Дело № 2-999/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п.Зубова Поляна 15 сентября 2020 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Ибрагимовой Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Шичкиной Е.И.,
с участием:
истца Кокурина С.М.,
ответчика – Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия,
его представителя Дунаевой Н.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кокурина С.М. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия о защите пенсионных прав,
установил:
Кокурин С.М. обратился в суд с указанным исковым заявлением.
Требования мотивирует тем, что с 01.08.2019 является получателем пенсии по старости. Поскольку в период с 19.02.1992 по 26.11.1997 он отбывал наказание в ФКУ ИК-5 мкр.Шахтерский г.Донской Тульской области, то есть фактически на протяжении пяти лет проживал в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, он обратился в пенсионный орган с заявлением об уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, в чем ему было отказано. В связи с чем, просит суд признать незаконным решение ответчика №268260/19 от 13.12.2019 об отказе в назначении пенсии по старости в соответствии с положениями ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и обязать ответчика включить период с 19.02.1992 по 26.11.1997 в страховой стаж, дающий право на назначение пенсии с уменьшением установленного пенсионного возраста.
В судебном заседании истец Кокурин С.М. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордлвия Дунаева Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в оспариваемом решении.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом и занятым на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне), пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Частью первой ст. 13 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п. 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
В соответствии с положениями статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются данным Законом и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 данного Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В силу положений статьи 34 названного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 данного Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 этого Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Таким образом, пенсия, предусмотренная Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и страховая пенсия, назначаемая в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», не являются идентичными.
Исходя из положений определения Конституционного Суда РФ от 21.04.2005 года №121-О и ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденным, в том числе привлеченным к труду, право на пенсионное обеспечение наравне с гражданами, постоянно проживающими (работающими) или проживавшими (работавшими) на территории зоны радиоактивного загрязнения может быть предоставлено при наличии у них подтвержденного в установленном порядке статуса пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, который определит вид и объем возмещения вреда и мер социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что Кокурин С.М. отбывает наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия по приговору Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 05.04.2018.
14.08.2019 истец обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости на основании ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением пенсионного возраста.
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Зубово-Полянском муниципальном районе (межрайонное) Республики Мордовия от 13.12.2019 №268260/19 в досрочном назначении страховой пенсии истцу отказано ввиду отсутствия периода проживания (работы) в зоне Чернобыльской АЭС.
Не согласившись с отказом пенсионного органа, Кокурин С.М. обратился в суд с настоящим иском.
Согласно справки, выданной ФКУ ИК-№ УФСИН России по Тульской области от 01.07.2019 №73/ТО/45-275, Кокурин С.М., 1959 года рождения отбывал наказание в ФКУ ИК-№ мкр.Шахтерский г.Донской Тульской области в период с 19.02.1992 по 26.11.1996, который отнесен к зоне с льготным социально-экономическим статусом (Постановление Правительства РФ №1582 от 18.12.1997).
В соответствии с пп. 1.2, 1.3 п. 1 Инструкции о порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж, утвержденной Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, учет проработанного осужденным в местах лишения свободы времени возлагается на администрацию исправительно-трудовых учреждений и производится по итогам календарного года. В общий страховой стаж включается фактически отработанное время пребывания при выполнении трудовых заданий.
Документом, подтверждающим время работы осужденного в местах лишения свободы, является справка, выдаваемая администрацией исправительно-трудового учреждения.
Из справки, выданной указанным исправительным учреждением, следует, что согласно архивной карточке осужденного и расчетно-платежным ведомостям по начислению заработной платы, фактически Кокуриным С.М. в период отбывания наказания отработано в: 1992 г. – 1 месяц 16 дней, 1993 г. - 9 месяцев 14 дней, 1994 г. – 5 месяцев, 1995 г. – 8 месяцев 13 дней.
Таким образом, страховой стаж истца составил менее 5 лет, при этом, для назначения пенсии за проживание в зоне ЧАЭС требуется не менее 5 лет проживания или работы.
С учетом вышеизложенных норм действующего законодательства, суд исходит из того, что уменьшение пенсионного возраста в соответствии с положениями Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возможно при наличии определенных условий - страхового стажа и периода проживания в зоне радиоактивного загрязнения, подтвержденного в установленном законом порядке.
Время работы истца в период отбывания наказания может быть включено исключительно в его страховой (общий трудовой) стаж и только применительно к возможному назначению пенсии на общих основаниях, то есть в соответствии с положениями Федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», оснований для включения оспариваемых истцом периодов (согласно исковому заявлению) в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии на льготных условиях, не имеется.
Довод истца Кокурина С.М. о том, что место отбытия им наказания в спорные периоды являлось местом его проживания, суд считает несостоятельным, по следующим основаниям.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства гражданина понимается жилой дом квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда, либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Местом пребывания гражданина признается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Исправительное учреждение, в котором гражданин находится в целях отбывания наказания в виде лишения свободы, не является его местом жительства.
Применительно к понятиям вышеприведенного Закона исправительные учреждения являются местом временно пребывания гражданина независимо от периода такого пребывания.
В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 4 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Пункт 57 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 №958-н, прямо предусматривает, что подтверждением постоянного проживания является паспорт с отметкой о регистрации именно по месту жительства, а не месту пребывания.
Исходя из вышеизложенного, исправительное учреждение, в котором гражданин находится в целях отбывания наказания в виде лишения свободы, не является его местом жительства. Место отбывания наказания в виде лишения свободы является местом временного пребывания, которое определено лицу независимо от его воли и может быть изменено в любой момент также независимо от его волеизъявления.
Таким образом, место отбытия наказания осужденным по приговору суда (исправительное учреждение) не может рассматриваться как место жительства такого лица.
Выплаты за проживание в зоне, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за указанный период отбывания наказания Кокурину С.М. не производились, что подтверждается материалами пенсионного дела на последнего.
При таких обстоятельствах установив, что ни факт работы истца в период отбывания наказания, ни временное нахождение в исправительном учреждении, расположенном в зоне с льготным социально-экономическим статусом, не являются и не могут являться юридически значимыми условиями для назначения пенсии в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», у суда отсутствуют правовые основания для признания за Кокуриным С.М. права и назначения ему страховой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Кокурина С.М. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решения №268260/19 от 13.12.2019 об отказе в назначении пенсии по старости в соответствии с положениями ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как лицу, проживающему (работающему) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом и возложении обязанности включить период с 19.02.1992 по 26.11.1997 в страховой стаж, дающий право на назначение пенсии с уменьшением пенсионного возраста оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия
Судья Зубово-Полянского
районного суда Республики Мордовия Р.Р.Ибрагимова
Мотивированное решение изготовлено 17.09.2020.
Судья Р.Р.Ибрагимова