Дело № 2-98/2019
24RS0029-01-2018-001020-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2019 года пгт. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижиковой О. В.,
при секретаре Кацаповой О. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Никитиной Т.Н. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Козульская районная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Никитина Т. Н. обратилась с исковыми требованиями к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Козульская районная больница» (далее КГБУЗ «Козульская РБ») о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с мая 2018 г. по август 2018 г. в размере 26791 руб. 20 коп., свои требования мотивируя тем, что работает в КГБУЗ «Козулькая РБ» в должности уборщик служебных помещений на 1,0 ставку с 13.06.2017 г.. Согласно расчетных листков её заработная плата составила в: мае 2018 г. – 11163,00 руб., июне 2018 г. – 11163,00 руб., июле 2018 г. – 11163,00 руб., августе 2018 г. – 27828,60 руб.. Полагает, что размер выплаченной заработной платы за указанный период противоречит действующему законодательству. В силу действующего законодательства минимальный размер оплаты работника, выполнившего нормы труда в Козульском районе Красноярского края, с 01 мая 2018 г. не может быть ниже 17860 руб. 80 коп.. Размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с мая 2018 г. по август 2018 г. составил 26791 руб. 20 коп..
Истец Никитина Т. Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще и своевременно, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика КГБУЗ «Козульская РБ» главный врач ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще и своевременно, направила суду отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
КГБУЗ «Козульская РБ» является некоммерческой организацией, созданной Красноярским краем для оказания услуг гражданам и юридическим лицам для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий в сфере здравоохранения.
Согласно п.п. 4.1. и 4.10 Устава КГБУЗ «Козульская РБ» имущество Учреждения находится в государственной собственности Красноярского края, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления. В отношении этого имущества Учреждение осуществляет в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из Краевого бюджета.
Работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда ниже размера заработной платы, предоставляется региональная выплата. Для целей расчета региональной выплаты размеры заработной платы составляют – 11016 руб..
Таким образом, заработная плата работникам КГБУЗ «Козульская РБ» выплачивалась в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Красноярского края от 29 октября 2009 г. № 9-3864 "О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений", которым установлено, что работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, предоставляется региональная выплата в размере 11016 руб..
Собственных денежных средств, для повышения заработной платы работникам, у КГБУЗ «Козульская РБ» нет. Считает, что заработная плата истцу за указанные в исковом заявлении периоды начислялась в полном объёме, своевременно и полностью была выплачена работнику. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать полностью.
Третье лицо Министерство здравоохранения Красноярского края в судебное заседание не явилось, извещены надлежаще и своевременно, ходатайств об отложении дела не заявлял, в связи с чем дело подлежит рассмотрению в его отсутствие в порядке ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Ч. 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 28.12.2017 г. № 421-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01 мая 2018 г. установлен в сумме 11163,00 руб. в месяц.
Как следует из ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст.ст. 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. № 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. № 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. № 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 г. № 38-П, в п. 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции РФ (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний ст. 37 (ч. 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
В соответствии со ст. 316 ТК РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 г. № 160-г (с последующими изменениями) с 01 апреля 1992 г. установлен районный коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций. Постановлением Администрации Красноярского края от 13 ноября 1992 г. № 393-п с 01 ноября 1992 г. районный коэффициент к заработной плате 1,30 введен на территории Козульского района.
Кроме того, в силу ст. 317 ТК РФ, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах и местностях.
В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 11 сентября 1995 г. №49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока», на территории южных районов Красноярского края применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст.ст. 316, 317 ТК РФ осуществляется с районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Поэтому заработная плата в Козульском районе Красноярского края должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка к заработной плате в сумме 60 % (30 % (районный коэффициент) + 30 % (надбавка)).
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Никитина Т. Н. с ДД.ММ.ГГГГ состоит с ответчиком в трудовых отношениях, занимая должность уборщик служебных помещений, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ.
Из расчетных листков следует, что Никитиной Т. Н. установлен оклад в размере 2552,00 руб., заработная плата Никитиной Т. Н. за май 2018 г. при выполнении нормы труда составила 11163,00 руб. в месяц, за июнь 2018 г. при выполнении нормы труда составила 11163,00 руб. в месяц, за июль 2018 г. при выполнении нормы труда составила 11163,00 руб., за август 2018 г. при выполнении нормы труда составила 27828,60 руб. (с учетом доплат до МРОТ по решению суда), то есть в размере МРОТ, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23.12.2016 г.
При таких обстоятельствах, суд, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные отношения, исходя из того, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях должны начисляться сверх установленного федеральным законодательством МРОТ.
Федеральным законом от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 мая 2018 г. установлен в сумме 11163,00 руб. в месяц, с начислением на данные суммы районного коэффициента – 30 % и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях – 30 %, суд приходит к выводу, что с учетом выполнения нормы рабочего времени, с 01.05.2018 г. истец должен был получать размер заработной платы в месяц не менее 17860,80 руб..
Согласно расчёту иска, заработная плата Никитиной Т. Н. при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении нормы труда должна составлять с мая 2018 г. не менее 17860 руб. 80 коп. (11163,0 х 1,3 х 1,3).
В мае 2018 г. истцу подлежало начислению 17860,80 руб., фактически начислено 11163,00 руб., недоначислено 6697,80 руб., в июне 2018 г. истцу подлежало начислению 17860,80 руб., фактически начислено 11163,00 руб., недоначислено 6697,80 руб., в июле 2018 г. истцу подлежало начислению 17860,80 руб., фактически начислено 11163,00 руб., недоначислено 6697,80 руб., в августе 2018 г. истцу подлежало начислению 34526,40 руб., фактически начислено 27828,60 руб., недоначислено 6697,80 руб..
Размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы за май-август 2018 г. составил 26791 руб. 20 коп..
При проверке представленного истцом расчёта взыскиваемой недоначисленой заработной платы судом установлено, что расчёт иска произведён с учётом действующего законодательства, согласуется с иными доказательствами о недоначислении заработной платы и подлежит применению за основу при разрешении данного иска.
При указанных обстоятельствах требования иска обоснованы, законны и подлежат удовлетворению в полном объёме.
Представленные ответчиком возражения суд отвергает, как основанные на неверном толковании норм права.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика в бюджет Козульского района Красноярского края подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по предъявленному требованию составляет 1003 руб. 73 коп..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Никитиной Т.Н. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Козульская районная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Козульская районная больница» в пользу Никитиной Т.Н. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с мая 2018 г. по август 2018 г. в размере 26791 (двадцать шесть тысяч семьсот девяносто один) рубль 20 копеек.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Козульская районная больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1003 (одна тысяча три) рубля 73 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий судья: О. В. Чижикова
Мотивированное решение изготовлено: 22.03.2019г.