Дело № 5-5766/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Город Волжский Волгоградской области 18 декабря 2020 года
Судья Волжского городского суда Волгоградской области Рыжова Людмила Александровна при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Сидоровой Татьяны Сергеевны, обвиняемой в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
В Волжский городской суд Волгоградской области на рассмотрение поступил составленный инспектором отдела по исполнению административного законодательства Управления МВД России по городу Волжскому Тодоровым Д.А. протокол об административном правонарушении АЕ-34 920059 от 06 ноября 2020 года и другие материалы в отношении индивидуального предпринимателя Сидоровой Т.С., обвиняемой в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Изучив при подготовке к рассмотрению протокол и приложенные к нему материалы по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Сидоровой Т.С., прихожу к выводу о наличии оснований для возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, которое составило протокол.
В соответствии со статьей 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья выясняет относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, в том числе, о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, о чем выносится определение.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Верховный Суд Российской Федерации в п. 4 Постановления Пленума от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" (с изменениями) разъяснил, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу.
В силу с ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Как следует из протокола об административном правонарушении и приложенных к нему материалов, протокол уже направлялся в суд и был возвращен определением судьи Волжского городского суда от 19 ноября 2020 года для устранения недостатков, вместе с тем, направляя вновь тот же протокол после внесения в него изменений, должностное лицо, его составившее, не указало когда эти изменения были внесены, отсутствует в нем и в приложенных к нему материалах информация и о вручении копии протокола с внесенными в него изменениями лицу, в отношении которого этот протокол составлен.
Помимо этого, в протоколе об административном правонарушении АЕ-34 920059 от 06 ноября 2020 года, составленном в отношении Сидоровой Т.С., как индивидуального предпринимателя, по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, указано, что индивидуальный предприниматель Сидорова Т.С. 30 октября 2020 года в 10:30 в торговом отделе «Табак», расположенном в по адресу: г.Волжский, ул. Мира, дом 54»а», при осуществлении розничной продажи табачной продукции (которую осуществляла лично, без привлечения работников), находилась на территории осуществления деятельности без средств защиты органов дыхания (маски, респираторы) в нарушение п. 4.15 Постановления Губернатора Волгоградской области №656 от 21.10.2020 года «О внесении изменения в постановление Губернатора Волгоградской области от 15.03.2020 года №179 «О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в соответствии с п.6 указанного постановления индивидуальный предприниматель несет персональную ответственность за соблюдение установленных правил; тем самым ИП Сидорова Т.С. допустила невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, своими действиями совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 стать 20.6.1 КоАП РФ.
Из письменных пояснений индивидуального предпринимателя Сидоровой Т.С., изложенных в протоколе, следует, что в указанное в протоколе время и месте она осуществляла деятельность лично, без привлечения продавцов, находилась на рабочем месте, в отделе не было клиентов, при появлении сотрудников полиции сразу надела маску и перчатки, из фотоматериала и других доказательств не следует, что вмененное индивидуальному предпринимателю Сидоровой Т.С. действие (бездействие)- нахождение без средств защиты органов дыхания совершено как работодателем, осуществляющим деятельность на территории Волгоградской области и допустившим нахождение на территории осуществления своей деятельности работников, которые не используют средства индивидуальной защиты органов дыхания (гигиенические маски, респираторы).
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 6.3 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65).
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи и по смыслу норм действующего законодательства в случае нарушения требований Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, в том числе, в постановлениях от 18 марта 2020 г. N7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019", №31 от 16 октября 2020 года «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», действия граждан, должностных и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей подлежат квалификации по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 г. N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом", вступившим в силу с 28 октября 2020 года, постановлено лицам, находящимся на территории Российской Федерации, носить гигиенические маски для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 15.03.2020 года №179 «О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в редакции Постановления Губернатора Волгоградской области от 09 октября 2020 года №640), действующего в период инкриминируемого нарушения, работодатели, осуществляющие деятельность на территории Волгоградской области согласно подпункту 4.15 пункта 4, нарушение которого вменяется индивидуальному предпринимателю Сидоровой Т.С., обязаны не допускать нахождения на территории осуществления деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей) работников, которые не используют средства индивидуальной защиты органов дыхания (гигиенические маски, респираторы, повязки или иные изделия, их заменяющие).
Постановлением Губернатора Волгоградской области №656 от 21.10.2020 года в п. 4.15 постановления Губернатора Волгоградской области от 15.03.2020 года №179 изменения не вносились.
Описание события правонарушения, вмененного Сидоровой Т.С., как индивидуальному предпринимателю, не соответствует диспозиции ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и подпункту 4.15 п. 4 Постановления Губернатора Волгоградской области от 15.03.2020 года №179 «О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в редакции Постановления Губернатора Волгоградской области от 09 октября 2020 года №640), вмененному, как следует из смысла протокола об административном правонарушении, индивидуальному предпринимателю, что не позволяет определить правильную квалификацию правонарушения; каких-либо доказательств совершения Сидоровой Т.С. вмененного ей правонарушения к материалам дела не приложено.
Нарушения, допущенные составителем протокола об административном правонарушении, носят существенный характер, неполнота представленных материалов не может быть восполнена при рассмотрении дела, наличие вышеуказанных недостатков протокола и неполнота представленных материалов не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при указанных обстоятельствах в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении составленный инспектором отдела по исполнению административного законодательства Управления МВД России по городу Волжскому Тодоровым Д.А. протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Сидоровой Т.С. и приложенные к протоколу материалы подлежат возвращению должностному лицу, составившему протокол, для устранения изложенных выше препятствий для рассмотрения дела.
Руководствуясь статьей 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Протокол об административном правонарушении от 06 ноября 2020 года АЕ-34 920059 и другие материалы дела в отношении индивидуального предпринимателя Сидоровой Татьяны Сергеевны, обвиняемой в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возвратить инспектору отдела по исполнению административного законодательства Управления МВД России по городу Волжскому Тодорову Д.А. для устранения обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении.
Определение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение десяти суток.
Судья: Л.А. Рыжова