Дело № 2-496/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2017 года г. Райчихинск
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Ю.М.,
при секретаре Денисенко А.В.,
с участием представителя ответчика ГКУ АО – УСЗН по г. Райчихинск и пгт. Прогресс Кирилловой Р.Н.,
третьего лица Еременко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тетерич Н.С. к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс об обязании принять к рассмотрению документы на компенсацию части расходов по кредитному договору и взыскании выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту,
У С Т А Н О В И Л:
Тетерич Н.С. обратилась в Райчихинский городской суд Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс, в обоснование которого указала, что она является получателем социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счёт средств областного или местных бюджетов в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 г. №20. Предоставление социальной выплаты осуществлялось до 01.01.2014 в рамках реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильём и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.11.2011 № 617. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ социальная выплата должна быть предоставлена в соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014-2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2013 №446 на основании кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ею заключен кредитный договор № с ОАО «Амурское ипотечное агентство» на приобретение объекта недвижимости. В соответствии с указанным Постановлением Правительства Амурской области № 20 от 23.01.2012 г. она обратилась в Государственное казенное учреждение Амурской области — управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и п.г.т. Прогресс с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ. ГКУ Амурской области — управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и п.г.т. Прогресс от ДД.ММ.ГГГГ № было принято решение о принятии расходов к компенсации по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ компенсация части расходов по кредитному договору не производилась. Все документы для возмещения компенсации были предоставлены. Решением суда на ответчика была возложена обязанность осуществить выплату расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Учреждение вернуло документы о выплате истцу компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что в связи с введением в действие с ДД.ММ.ГГГГ постановления Правительства Амурской области № 593 от 11.12.2015 г. «О внесении изменения в постановление правительства Амурской области от 29.12.2014 г. № 784» у Учреждения отсутствуют правовые основания для рассмотрения документов по существу и принятия решения. Однако, в ДД.ММ.ГГГГ решением суда на ГКУ АО УСЗН по г. Райчихинск и пгт. Прогресс возложена обязанность осуществит выплату расходов по уплате процентов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Оставшийся период с января по ДД.ММ.ГГГГ остался без рассмотрения. Сумма процентов за данный период составила 82 442 рубля 37 копеек, которая для истца является существенной. Приобретая статус участника программы, истец имеет право продолжить пользоваться социальной поддержкой государства.
На основании изложенного, истец Тетерич Н.С. просила обязать ГКУ АО – УСЗН по г. Райчихинск и пгт. Прогресс принять к рассмотрению документы на компенсацию части расходов по кредитному договору №-ИЗ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному Тетерич Н.С. с ОАО «Амурское ипотечное агентство» на приобретение объекта недвижимости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области - управления социальной защиты населения по г. Райчихинск и п.г.т. Прогресс сумму задолженности выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ в пользу Тетерич Н.С. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 82442 рубля 37 копеек; расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Определением Райчихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований Тетерич Н.С. о взыскании с Государственного казенного учреждения Амурской области - управления социальной защиты населения по г. Райчихинск и п.г.т. Прогресс суммы задолженности выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 82442 рубля 37 копеек прекращено.
В судебном заседании представитель ответчика государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс Кириллова Р.Н. требования истца не признала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Тетерич Н.С. обращалась в Управление с заявлением о компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приложив необходимый пакет документов. По результатам рассмотрения приято решение о возврате заявления письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с отменой программы. После этого истец с какими либо иными заявлениями в учреждение не обращалась. Пояснила, что оснований для принятия к рассмотрению документов истца для компенсации части расходов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ после ДД.ММ.ГГГГ у Управления не имелось в связи с утратой законной силы постановления Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № и принятием постановления Правительства Амурской области от 11 декабря 2015 года № 593. Просила в удовлетворении исковых требований Тетерич Н.С. отказать в полном объеме.
Третье лицо Еременко О.В. исковые требования поддержала, суду пояснила, что истец, являясь участником долгосрочной целевой программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014-2020 годы», имеет право на возмещение расходов по уплате процентов по ипотечному кредитному договору до ДД.ММ.ГГГГ, сохраняя этот статус. Просит суд учесть материальное положение истца, <данные изъяты>, одна воспитывает двоих <данные изъяты> детей, а также материальное положение третьих лиц Еременко О.В. и Еременко С.И., являющихся пенсионерами. Суммы, не выплаченные в качестве компенсации, для них являются значительными.
Истец Тетерич Н.С., третьи лица Еременко С.И., Министерства социальной защиты Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Правительства Амурской области, ОАО «Амурской ипотечное агентство» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Истец Тетерич Н.С. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, о причинах неявки остальных участников процесса суду не известно. В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав пояснения представителя ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 7 декабря 2007 г. N 28 «Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», в целях развития ипотечного кредитования на территории Амурской области утверждена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы». Период реализации подпрограммы 2012-2013 гг.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Амурской области от 29 июля 2013 г. № 329 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности» постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы» в рамках, которой в целях развития ипотечного жилищного кредитования на территории области, формирования рынка доступного арендного жилья и условий для снижения стоимости жилья действует программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Сроки реализации подпрограммы 2014-2020 гг.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Амурское ипотечное агентство» и истцом Тетерич Н.С., третьими лицами Еременко С.И., Еременко О.В. заключен договор займа № в сумме 2 000 000 рублей для приобретения объекта недвижимости - <адрес>.
В соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года № 20 Тетерич Н.С. обратилась к ответчику с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору.
Решением государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Райчихинск и пгт. Прогресс от ДД.ММ.ГГГГ № года расходы по кредитному договору, заключенному с истцом, приняты к компенсации.
ДД.ММ.ГГГГ Тетерич Н.С. обратилась в ГКУ АО – УСЗН по г. Райчихинск и пгт. Прогресс с заявлением о компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с приложенными документами для рассмотрения.
Письмом начальника ГКУ АО – УСЗН по г. Райчихинск и пгт. Прогресс за № от ДД.ММ.ГГГГ заявление Тетерич Н.С. возвращено без рассмотрения по причине отсутствия правовых оснований для рассмотрения документов по существу и принятия решения в связи с введением в действие с ДД.ММ.ГГГГ постановления правительства Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29.12.2014 г. № 784».
Решением Райчихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, с ГКУ АО – УСЗН по г. Райчихинск и пгт. Прогресс в пользу Тетерич Н.С. взыскана компенсация части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 44570 рублей 64 копейки, расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей.
Обращаясь в суд с требованиями о возложении на ГКУ АО - УСЗН по г. Райчихинск и пгт. Прогресс принять к рассмотрению документы на компенсацию части расходов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному Тетерич Н.С. с ОАО «Амурское ипотечное агентство» на приобретение объекта недвижимости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец ссылается на нарушение ответчиком ее прав на получение данной меры социальной поддержки.
Рассматривая данные требования, суд приходит к следующему.
До 01 января 2014 г. предоставление социальной выплаты осуществлялось в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 г.г.» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 г.г.», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 г. № 617.
С 01 января 2014 г. социальная выплата предоставлялась в рамках реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. № 446. Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет, участником программы – Министерство социальной защиты населения Амурской области.
В целях реализации данной подпрограммы постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года № 20 было утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов.
Согласно п. 1 Положения № 20, устанавливается условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в областном государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов муниципальных образований области (далее - областные или муниципальные учреждения).
В силу п. 3 Положения, право на получение социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями на территории Амурской области, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении (далее - социальная выплата), имеют молодые семьи:
1) где один из супругов работает в областном или муниципальном учреждении (по основному месту работы) и имеет непрерывный стаж работы в данном учреждении не менее одного года;
2) проживающие на территории Амурской области;
3) заключившие с ДД.ММ.ГГГГ с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области на сумму не более 2000000 (два миллиона) рублей, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта (далее - кредитный договор).
Согласно п.п. 5-8 Положения, размер социальной выплаты за месяц определяется в сумме фактически уплаченных молодой семьей процентов по кредитному договору за месяц.
Компенсации подлежат фактические расходы молодой семьи, уплаченные за первые <данные изъяты> месяцев пользования ипотечным кредитом или займом.
Молодая семья, претендующая на получение социальной выплаты, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по муниципальному району и городскому округу (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации.
Согласно п.п. 8,9,10 Положения № 20 предоставление компенсации производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований Положений.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации.
С ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании утратившими силу постановлений <адрес>», согласно которому признаны утратившими силу постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 19, от ДД.ММ.ГГГГ N 20, от ДД.ММ.ГГГГ N 26, от ДД.ММ.ГГГГ N 81, от ДД.ММ.ГГГГ N 179, от ДД.ММ.ГГГГ N 396, от ДД.ММ.ГГГГ N 402, от ДД.ММ.ГГГГ N 576, от ДД.ММ.ГГГГ N 591, от ДД.ММ.ГГГГ N 662, от ДД.ММ.ГГГГ N 783, от ДД.ММ.ГГГГ N 46, от ДД.ММ.ГГГГ N 100, от ДД.ММ.ГГГГ N 108, от ДД.ММ.ГГГГ N 209, от ДД.ММ.ГГГГ N 755.
Пунктом 2 данного постановления предусмотрено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской области, указанными в пункте 1 указанного постановления, до 01 января 2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке.
Постановлением Правительства Амурской области от 11.12.2015 № 593 «О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 г. № 784» с 01 января 2016 года признан утратившим п. 2 постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 №784.
Таким образом, социальные выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитным договорам в соответствии с вышеприведенным Положением № 26, прекращены с 01 января 2016 года. При этом ни постановление Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 года № 784, ни постановление Правительства Амурской области от 11 декабря 2015 года № 593 не содержат положений о том, что действие данных нормативных актов распространяется на отношения, возникшие до их принятия.
Наличие затруднительного материального положения истца и третьих лиц не является исключительным обстоятельством для возложения на ответчика обязанности по выплате сумм компенсации расходов по уплате процентов по договору после ДД.ММ.ГГГГ ввиду отсутствия правового регулирования.
При таких обстоятельствах, требования Тетерич Н.С. об обязании ГКУ АО – УСЗН по г. Райчихинск и пгт. Прогресс принять к рассмотрению документы на компенсацию части расходов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному Тетерич Н.С. с ОАО «Амурское ипотечное агентство» на приобретение объекта недвижимости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд,
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Тетерич Н.С. об обязании ГКУ АО – УСЗН по г. Райчихинск и пгт. Прогресс принять к рассмотрению документы на компенсацию части расходов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному Тетерич Н.С. с ОАО «Амурское ипотечное агентство» на приобретение объекта недвижимости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Ю.М. Кузнецова