ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело <№...>
22 мая 2014 года город Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Осетровой З.Х.
судей Сафина Ф.Ф.
Черчага С.В.,
при секретаре Гариповой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ф.Г.В. на решение Нуримановского районного суда Республики Башкортостан от 04 марта 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ф.Г.В. к Администрации муниципального района <...> РБ об обязании выплатить компенсацию за конфискованное имущество, отказать.
Заслушав доклад судьи Осетровой З.Х., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ф.Г.В. обратились в суд с иском к Администрации муниципального района <...> район РБ об обязании выплатить компенсацию за конфискованное имущество. В обоснование требований указано, что её дед Г.И.М. подвергся репрессии и в административном порядке был сослан в Сибирь, в <...>. Факт конфискации подтверждается справкой о реабилитации за <№...> от <...> У Г.И.М. в числе конфискованного имущества были дома в <...> районе в поселке <...>, дома использовались для отделения связи, поселкового совета и <...> дома на пристани. Один дом для проживания начальника пристани, другой для административного использования. Истец обращалась в администрацию MP <...> район о выплате компенсации, но просьба была отклонена, с указанием на отсутствие документов. Считает отказ незаконным, поскольку действующим законодательством о политических репрессиях предусмотрена выплата компенсации при установлении факта конфискации и при отсутствии документов. Полагает, что вины несохранности документов у истца нет, факт конфискации подтвержден справкой о реабилитации МВД РБ. Просила суд обязать Администрацию <...> района произвести выплату компенсации за дома, находившиеся в <...>, в сумме <...> рублей.
Суд вынес приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, Ф.Г.В. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене данного решения ввиду его незаконности и необоснованности, указывая на то, что в случае смерти реабилитированных лиц выплата компенсации за конфискованное имущество производится наследником первой очереди, которой она является. При рассмотрении дела суду не представлены выписка из похозяйственной книги по объектам недвижимого имущества и выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. Не представлены доказательства обращения Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий в архивные и другие государственные органы.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали, в связи с чем, на основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что Ф.Г.В., являясь внучкой реабилитированного Г.И.М., не является лицом, имеющим право на возмещение вреда, причиненного утратой имущества жертв политических репрессий, и не представлены доказательства в подтверждение факта конфискации имущества Г.И.М.
Судебная коллегия признает данный вывод суда правильным по следующим основаниям.
На основании ст. 1.1 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее по тексту Закон), подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:
дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;
дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
Пострадавшими же от политических репрессий в соответствии со ст. 2.1 данного Закона признаются дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.
Признание лица подвергшимся политическим репрессиям и подлежащим реабилитации и признание лица пострадавшим от политических репрессий влечет разные правовые последствия.
В соответствии со ст. 12 указанного Закона РФ, возмещение материального вреда, причиненного в связи с репрессиями, производится реабилитированным лицам и их наследникам.
Согласно части 3 пункта 3 Положения «О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации" от 12.08.1994 года №926, выплата денежной компенсации производится в случаях, когда факт конфискации имущества установлен, но отсутствуют или утрачены документы о его характере, состоянии и количестве.
В соответствии с частью 3 пункта 5 названного Положения, при отсутствии документальных сведений факт конфискации имущества может быть установлен в судебном порядке.
Как следует из материалов дела истец Ф.Г.В., <...> г.р. является внучкой Г.И.М..
Из справки, выданной Министерством внутренних дел по РБ от <...> <№...> следует, что Г.И.М., <...> г.р., проживающий до применения репрессии Башкирская АССР, <...>, был репрессирован в <...> году на основании Постановления ЦИК и СНК ССР от 01.02.1930 г. как лицо, имевшее кулацкое хозяйство, был выселен за пределы места проживания. Сведений о месте высылки, дальнейшей судьбе не обнаружено. На основании п. «в» ст. 3 Закона РФ от 18.10.1991 г. №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» Г.И.М. реабилитирован.
Из письма Министерства внутренних дел по РБ от <...> <№...> направленного для рассмотрения по подведомственности председателю комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации MP <...> следует, что сведений об имущественном положении на момент выселения, об изъятом (конфискованном) имуществе семьи Г.И.М. в Информационном центре МВД по Республике Башкортостан не имеется.
Согласно архивной справке Администрации муниципального района <...> район от <...> <№...> данных по Г.И.М. и его конфискованном имуществе в архиве <...> района не имеется.
На основании ст.16.1 ФЗ от 18.10.1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации, а в случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди.
В соответствии с п. 2 Положения "О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации" от 12.08.1994 года №926 в случае смерти реабилитированного лица возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производится его наследникам по закону первой очереди в равных долях: детям (в том числе усыновленным), супруге (супругу) и родителям (усыновителям) умершего, а также ребенку умершего, родившемуся после его смерти.
Законом о реабилитации регулируются не наследственные правоотношения, а отношения, вытекающие из причинения вреда жизни, здоровью или имуществу лиц, пострадавших от политических репрессий, и данным законом определен круг лиц, имеющих право на возмещение этого вреда. На момент смерти реабилитированного лица наследство в виде конфискованного при применении репрессии имущества открыться не могло, поскольку наследодатель реально не обладал этим конфискованным имуществом ко дню смерти, доказательств обратного в силу ст.56 ГПК РФ суду не представлено.
Право на возврат конфискованного имущества у реабилитированных лиц возникло лишь с принятием Закона о реабилитации. Круг лиц, имеющих право на возврат конфискованного имущества или получение компенсации вместо реабилитированного после его смерти, ограничен законодателем, исходя из реальной возможности государства за счет средств бюджета выплатить компенсацию непосредственно пострадавшим от политических репрессий лицам и их ближайшим родственникам, которые, как правило, являлись членами семьи или иждивенцами реабилитированного.
Внуки реабилитированных в число лиц, имеющих право на возврат конфискованного имущества или получение денежной компенсации, законодателем не включены, поскольку не являются наследниками по закону реабилитированного лица первой очереди.
Наследники первой очереди были перечислены в ч. 1 ст. 532 ГК РСФСР, действовавшего на момент реабилитации Г.И.М., и в п. 1 ст. 1142 ГК РФ, действующего в настоящее время. Ими являются дети, супруг и родители наследодателя.
Как видно из положений приведенных норм права и установленных обстоятельств дела, истица Ф.Г.В. права на получение компенсации вместо реабилитированного Г.И.М. после его смерти не имеет, поскольку не является его наследницей первой очереди по закону, а является внучкой реабилитированного.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения требований истцы Ф.Г.В. не имеется, а потому вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований Ф.Г.В. об обязании Администрации МР <...> РБ выплатить компенсацию за конфискованное имущество, является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы Ф.Г.В. о том, что она является наследником первой очереди и имеет право на получение денежной компенсации, являются несостоятельными, поскольку права наследовать имущество наследодателя в первую очередь внуки не имеют и в числе наследников первой очереди не названы, что соответствует положениям ст. 16.1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», ч. 1 ст. 532 ГК РСФСР и п. 1 ст. 1142 ГК РФ.
Не могут повлечь отмену решения суда доводы жалобы о том, что при рассмотрении дела суду не представлены выписка из похозяйственной книги по объектам недвижимого имущества и выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены доказательства обращения Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий в архивные и другие государственные органы. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Таким образом, представление доказательств в обоснование своих доводов в силу ст. 56 ГПК РФ является обязанностью истца. С ходатайством о направлении запроса в адрес ответчика о предоставлении вышеуказанных документов Ф.Г.В. в суд не обращалась.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых фактических данных, не учтенных судом при рассмотрении дела, не содержат данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности решения, не опровергают правовые суждения суда, в связи с чем они не могут рассматриваться как состоятельные.
Выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст. 56 ГПК РФ на стороны.
Судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции является правильным, так как основано на установленных по делу обстоятельствах и принято с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Нуримановского районного суда Республики Башкортостан от 04 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф.Г.В. – без удовлетворения.
Председательствующий: З.Х.Осетрова
Судьи: Ф.Ф. Сафин
С.В. Черчага
Справка: судья Г.А.С.