Дело № 12-83/2020
УИД № 13RS0023-01-2019-004999-96
РЕШЕНИЕ
5 марта 2020 года город Саранск
Судья Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия Чибрикин А. К.
рассмотрев жалобу Чернышева В. А. на постановление главного государственного санитарного врача по Республике Мордовия № 864 от 7 ноября 2019 г., представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения № 65 от 7 ноября 2019 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Чернышева В. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Мордовия № 864 от 7 ноября 2019 г. ИП Чернышев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП Российской Федерации), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Установив причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, 7 ноября 2019 г. главный государственный санитарный врач по Республике Мордовия, руководствуясь частью 1 статьи 29.13 КоАП Российской Федерации, внес представление, в котором указано на необходимость устранить причины и условия, способствовавшие совершению указанного административного правонарушения, и сообщить о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в течение месяца с момента его получения.
ИП Чернышев В.А. обратился с жалобой на постановление, представление главного государственного санитарного врача по Республике Мордовия в Ленинский районный суд г. Саранска, в которой привел доводы об их незаконности.
В судебном заседании Чернышев В.А. и его защитник по доверенности Морозова Н.В. жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия Дураева О.Г., опрошенная в качестве свидетеля, полагала жалобу не подлежащей удовлетворению, вмененное правонарушение доказанным должным образом, пояснила, что ИП Чернышев В.А. до начала осуществления деятельности по организации общественного питания был обязан установить наличие, либо отсутствие отдельной от общедомовых систем, системы вентиляции, а при её наличии – исправность данной системы с целью недопущения ухудшения условий пребывания и проживания людей в жилом <адрес> Республики Мордовия. Однако обязанностей своих ИП Чернышев В.А. не выполнил, тогда как препятствий к этому у него не имелось.
Необходимости избрания протокольной формы рассмотрения дела с учетом положений части 1 статьи 29.8, части 1 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации, при отсутствии ходатайства о ведении протокола, не имеется.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 6.6 КоАП Российской Федерации нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
В силу части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ установлено, что при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 N 31 утверждены Санитарные правила - СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (далее - Правила СП 2.3.6.1079-01), разработанные с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяющие основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников (п. 1.1 Правил СП 2.3.6.1079-01).
Данные Санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению (п. 1.2 Правил СП 2.3.6.1079-01).
Согласно пункту 4.6 Правил СП 2.3.6.1079-01 устройство и оборудование выбросов систем местной вытяжной вентиляции не должны влиять на ухудшение условий проживания и пребывания людей в жилых домах, помещениях и зданиях иного назначения. Система вытяжной вентиляции организаций, расположенных в зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от системы вентиляции этих зданий. Шахты вытяжной вентиляции выступают над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м.
Из материалов дела следует, что определением главного специалиста - эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия от 6 августа 2019 г. № 116 было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.6 КоАП Российской Федерации, в отношении ИП Чернышева В.А., предписано провести административное расследование.
С 6 августа 2019 г. по 4 октября 2019 г. по адресу г. Саранск, пр. Ленина, д.23А, пом. №3 в организации общественного питания «Пельменная Бульон. Шаверма Буритто» при проведении административного расследования по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении индивидуального предпринимателя Чернышева В.А. в связи с жалобой жильцов многоквартирного дома, установлены нарушения ИП Чернышевым В.А. ст. 17 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 4.6 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", а именно: оборудована система индивидуальной механической вытяжной вентиляции отдельно от системы вентиляции здания. Шахта вытяжной вентиляции выступает выше уровня кровли здания. При этом приточная система воздуха П4, являющаяся составной частью системы механической вытяжной вентиляции в помещении №3 дома № 23А по пр. Ленина г. Саранска, не функционировала.
По результатам административного расследования главным специалистом - экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия был составлен протокол об административном правонарушении от 4 октября 2019 г. № 000805 в отношении ИП Чернышева В.А., которым ему вменялось совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.6 КоАП Российской Федерации.
Постановлением от 7 ноября 2019 г. ИП Чернышев В.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе письма ООО Проектный институт «Саранскгражданпроект» от 10.10.2019, ООО «Проект-Сити» от 24.10.2019, фактические обстоятельства дела в совокупности с приведенными выше нормами, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях ИП Чернышева В.А. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьёй 6.6 названного Кодекса.
В силу статьи 1.5 КоАП Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с часть 1 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо (ИП) признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 КоАП Российской Федерации) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП Российской Федерации возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ИП Чернышева В.А. имелась возможность для соблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, за нарушение которого статьёй 6.6 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП Российской Федерации при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, ИП Чернышев В.А. обоснованно привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.6 КоАП Российской Федерации.
Действия ИП Чернышева В.А. по статье 6.6. названного Кодекса квалифицированы правильно.
Доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом акте.
Довод защиты о том, что согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РМ" № 2483/01 от 22.08.2019 содержание вредных веществ: окиси углерода, акролеина, диоксида азота, сернистого ангидрида в квартирах жилого дома № 23А по пр. Ленина г. Саранска не превышают допустимые нормы, не влияет на квалификацию вменённого правонарушения, поскольку в ходе проведения административного расследования установлен факт нарушения п. 4.6 Санитарных правил - СП 2.3.6.1079-01, выразившийся к нефункционировании приточной системы воздуха, являющейся составной частью механической вытяжной вентиляции.
Выводы о виновности ИП Чернышева В.А. в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Санитарных правил - СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств дела правовым основанием к отмене принятого по делу решения не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого акта, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении ИП Чернышева В.А., не допущено.
Административное наказание назначено ИП Чернышеву В.А. в пределах санкции, предусмотренной статьёй 6.6 КоАП Российской Федерации.
ИП Чернышев В.А. также оспаривает законность вынесенного ему представления главного государственного санитарного врача по Республике Мордовия № 65 от 7 ноября 2019 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП Российской Федерации об судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Предусмотренные данной статьей представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением.
В данном случае одновременно с постановлением о привлечении к административной ответственности административный орган выдал ИП Чернышеву В.А. и представление об устранении причин и условий, способствующих совершению нарушения.
Оспариваемое представление констатирует отраженное в постановлении о привлечении к административной ответственности от 07.11.2019 № 864 нарушение норм действующего законодательства и обязывает нарушителя принять меры по устранению выявленных нарушений.
В связи с тем, что представление от 07.11.2019 № 65 выдано на основании постановления от 17.11.2019 № 864, которое признано судом соответствующим закону, следовательно, основания для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия
решил:
постановление главного государственного санитарного врача по Республике Мордовия № 864 от 7 ноября 2019 г., представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения № 65 от 7 ноября 2019 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Чернышева В. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Чернышева В.А. - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.К. Чибрикин