Дело № 2- 3296/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«24» декабря 2012 года
г.Владимир, Владимирская область
Ленинский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи Потаповой Н.В.
при секретаре Каримовой К.А.,
с участием представителя военного прокурора Владимирского гарнизона Сенченко О.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,
представителя ответчика Трактировой Ю.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Владимирского гарнизона в защиту прав и законных интересов Морозова Н.Н. к военному комиссариату Владимирской области о признании права на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года, взыскании недополученной суммы пенсии с учетом индексации,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Владимирского гарнизона обратился в суд в защиту прав и законных интересов Морозова Н.Н. к военному комиссариату Владимирской области о признании права на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года, взыскании недополученной суммы пенсии с учетом индексации.
В обоснование иска указал, что Морозов Н.Н. является пенсионером МО РФ и получателем пенсии в Военном комиссариате Владимирской области. Пенсия военнослужащим исчисляется из денежного довольствия военнослужащих, при расчете учитываются оклады по должности, оклады по воинскому или специальному званию, процентная надбавка за выслугу лет, которые подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе – исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с увеличением.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 19 января 1999 года № 72 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, таможенных органов РФ и федеральных органов налоговой полиции», повышение окладов по воинским званиям предусмотрено лишь с 01 июля 1999 года. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года пункт 2 названного Постановления в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01 июля 1999 года признан не законным.
Указал, что размеры окладов ограничены определенными пределами лишь по первичным воинским званиям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту. Следовательно, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям других военнослужащих определяются Правительством РФ.
Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
Указом Президента РФ от 24 декабря 1998 года № 1638 Правительству РФ в целях повышения денежного довольствия военнослужащих, предписано повысить с 01 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми должностями военнослужащим, а с 01 июля 1999 года – месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим.
Вместе с тем, Правительство РФ при издании постановления от 19 января 1999 года № 72 установило оклады в меньших размерах, чем было предписано Указом Президента РФ.
Полагая, что в данном случае оклады по воинским званиям должны быть повышены с 01 января 1999 года, а не с 01 июля 1999 года (как произвел ответчик), военный прокурор Владимирского гарнизона просит признать за Морозовым Н.Н. право на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года, взыскать с ответчика недополученную сумму пенсии за указанный период с учетом индексации в сумме .....
В судебном заседании представитель военного прокурора Владимирского гарнизона Сенченко О.А. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Истец Морозов Н.Н. в судебном заседании заявленные требования также поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Военного комиссариата Владимирской области Трактирова Ю.А. иск не признала, указав, что из содержания ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что установление новых окладов по воинским званиям всем военнослужащим, кроме первичных воинских званий, находится в исключительной компетенции Правительства Российской Федерации. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года № ВКПИ 99-18 признано незаконным повышение с 01 июля 1999 года окладов по воинским званиям только по первичным воинским званиям, в этом решении не имелось указаний о перерасчете денежного довольствия военнослужащих и пересмотре пенсий с 01 января 1999 года. Правительством Российской Федерации не принималось дополнительных решений по данному вопросу. Поскольку за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года военнослужащим, состоящим на службе, оклады по воинским званиям, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72, не выплачивались, применять иной размер окладов по воинским званиям при перерасчете пенсии ответчик был не вправе, определение размеров окладов относится к компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Морозов Н.Н. является пенсионером Министерства обороны РФ и ему назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет с 02 декабря 1992 года по настоящее время.
В соответствии со ст. 43 Закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции, действовавшей, на момент перерасчета пенсии 01 января 1999г.) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.
В соответствии с п. «б» ст. 49 названного Закона (в редакции Федерального закона от 21.07.1998 года N 117-ФЗ), пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений), предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
Из содержания данной нормы следует, что минимальный предел окладов по воинским званиям (не менее половины окладов по воинским должностям) предусмотрен не только в отношении первичных воинских званий, но установлен для всех военнослужащих. Иное толкование абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не соответствует буквальному тексту Закона и противоречит принципу равенства всех перед законом (ст. 19 Конституции Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года № 1638, военнослужащим повышены с 01 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 01 июля 1999 года установлены месячные оклады по воинским званиям согласно приложению № 1.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года № ВКПИ 99-18 п. 2 названного Постановления в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01 июля 1999 года признан не соответствующим абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
В силу нормы абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» оклады по воинским званиям не могли быть меньше половины действовавших с 01 января 1999 года окладов по воинским должностям.
Данный Закон подлежит применению судом в соответствии с ч. 2 ст.120 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации как нормативный акт, имеющий большую юридическую силу.
То обстоятельство, что п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации не подлежит применению только с момента вступления в законную силу Решения Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года, не препятствует суду применить при разрешении иска норму абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» как норму, имеющую большую юридическую силу по сравнению с названной нормой акта Правительства Российской Федерации.
Требование абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» являлось обязательным для ответчика, производившего начисление пенсии, вследствие чего ссылка ответчика на неповышение военнослужащим с 01 января 1999 года окладов по воинским должностям не может рассматриваться как законное основание для неувеличения пенсии истцу в соответствии с названным положением Закона.
Из представленного ответчиком расчета следует, что размер оклада Морозова Н.Н. по должности с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года составлял ...., размер оклада по званию – ...., процентная надбавка за выслугу лет – ....., размер пенсии Морозова Н.Н. составлял ..... С учетом увеличения оклада по воинскому званию в 1,62 раза оклад по воинскому званию составляет ...., процентная надбавка за выслугу лет – ..... и размер пенсии – .....
Таким образом, размер ежемесячной недоплаты составляет .... всего за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года истцом недополучено ....
Военным прокурором заявлены требования о взыскании недополученной пенсии за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года с учетом уровня инфляции.
В соответствии со статьей 318 Гражданского кодекса РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях – индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при присуждении ко взысканию в пользу военнослужащего своевременно не выданного ему денежного и иного довольствия, а также других выплат в случае признании жалобы обоснованной в соответствии с законом, суд должен восстановить нарушенные права заявителя в полном объеме. Поэтому военнослужащему, право которого на своевременное получение денежных выплат было нарушено, должен быть в полном объеме компенсирован понесенный в связи с этим ущерб потери от инфляции.
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 марта 2008 года № 244-О-П, индексация является не мерой гражданско-правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а механизмом, позволяющим полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения обязательства в условиях инфляционных процессов в государстве.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым применить к недополученным своевременно истцом суммам индекс потребительских цен по сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области.
Расчет индексации с января 1999 года по 31 октября 2012 года выглядит следующим образом:
Сумма |
Индекс дефлятор по годам |
недополученный размер пенсии с учетом инфляции по годам по 31.10.2012 г. | ||
январь 1999 г. |
с февраля по декабрь 1999 г. |
153,3 |
1,261 |
193,26 |
февраль 1999 г. |
с марта по декабрь 1999 г. |
153,3 |
1,209 |
185,29 |
март 1999 г. |
с апреля по декабрь 1999 г |
153,3 |
1,176 |
180,24 |
апрель 1999 г. |
с мая по декабрь 1999 г |
153,3 |
1,154 |
176,88 |
май 1999 г. |
с июня по декабрь 1999 г. |
153,3 |
1,127 |
172,73 |
июнь 1999 г. |
с июля по декабрь 1999 г. |
153,3 |
1,109 |
170,01 |
2000 |
1078,41 |
1,180 |
1272,33 | |
2001 |
1272,33 |
1,205 |
1532,59 | |
2002 |
1532,59 |
1,138 |
1744,81 | |
2003 |
1744,81 |
1,153 |
2012,52 | |
2004 |
2012,52 |
1,137 |
2287,65 | |
2005 |
2287,65 |
1,111 |
2540,94 | |
2006 |
2540,94 |
1,093 |
2777,74 | |
2007 |
2777,74 |
1,133 |
3147,76 | |
2008 |
3147,76 |
1,143 |
3598,70 | |
2009 |
3598,70 |
1,086 |
3907,29 | |
2010 |
3907,29 |
1,097 |
4286,09 | |
2011 |
4286,09 |
1,057 |
4531,53 | |
2012 |
10 месяцев |
4531,53 |
1,061 |
4805,86 |
Представителем ответчика расчет и сумма недополученной пенсии не оспаривалась.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требование о признании за Морозовым Н.Н. права на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года является обоснованным и подлежит удовлетворению. С ответчика в пользу Морозова Н.Н. подлежит взысканию недополученная сумма пенсии за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года с учетом индексации в размере .....
В соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются, в том числе государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 сентября 2007 года № 1132, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота).
Таким образом, Военный комиссариат Владимирской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора Владимирского гарнизона в защиту прав и законных интересов Морозова Николая Николаевича удовлетворить.
Признать за Морозовым Н.Н. право на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года.
Взыскать с Военного комиссариата Владимирской области в пользу Морозова Н.Н. недополученную сумму пенсии за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года с учетом индексации в размере .....
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.В. Потапова