу лет, пенсионное обеспечение за выслугу лет определяются при наличии соответствующего стажа; в стаж федеральной государственной гражданской службы и в стаж муниципальной службы для назначении пенсии за выслугу лет, пенсионного обеспечения за выслугу лет включаются соответственно стаж работы на муниципальной службе и стаж работы на государственной службе.

Об одинаковой юридической природе пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих указывается и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года № 1190-О-О (п. 2).

При этом, условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

Не относясь к категории социальных доплат к пенсии, устанавливаемых ст. 12.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» на основании требований п. п. 3, 4 ст. 4 ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии, как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим за счет средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

С учетом изложенного, ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов в силу п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.

На основании установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Таким образом, следует признать незаконными действия Администрации Петрозаводского городского округа по взиманию налога на доходы физических лиц из ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы, взыскать с ответчика в пользу истицы необоснованно удержанный НДФЛ из доплаты к трудовой пенсии в сумме <данные изъяты>

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 233 - 235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Иск Баскаковой Н.М. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании действий незаконными, взыскании денежных сумм, обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации Петрозаводского городского округа по удержанию налога на доходы физических лиц из ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы, выплачиваемой Баскаковой Н.М..

Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Баскаковой Н.М. необоснованно удержанный из ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме <данные изъяты>.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа производить Баскаковой Н.М. выплату ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы без удержания налога на доходы физических лиц.

Ответчик вправе подать в адрес Петрозаводского городского суда Республики Карелия заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, или такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:                                                                                       О.В. Кайгородова

Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2013 года.

2-865/2013 (2-9004/2012;) ~ М-8904/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Баскакова Нина Михайловна
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
ИФНС России по г. Петрозаводску
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Кайгородова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
11.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2012Передача материалов судье
16.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.01.2013Предварительное судебное заседание
06.02.2013Судебное заседание
11.02.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2013Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
11.02.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2013Дело оформлено
19.04.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее