<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2011 года Канский городской суд Красноярского края в г. Канске в составе:
председательствующего судьи Мизгерт О.В.,
при секретаре Якушевич Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской федерации в лице Канского отделения №279 Восточно-Сибирского Банка Сберегательного Банка Российской Федерации о взыскании невыплаченного районного коэффициента,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Акционерномукоммерческому Сберегательному банку Российской федерации в лице Канского отделения №279 Восточно-Сибирского Банка Сберегательного Банка Российской Федерации о взыскании невыплаченного районного коэффициента Свои требования истец мотивирует тем, что работал в Канском отделении № 279 Восточно-Сибирского банка СБ РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С момента его трудоустройства к заработной плате выплачивался районный коэффициент 1,20 до ДД.ММ.ГГГГ В июне 2010 г., ему был сделан перерасчет и произведена доплата районного коэффициента до 1,30 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 3368,48 рублей. Считает, что с момента его трудоустройства выплаты районного коэффициента в размере 1,20 были произведены незаконно, в нарушение постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П. В связи с этим он обратился в Восточно-Сибирский банк СБ РФ (ВСБ СБ РФ) отделения № с заявлением о возмещении невыплаченной в результате недоплаты районного коэффициента на 10% суммы, накопившейся с момента даты моего трудоустройства до ДД.ММ.ГГГГ, а также обратился с заявлением в Восточно-Сибирский банк СБ РФ (ВСБ СБ РФ). Однако, его заявления оставлены без исполнения со ссылкой на постановление Государственного комитета СМ СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от-1969 г. № «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в <адрес> и <адрес>, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, в настоящее время не установлен, и о порядке его применения», т.е. районный коэффициент к заработной плате работников <адрес> составляет 1,2 и ссылкой на постановление Правления банка от ДД.ММ.ГГГГ, где в ответе из ВСБ СБ РФ сообщается, что правление банка приняло решение с ДД.ММ.ГГГГ установить районный коэффициент в размере 1, 30 в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П и "сложившейся в регионе правоприменительной практикой". Таким образом, его заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 774529 рублей 72 копейки. С учетом того, что районный коэффициент был занижен на 10%, ему была не доначислена сумма в размере 77452 рублей 97 копеек.
В судебном заседании ФИО1 полностью поддержал предмет иска, в порядке уточнений просил восстановить ему срок для восстановления в суд по причине того, что он был введен в заблуждение.
Представитель ответчика по доверенности ФИО5 в суде доводы искового заявления не признала, просила в иске ФИО1 отказать, поскольку согласно ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Днем, когда истец должен был узнать о нарушении своего права, является день выплаты ему заработной платы. В течение указанного периода, заработную плату истец получал 2 раза в месяц, причем данный факт истцом не оспаривается.
Узнать о нарушении своего права истец должен был в день получения зарплаты - 1 числа следующего за отработанным месяцем, т.е. последняя выплата работнику в оспариваемый период осуществилась ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок в течение которого он мог обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора истек ДД.ММ.ГГГГ.
Уважительных причин пропуска срока исковой давности истцом в суд не представлено.
Таким образом, считаем, что истцом пропущен срок обращения в суд за разрешением указанных требований, следовательно, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Кроме того, банк не согласен с доводами истца о том, что ему необоснованно выплачивался районный коэффициент в размере 1,2.
Позиция банка по вопросу применения районного коэффициента в размере 1,2 основана на действующем законодательстве по следующим основаниям.
Федеральным законом от 22.08.2004 года №122-ФЗ внесены изменения в ТК РФ и Закон РФ от 19.02.93 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». На основании указанных изменений с 01.01.2005 года уточнен порядок установления сумм районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате, а так же определено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организации, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, устанавливается Правительством РФ.
Статьей 316 ТК РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
На сегодняшний день нормативный акт, устанавливающий размеры районных коэффициентов к заработной плате работников, Правительством РФ не принят.
В связи с этим, при определении размера указанного районного коэффициента необходимо применять законодательные акты СССР, действующие на территории России в соответствии со ст. 423 Трудового кодекса.
В письме Минфина РФ от 19.07.2001 № 04-02-03/120 указано, что поскольку федеральный закон, устанавливающий районный коэффициент к заработной плате и порядок их выплаты до настоящего времени не принят, то до введения единых районных коэффициентов на территории Российской Федерации продолжают действовать нормы бывшего СССР, предусмотренные постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС.
В соответствии с Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 21.10.1969 N 421/26 "О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения размер районного коэффициента к заработной плате работников в Красноярском крае составил 1,2.
Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию регионов Севера" предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Администрация Красноярского края 21.08.1992г. Постановлением №311-П для работников предприятий и организаций, расположенных на территории Красноярского края, включая г. Красноярск, установила повышенный районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3, превысив при этом максимальный размер районного коэффициента, установленного союзным законодательством.
В результате чего, до внесения изменений в ФЗ от 19.02.93г. №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» на территории Красноярского края, в т.ч. на территории г. Красноярска, действовал повышенный размер районного коэффициента 1,3, в отличие от максимального 1,2.
В настоящее время, поскольку органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов организациям всех форм собственности, кроме учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов, применять Постановление Администрации Красноярского края от 21.08.1992 №311-п, устанавливающее повышенный размер районного коэффициента к заработной плате работникам предприятий и организаций, расположенных в г. Красноярске, всех форм собственности, не правомерно.
Выплата повышенного районного коэффициента работникам банка Коллективным и трудовыми договорами так же не предусмотрена.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст. 392 ТК РФ установлено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В силу ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 316 ТК РФ установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 1,3 Закона РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях », действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
При этом, как следует из ст. 10 названного выше закона, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.
Согласно п.3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993г. № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ « О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях », государственных гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляется районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям
В суде установлено, что истец ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в Канском ОСБ №279, с ДД.ММ.ГГГГ был уволен по п.3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с должности инкассатора. С ДД.ММ.ГГГГ и по момент увольнения к заработной плате истца производилась выплате районного коэффициента в размере 1.2. Постановлением Правления Восточной- Сибирского Банка от 21. 04.2010г. №15, параграф 09, с 1.01.2010г. работникам Восточно-Сибирского банка Сбербанка России к заработной плате установлен районный коэффициент согласно Приложения 1- 279 по Канскому ОСБ- в размере 1,3. В мае 2010г. истец обратился к ответчику о выплате ему повышенного районного коэффициента, однако ему было отказано в производстве доплат, так как согласно решения Правления банка, пересчету подлежат выплаты, направленные на оплату труда с 01.01.2010г., перерасчет коэффициента за прошлые годы не производится. Указанные обстоятельства установлены в суде и сторонами не оспаривались.
Таким образом, исходя из норм Закона РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях », суд приходит к выводу, что снижение районного коэффициента к заработной плате ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ произведено ответчиком в нарушение требований трудового законодательства и гарантий, предусмотренных Законом РФ « О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ».
Вместе с тем, при обсуждении вопроса о сроке обращения в суд с исковым заявлением суд находит, что истцом ФИО1 пропущен установленный ст. 392 ТК РФ срок для обращения в суд. Так, выплата заработной платы с пониженным районным коэффициентом истцу имело место с ДД.ММ.ГГГГ, в суде истец пояснил, что о понижении районного коэффициента он узнал при увольнении 01.01. 2010г. В суде истец пояснил, что срок пропустил по причине не знания об этом, каких либо уважительных причин пропуска срока для обращения в суд, не представил. При таких обстоятельствах, суд находит, что истцом ФИО1 срок для обращения в суд пропущен, в связи с чем в удовлетворении его исковых требований следует отказать за пропуском срока для обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской федерации в лице Канского отделения №279 Восточно-Сибирского Банка Сберегательного Банка Российской Федерации о взыскании невыплаченного районного коэффициента - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский горсуд в течении 10-ти дней.
Судья Мизгерт О.В.