Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3446/2021 ~ М-2815/2021 от 06.05.2021

№ 2а-3446/2021

УИД 63RS0045-01-2021-004385-39

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июня 2021г.                            <адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Бадьевой Н.Ю.,

при секретаре Корячкиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-3446/2021 по административному исковому заявлению Гапонцева Ивана Витальевича об оспаривании решения Призывной комиссии <адрес> <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец - Гапонцев И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии <адрес> <адрес>, мотивируя это тем, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате <адрес> <адрес>. Решением призывной комиссии <адрес> <адрес> в рамках весенней призывной кампании 2021г. административному истцу установлена категория годности – А-4, и он признан годным к военной службе. Решение нарушает его право на освобождении от призыва на военную службу в соответствии с п. п. "а" п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", является необоснованным и незаконным. Административный истец полагает, что решение призывной комиссии незаконно и нарушает его права, так как его беспокоит варикозное расширение вен мошонки слева 2 степени. В связи с этим, просит суд признать незаконным и отменить решение призывной комиссии <адрес> района г.<адрес> <адрес> области о признании его годным к военной службе.

Административный истец Гапонцев И.В. в судебном заседании административные требования поддержал, по основаниям, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.

В судебном заседании Кротов М.И., действующий по доверенности как представитель административного ответчика - Призывной комиссии Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара, так и административного ответчика Военного Комиссариата <адрес> <адрес>, возражал против удовлетворения заявленных требований, указав на то, что призывной комиссией в рамках весенней призывной кампании 2021г. не принималось решение об установлении Гапонцеву И.В. категория годности – А-4. Такое решение было принято еще призывной комиссией <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. под номером 25 о признании его годным к военной службе. Указанное решение призывной комиссии было обжаловано Гапонцевым И.В. и решением <адрес> районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу, решение призывной комиссии № 25 от ДД.ММ.ГГГГ. оставлено без изменения. В связи с этим, оснований для принятия нового решения об установлении годности к военной службе в отношении Гапонцева И.В. не имеется, выдавая Гапонцеву И.В. повестку СП от ДД.ММ.ГГГГ. о необходимости явки на призывной пункт для прохождения военной службы, призывная комиссия руководствовалась ранее принятым решением № 25 от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в рамках настоящего дела Гапонцев И.В. предъявляет требования о признании незаконным несуществующего решения, что свидетельствует об отсутствии спора, в связи с чем, просил в удовлетворении административного иска отказать.

Суд, выслушав административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

В силу ст. 3 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Согласно ст. 8 вышеуказанного Федерального закона воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.

Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям.

Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов, а именно комиссиям по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.

Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

В соответствии с п. 2 ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Федеральным законом от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности (пункт 1 статьи 28).

Такие решения принимаются призывной комиссией по результатам медицинского освидетельствования призывника, проведенного врачами-специалистами, и на основании заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, о годности гражданина к военной службе по соответствующим категориям (статья 5.1). Гражданин, заявивший о несогласии с заключением о его годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, вправе обжаловать такое заключение и решение призывной комиссии в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование (пункт 7 статьи 28, пункт 2 статьи 29).

Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется комиссией по постановке граждан на воинский учет в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. При выявлении граждан, не поставленных по каким-либо причинам на воинский учет в установленные сроки, их постановка на воинский учет осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года (п. 6 Инструкции).

Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет проводится в установленном порядке (п. 12 Инструкции).

На воинский учет решением комиссии по постановке граждан на воинский учет ставятся все граждане, подлежащие постановке на воинский учет и прошедшие комиссию, проживающие на территории соответствующего муниципального образования, независимо от категории их годности к военной службе по состоянию здоровья, в том числе и направленные решением комиссии на медицинское обследование (п. 16 Инструкции).

Пунктом 17 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. Приказом Министра обороны РФ, предусмотрено, что гражданину, первоначально поставленному на воинский учет, в день прохождения комиссии под личную подпись выдается удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в котором проставляется оттиск штампа военного комиссариата о постановке на воинский учет. Ему разъясняются правила воинского учета и ответственность за их нарушение, поводится порядок подготовки к призыву на военную службу и предварительный срок явки в военный комиссариат (на призывной пункт) для прохождения им призывной комиссии.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Гапонцев Иван Витальевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2015г. состоит на воинском учете в военном комиссариате <адрес> <адрес>.

Из личного дела призывника следует, что Гапонцев И.В. неоднократно проходил медицинскую комиссию в Военном комиссариате <адрес>. Так, в личном деле Гапонцева И.В. имеется карта медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в которой отражены данные врачей-специалистов и итоговое заключение о категории годности Гапонцева И.В. к военной службе.

Решением Призывной комиссии <адрес> <адрес> от 16.12.2020г. Гапонцев И.В. о признан годным к военной службе.

Указанное решение призывной комиссии было обжаловано Гапонцевым И.В. в <адрес> районный суд <адрес> в связи с тем, что при принятии решения Призывная комиссия не учла наличие у него проблем со здоровьем, а именно: наличие повышенного давления, носовых кровотечений, пульсации в висках.

Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу, решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. признано законным, нарушений прав Гапонцева И.В. не установлено.

В связи с этим, на основании ранее принятого решения призывной комиссии об установлении годности к военной службе от ДД.ММ.ГГГГ., Гапонцеву И.В. направлена повестка СП от ДД.ММ.ГГГГ. о необходимости явки на призывной пункт для прохождения военной службы.

ДД.ММ.ГГГГ. Гапонцев И.В. обратился в <адрес> суд <адрес> с административным иском о признании решения призывной комиссии <адрес> района г.о. <адрес>, принятого в рамках весенней призывной комиссии 2021г., незаконным, указывая на то, что решение призывной комиссии незаконно и нарушает его права, поскольку призывной комиссией при подготовке заключения о годности к военной службе не учтено наличие у него заболевания - варикозного расширения вен мошонки слева 2 степени.

В силу п. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Вместе с тем, из дела следует, что выданная Гапонцеву И.В. повестка СП от ДД.ММ.ГГГГ. основана на ранее принятом решении от ДД.ММ.ГГГГ., и, вопреки доводам административного истца, иных решений призывной комиссией Промышленного района г.о. Самара в рамках весенней призывной компании в 2021г. в отношении Гапонцева И.В. не принималось.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в данном случае административного спора, подлежащего рассмотрению судом, поскольку административным истцом не доказано наличие решения, принятого административными ответчиками, нарушающего права, свободы и законные интересы Гапонцева И.В.

Более того, указывая на незаконность действий административного ответчика призывной комиссии, полагающей, что Гапонцев И.В. подлежит призыву на военную службу, Гапонцев И.В. ссылается на наличие у него диагноза: варикозное расширение вен мошонки слева 2 степени.

Вместе с тем, исходя из положений части 2 статьи 25, части 6 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013г.) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", гражданин, не согласный с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.

Такая экспертиза осуществляется в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 N 574).

В соответствии с пунктами 7, 8 данного Положения независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.

Согласно Положению о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 N 565), вступившему в действие с 1 января 2014 года, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 N 574 (абзац пятый пункта 8); военный комиссар (начальник отдела военного комиссариата) при получении заключения независимой военно-врачебной экспертизы приобщает его к личному делу призывника и в рамках работы призывной комиссии направляет гражданина в соответствующую комиссию для повторного освидетельствования, если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением освидетельствования гражданина, проведенного в рамках работы призывной комиссии (пункт 102).

У призывной комиссии имелись законные основания для принятия решения о призыве Гапонцева И.В. на военную службу, поскольку по заключению проведенного медицинского освидетельствования призывник по состоянию здоровья признан годным к военной службе без ограничений решением призывной комиссии <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ законность которого установлена вступившим в законную силу решением суда.

Судом установлено, что при медицинском освидетельствовании Гапонцев И.В. прошел все необходимые для определения категории годности к военной службе медицинские обследования, по результатам которых врачом, руководившим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, дано заключение.

При этом административный истец не представил в военный комиссариат иные медицинские документы либо заключение независимой военно-врачебной экспертизы, которое позволяло бы военкому, в случае, если выводы такой экспертизы не совпадали с заключением медицинского освидетельствования, направить его на повторное медицинское освидетельствование.

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения требований Гапонцева И.В. о признании незаконным решения Призывной комиссии военного комиссариата <адрес> района г<адрес> Самарской области отсутствуют, в связи с чем, в удовлетворении административных исковых требований Гапонцева И.В. необходимо отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Гапонцева Ивана Витальевича к Призывной комиссии военного комиссариата <адрес> <адрес> об оспаривании решения призывной комиссии - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Решение в окончательной форме принято 21.06.2021 г.

Председательствующий:                        Н.Ю.Бадьева

2а-3446/2021 ~ М-2815/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гапонцев И.В.
Ответчики
Военный комиссариат Самарской области
Призывная комиссия Промышленного района г. Самары
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Бадьева Н. Ю.
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
06.05.2021Регистрация административного искового заявления
11.05.2021Передача материалов судье
11.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2021Судебное заседание
03.06.2021Судебное заседание
21.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее