Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
12 января 2023 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего - судьи Калгина В.И.,
при помощнике судьи Васильеве О.А., с участием административного ответчика Зверевой А. И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-195/2023 по иску Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области к Зверевой А. И. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция ФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с указанным выше административным иском, требуя взыскать с ответчика Зверевой А.И. в пользу государства недоимку по земельному налогу и пени за период 2015 - 2017 г.г. по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ в общем размере 388 руб. 33 коп.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что предоставленным налоговому органу сведениям по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. Зверевой А.И. принадлежал земельный участок, расположенный <адрес> в связи с чем у ответчика возникла обязанность по уплате налога. В адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в сроки, установленные действующим законодательством. Указанные налоговые уведомления получены ответчиком в соответствии с положениями с п. 2 ст. 11.2 НК РФ, п. 4 ст. 31 НК РФ и п. 4 ст. 52 НК РФ, однако, в установленный срок обязанность по уплате ответчик не исполнил, в связи с чем налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени. Также в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ Поскольку в установленный срок ответчик требования об уплате налога не исполнил, налоговый орган в порядке ст. 48 НК РФ и главы 11.1 КАС РФ обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Зверевой А.И. недоимки по налогу.
Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ, выданный мировым судьей судебного участка № судебного района <адрес> в отношении Зверевой А.И. о взыскании налогов и санкций, на основании заявления должника отменен определением от ДД.ММ.ГГГГг.
В судебное заседание представитель административного истца – межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. При подаче административного искового заявления истцом указывалось о рассмотрении дела в их отсутствии.
Административный ответчик Зверева А.И. в судебном заседании требования административного иска не признала, пояснила, что все налоги ею оплачивались. Она считает, что налоговая инспекция повторно пытается взыскать ранее оплаченные налоги за земельный участок. Она до этого ходила в налоговую инспекцию, где пояснили, что данное требование является ошибочным и она не понимает, почему его повторно предъявляют ей. У ней есть все квитанции, свидетельствующие об уплате земельного налога за дачный земельный участок, которым она владела совместно с покойным мужем с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав пояснения административного ответчика, исследовав материалы дела, суд оснований для удовлетворения административного иска не находит в связи со следующим.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Исходя из положений статьи 287 КАС РФ, обращение в суд с административным исковым заявлением по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций предполагает первоначальное рассмотрение данных требований в порядке главы 11.1 КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, которой в силу ст. 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 3 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, статье 3, статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 387); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных данным Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387).
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса.
Пункт 1 статьи 393 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признает календарный год.
Пунктами 1 и 4 статьи 397 названного Кодекса предусмотрено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (абзац первый); направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (абзац второй).
На основании ст. 75 НК РФ, в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Принудительное взыскание пени с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Административным истцом в подтверждение доводов административного искового заявления представлены следующие доказательства:
- налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в срок до ДД.ММ.ГГГГ Зверевой А.И. необходимо было уплатить земельный налог в размере 533 руб., в том числе за владением земельным участком, расположенным <адрес>, за 12 мес. ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 281 руб., за 3 мес. ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 70 руб., а всего 351 руб.
- налоговое требование № об уплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, с установленным сроком оплаты ДД.ММ.ГГГГ, в размере 351 руб. и пени в размере 30,33 руб., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В случае неисполнения настоящего требовании в срок до ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган вправе был принять меры по взысканию в судебном порядке.
В судебном заседании административным ответчиком не отрицалось наличие прав на данный земельный участок в указанное время.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу подп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и на основании подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ, по общему правилу, считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Согласно части 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Налогового кодекса, приказом Министерством финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года N 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (далее - Правила).
Для всех составителей распоряжений Правилами предусмотрено указание в распоряжении уникального идентификатора начисления (далее - УИН).
При этом в качестве УИН в платежном документе (извещении) по форме N ПД (налог) указывается индекс документа, который формируется налоговым органом.
Согласно п. 12. Правил в реквизите "Код" распоряжения о переводе денежных средств указывается уникальный идентификатор начисления, состоящий из 20 или 25 знаков, при этом все знаки уникального идентификатора начисления одновременно не могут принимать значение ноль ("0").
Налоги физическим лицом могут быть оплачены через любую другую кредитную организацию, которой может быть оформлено полноформатное платежное поручение. В этом случае указывается "0" или индекс документа, присвоенный налоговым органом, при его наличии у физического лица.
В обоснование возражений по заявленным требованиям Зверевой А.И. представлены:
- налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Зверевой А.И. исчислен земельный налог за земельный участок с КН № в размере 281,20 руб. за 12 мес. 2014 г.
- квитанция на сумму 281,20 руб., в которой указан реквизиты получателя и срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ;
- чек-ордер Сбербанка России от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 281,20 руб. с указанием реквизитов получателя УФК по Самарской области (Межрайонная ИФНС России № 3 по Самарской области), УИН №, согласно которому Зверева А.И. осуществила оплату налога;
- налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Зверевой А.И. исчислен земельный налог за земельный участок с КН № в размере 70 руб. за 3 мес. 2015 г.;
- квитанция на сумму 70 руб. с указанием реквизитов получателя УФК по Самарской области (Межрайонная ИФНС России № 3 по Самарской области), УИН №, и срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ;
- чек-ордер Сбербанка России от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 70 руб. с указанием реквизитов получателя УФК по <адрес> (Межрайонная ИФНС России № по <адрес>), УИН 18№, согласно которому Зверева А.И. осуществила оплату налога.
При этом, судом учитывается, что в самом административном исковом заявлении, предъявленном истцом к Зверевой А.И., указан период взыскания задолженности по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, приобщенные к иску документы, а также материалы дела судебного приказа № свидетельствуют о том, что по нему истца, задолженность у Зверевой А.И. по земельному налогу фактически сформировалась за 12 мес. ДД.ММ.ГГГГ и 3 мес. ДД.ММ.ГГГГ
Оценивая представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу, что обязанность по уплате земельного налога за период ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ была исполнена административным ответчиком: за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ – по налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ, за 3 мес. ДД.ММ.ГГГГ – по налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ в установленные сроки, что подтверждено представленными в дело документами, оснований для зачета уплаченных сумм в иные налоговые периоды у административного истца не имелось, поскольку указание в платежных документах уникального идентификатора начисления (УИН) позволяет налоговому органу определить период, за который внесен платеж, в связи с чем основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
В связи с тем, что административным ответчиком в установленный срок сумма земельного налога фактически оплачена, правовых оснований для взыскания пени по данному виду налога также не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области в удовлетворении административного иска, предъявленного к Зверевой А. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, ИНН №, о взыскании недоимки по земельному налогу в размере 351 руб. и пени в размере 30.33 руб., а всего 381.33 руб., по налоговому требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области В.И. Калгин
Решение в окончательной форме изготовлено 26 января 2023 г.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области В.И. Калгин